«У транспортной отрасли в Забайкальском крае есть перспективы»

Приграничное положение региона определяет его транзитную функцию. Забайкальский край – это связующее звено между большинством российских регионов, расположенных к западу от Байкала, со странами АТР и регионами Дальнего Востока России. Эта функция заложена в программные документы, определяющие направления развития региона, – это «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года», федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».

Основу транспортной инфраструктуры края составляет Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) – составная часть Транссибирской магистрали и самая протяженная – 2,3 тысячи километров – из дорог ОАО «РЖД». Железная дорога с начала XX века (в 2010 году ЗабЖД отметила 110-летие со дня своего рождения в качестве самостоятельной хозяйственной единицы российских железных дорог) во многом определяет направления развития региона, и большинство крупных населенных пунктов в крае, в том числе и краевой центр, тяготеют именно к железной дороге. ЗабЖД сегодня – крупнейшее предприятие края, на котором трудятся более 50 тысяч человек. При этом дорога активно развивается и строится – об этом будет сказано ниже.

На севере края с юго-запада на северо-восток проходит участок Восточно-Сибирской железной дороги – Байкало-Амурская магистраль. БАМ и в конце прошлого века, и сегодня определяет перспективы развития самого северного - Каларского - района края. Реализация ряда крупнейших горнорудных проектов в Каларском районе, освоение Удоканского месторождения меди, Апсатского каменноугольного и Чинейского полиметаллического месторождений, многих других невозможно без стабильного функционирования БАМа.

Основу инфраструктуры автомобильных дорог составляют три федеральные автомобильные трассы: Чита - Иркутск («Байкал», 492 километра до границы с Республикой Бурятия), Чита - Хабаровск («Амур», 794 километра до границы с Амурской областью) и Чита - Забайкальск (486 километров до границы с Китаем).

Ключевая задача ЗабЖД на сегодня - обеспечение транзитного грузопотока по главному ходу Транссиба и совершенствование качества и объемов железнодорожных перевозок между Россией и Китаем. Успешное решение первой задачи обеспечивает создание условий для работы трансконтинентального коридора между Дальним Востоком и европейской Россией, странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Вторая задача - составная часть работы по заложенному в межгосударственных договоренностях увеличению российско-китайского товарооборота. Ключевая роль ЗабЖД в этом направлении подчеркивается наличием на российско-китайской границе в Забайкальском крае крупнейшего сухопутного российско-китайского пункта пропуска «Забайкальск - Маньчжурия», на котором открыто не только железнодорожное, но и автомобильное направление.

Забайкальская железная дорога, как уже говорилось, активно развивается. Один из крупнейших инвестпроектов в крае – электрификация железнодорожной ветки и строительство вторых путей от станции Карымская до Забайкальска – так называемый Южный ход. Его реализация направлена именно на увеличение грузооборота между Россией и Китаем.

Станция Карымская входит в число 53 важнейших сортировочных станций ОАО «РЖД». В Карымской встречаются три грузопотока: грузы из морских портов Дальнего Востока, следующие на запад, поток экспортных грузов, идущих в Китай по Южному ходу, и значительно возросший поток грузов, следующих с запада на восток.

После ввода новых мощностей в Карымской Забайкальская дорога получила существенную экономию эксплуатационных расходов. Пропускная способность станции к 2015 году возрастет практически вдвое – со 107 поездов в сутки в настоящее время до 201 поезда.

Кроме этого в крае продолжается реализация крупнейшего в России проекта частно-государственного партнерства по масштабному освоению месторождений юго-востока Забайкальского края. Инфраструктурное основание этого проекта, который реализуется за счет средств Инвестфонда РФ и «Норильского никеля», – железная дорога от станции Борзя ЗабЖД до райцентра, села Газимурский Завод. Протяженность ветки составит около 220 километров. Дорога должна быть достроена к 2012 году и обеспечить целесообразность строительства Быстринского и Бугдаинского полиметаллических ГОКов. Можно отметить, что строительство Быстринского ГОКа началось уже в IV квартале 2011 года одновременно со строительством 12-километровых подъездных путей от будущих производственных мощностей до будущей станции Газимурский Завод.

Говоря о развитии Забайкальской железной дороги, нельзя не упомянуть про модернизированный контейнерный терминал на приграничной станции Забайкальск, который открылся в 2008 году. Это самый крупный «сухой» контейнерный порт в России. Пропускная способность реконструированного терминала – свыше 470 тысяч контейнеров, или более одного миллиона тонн грузов в год. Технология на терминале отлажена таким образом, чтобы обеспечить перегруз любого контейнерного поезда с колеи 1 435 мм (КНР) на колею 1 520 мм (РФ) в течение суток с момента его прибытия.

Протяженность трех федеральных автотрасс в крае составляет без малого 1,6 тысячи километров. Трассы Чита - Хабаровск и Чита - Иркутск обеспечивают сквозной проезд по территории региона с запада на восток страны и обратно. Строительство трассы «Амур», завершившееся в конце 2010 года, через 30 лет после того как первые километры дороги появились под Читой, не только впервые в истории нашего государства соединило запад и восток России качественной автомобильной дорогой, но и обеспечило жителей северо-восточных районов края качественным автомобильным сообщением с краевым центром. Задача сегодняшнего дня, поставленная перед регионами, по территории которых проходит «Амур», руководством государства, – обеспечение трассы всей необходимой инфраструктурой: местами для отдыха, АЗС, СТО и так далее. Отдельная задача, поставленная премьер-министром РФ Владимиром Путиным, который проехал по трассе от Хабаровска до Читы в августе 2010 года, – обеспечение дороги качественной сотовой связью на всем протяжении. Эту работу до конца 2012 года должны завершить операторы «Большой тройки».

Также в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» реализовано соглашение с Росавтодором на выделение средств из федерального бюджета, которые направлены на строительство подъезда от федеральной дороги «Амур» (Чита - Хабаровск) к городу Могоча. В 2009 году закончено строительство подъездов от федеральной дороги «Амур» к населенным пунктам Могочинского района – поселку Амазар и селу Кудеча. Запланировано строительство подъездных дорог и кнаселенным пунктам Ксеньевка, Давенда, Ключевский, Сбега, Жанна и другим.

Федеральная автомобильная дорога А-166 Чита - Забайкальск выполняет без преувеличения геополитическую задачу, обеспечивая автомобильное сообщение между Читой и крупнейшим российско-китайским пунктом пропуска «Забайкальск - Маньчжурия». Эта трасса нуждается в серьезной реконструкции – в своем нынешнем состоянии она не готова выполнять возложенные на нее задачи. Деньги на ремонт и реконструкцию дороги выделяются. Так, в 2010 году был открыт новый современный мост через реку Онон. Годом ранее мы сдали в эксплуатацию 12-километровый участок трассы второй технической категории в обход поселка Дарасун. В 2011 году проведен капитальный ремонт 5-километрового участка трассы в районе поселка Агинское – отремонтированы два участка общей протяженностью более 15 километров. Переустроено два моста – старые конструкции заменены современными металлическими гофрированными водопропускными трубами. В пяти населенных пунктах, расположенных вдоль автомобильной дороги, установлено освещение.

Но этого, конечно, недостаточно для того, чтобы обеспечить безопасное движение легкового и большегрузного автотранспорта на ключевом направлении. Выделю только несколько животрепещущих проблем, которые требуют скорейшего решения. На трассе необходимо сделать три обхода: «Мирная - Безречная» – позволит миновать два железнодорожных переезда, а также в районе села Агинское и города Борзя, где оживленная трасса проходит по крупным населенным пунктам, что создает проблемы с точки зрения обеспечения безопасности местных жителей. Проблемными также являются два хребта – Аргалейский и Березовый, где в зимний период затруднено движение транспорта.

Среди дорог, имеющих первостепенное значение в транспортной инфраструктуре края, следует также отметить сеть дорог, обеспечивающих подъезды к международным автомобильным пунктам пропуска Верхний Ульхун, Соловьевск (граница с Монголией), Староцурухайтуй, Олочи и Забайкальск (граница с КНР). В последнем случае речь, опять же, идет об участке трассы Чита - Забайкальск.

Еще один важнейший вид транспорта – воздушный. На территории края – три аэропорта и 43 посадочные площадки: 45 находятся в федеральной собственности, один аэропорт - в частной (аэропорт Чита).

Аэропорт Чита, расположенный в пригородной зоне, имеет статус международного. Комплекс оснащен новейшим таможенным, пограничным и информационным оборудованием, имеет взлетно-посадочную полосу, позволяющую принимать все типы современных воздушных судов, два пассажирскихтерминала для международных ивнутренних рейсов.

Между правительством края, ООО «НОВАПОРТ» и ОАО «Аэропорт Чита» заключено трехстороннее соглашение о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам перспективного развития аэропорта. На сегодня перевозка пассажиров и грузов осуществляется воздушными судами авиакомпаний «ВИМ Авиа», «Уральские авиалинии», «Сибирь», «Ангара», «Ираэро», «Якутия». Из Читы можно улететь через Хайлар в Пекин. Пассажирские рейсы выполняет китайская компания Air China. Летом 2011 года открыто новое направление – из Читы в Маньчжурию. Рейс с каждым месяцем становится все более популярным, существенно расширяя географию полетов через китайские порты.

Аэропорт Читы входит в систему базовых аэропортов России и имеет международное значение. В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» мы рассчитываем на финансирование мероприятий по реконструкции аэропорта с 2013 по 2015 год в сумме около 4 млрд. рублей.

Аэропорт в райцентре, селе Новая Чара, является единственным действующим аэропортом на территории региона, расположенным в районах Крайнего Севера, через который осуществляется воздушное сообщение с краевым центром и другими городами Российской Федерации.

Приоритетным направлением транспортной политики края остается создание эффективных, безопасных и надежных наземных международных транспортных коридоров, обеспечивающих устойчивый экономический рост и потребности общества в перевозке пассажиров, движении товаров и услуг, повышение конкурентоспособности транспортной системы страны. В ближайшие годы предстоит выполнить большой объем работ, связанных среконструкцией и капитальным ремонтом федеральных дорог, а также на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения. В последнем случае уже в ближайшие годы мы ждем серьезного прорыва – с 1 января начинает работать Дорожный фонд, объем которого превысит 3,5 млрд. рублей целевых денег.

Как видно, у транспортной отрасли в Забайкальском крае хватает проблем, но нет недостатка в перспективах. Правительство региона ставит для себя задачу дальнейшего развития транспортной инфраструктуры, нацеленную на увеличение транспортной доступности для населения, в том числе в отдаленных районах края, и надежную работу всех видов транспорта – во благо региона и всей России.

Андрей КОЗЛОВ.

г. Чита



← Назад в раздел