Расширяя границы пространства

История предприятия «Аэронавигация Дальнего Востока» берет начало 5 декабря 1993 года. Тогда путем выделения служб движения, ЭРТОС и аэронавигационной информации из состава соответствующих авиационных отрядов Дальневосточного управления гражданской авиации (ДВУ ГА) было создано государственное предприятие «Дальаэроконтроль». В декабре 2001 года оно было реорганизовано в форме присоединения к ГУДП «Аэронавигация Дальнего Востока» ФУП «Госкорпорация по ОВД», а в июле 2004 года преобразовано в филиал «Аэронавигация Дальнего Востока» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения». «Аэронавигация Дальнего Востока» – один из 15 филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» – главного российского национального провайдера аэронавигационного обслуживания, образованного в декабре 1996 года. За шестнадцатилетний период «Аэронавигация Дальнего Востока» прошла огромный эволюционный путь развития.

На дальневосточных рубежах России создан беспрецедентный по масштабам Хабаровский автоматизированный укрупненный центр управления воздушным движением.

20 октября 2011 года стало не только знаменательной датой для празднования Международного дня авиадиспетчера, но и особым днем для филиала «Аэронавигация Дальнего Востока». В этот день введен в эксплуатацию Хабаровский укрупненный центр Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) России. Впервые подобный центр, создаваемый в рамках федеральной целевой программы по модернизации ЕС ОрВД в РФ полностью оснащен российским оборудованием. Разработчиком и поставщиком комплекса средств автоматизации управления воздушным движением выступило ОАО «ВНИИРА», входящее в ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Внедрение укрупненных центров позволяет усовершенствовать систему УВД России.

Основная цель создания Хабаровского укрупненного центра – это обеспечение заданного уровня безопасности полетов при обслуживании воздушного движения, увеличение пропускной способности воздушного пространства, снижение эксплуатационных расходов, удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных авиакомпаний в аэронавигационном обслуживании и использовании воздушного пространства, а также снижение их экономических потерь. Площадь района ответственности, в воздушном пространстве которого решаются задачи организации ИВП и УВД, составляет около 2,5 миллиона квадратных километров, или 10 процентов воздушного пространства России. На территории филиала расположено 52 аэродрома различных ведомств, из которых 31 относятся к гражданской авиации. Это аэродромы совместного базирования или использования с гражданской авиацией. Из них четыре международных аэропорта: Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, Южно-Сахалинск и три аэропорта федерального значения: Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Охотск, а также 20 запретных зон и зон ограничения полетов. Основные потоки воздушного движения сложились по направлениям: трансвосточное, транссибирское, трансполярное и кроссполярное.

Специалисты филиала обслуживают около 900 воздушных судов ежедневно, из которых более 70 процентов принадлежат иностранным авиакомпаниям.

Сложная структура воздушного пространства и рост интенсивности полетов диктовали необходимость организационных мероприятий по совершенствованию системы ОрВД и внедрения средств автоматизации. Федеральная целевая программа «Модернизация Единой системы ОрВД РФ на период 2009 - 2015 годы» предусматривает создание 13 укрупненных центров ЕС ОрВД, которые придут на смену нынешним районным центрам – сейчас в структуру ЕС ОрВД входят 80 центров. Хабаровский центр позволит контролировать воздушное пространство Дальнего Востока площадью 2,5 миллиона квадратных километров из единого центра в Хабаровске над территорией Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Сахалинской области и Еврейской автономной области, над Охотским и Японским морями, где ответственность за ОрВД возложена на РФ.

Созданию Хабаровского укрупненного центра ЕС ОрВД предшествовала длительная и кропотливая работа. Только в 2006 - 2007 годах на модернизацию и развитие укрупненного центра было освоено более 800 миллионов рублей, что позволило заменить морально устаревшее и отработавшее ресурс оборудование и установить 320 новых высокотехнологичных изделий.

Ключевым элементом, позволившим осуществить проект создания укрупненного центра в Хабаровске, стала автоматизированная система организации воздушного движения (АС ОрВД), созданная на основе районной автоматизированной системы управления воздушным движением (КСА УВД) «Синтез-Р2» и подсистемы «Синтез-ПИВП», разработчиком и поставщиком которых выступает ОАО «ВНИИРА» – Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры. В основе любого Центра лежат три основных элемента: система радиолокационных средств наблюдения за воздушными целями, система планирования воздушного движения и система управления воздушным движением путем передачи сообщений диспетчера по голосовым каналам связи. Но масштабы зоны ответственности Центра вносят качественные изменения в них. Вся информация от радиолокационных средств наблюдения по каналам связи передается в Хабаровский центр; также по каналам связи рассылаются голосовые сообщения диспетчера, а система анализа и планирования должна работать с большим количеством ВС.

Основная задача, возложенная на Центр, – обеспечение безопасности полетов, уменьшение влияния человеческого фактора. Автоматизированная система способна сопровождать до 1000 воздушных судов в зоне, хотя фактическое их количество, разумеется, меньше. Учитывая планы полетов и данные о фактической ситуации, система должна перебрать все комбинации возможных пересечений самолетов, заранее выявить все возможные точки потенциальных конфликтов и предупредить о них диспетчера. Заблаговременно получая всю необходимую информацию, диспетчер может оптимизировать движение самолетов, не прибегая к избыточному маневрированию, которое ведет к удлинению маршрута и дополнительному расходу топлива, а также заняться спрямлением воздушных трасс: самолет находится в зоне ответственности укрупненного центра более двух часов, и результат может получиться заметный. Благодаря введению новой системы риск столкновения, определяющий уровень безопасности полетов, по сравнению с настоящим временем будет снижен в семь раз, а пропускная способность увеличится в полтора раза. Также будет достигнуто повышение эффективности решения задач национальной безопасности, и в то же время обеспечится интеграция системы организации воздушного движения РФ в мировую аэронавигационную систему.

Автоматизированная система для укрупненного центра такого уровня сделана впервые полностью российскими фирмами, что принципиально важно. По своим масштабам и уровню автоматизации система соответствует передовым мировым аналогам. По классификации европейской организации Eurocontrol она относится к третьему уровню автоматизации из четырех возможных, что соответствует уровню самых современных европейских центров УВД, также имеющих категорию третьего уровня автоматизации, в числе которых можно назвать укрупненные центры в Лондоне и Париже.

В реализации проекта создания объединенного укрупненного центра управления воздушным движением заинтересованы не только пользователи воздушного пространства. Это даст дополнительный толчок развитию экономики Дальнего Востока. Известно, что наиболее быстрыми темпами осваиваются районы, обращенные в сторону Тихого океана. Многие страны Тихоокеанского бассейна выдвинулись на первое место в мире по темпам роста внешнеторговых, в том числе и транспортных, потоков. Здесь самым непосредственным образом соприкасаются интересы таких крупнейших и влиятельных государств, как Россия, США, Китай, Япония.

Исполнилась давняя мечта авиаторов, осуществляющих полеты в верхнем воздушном пространстве российского Дальнего Востока: установив связь с диспетчером у острова Хоккайдо, до Сибири они будут находиться под постоянным радиолокационным контролем диспетчера с позывным «Хабаровск».

Андрей СМИРНОВ.

г. Хабаровск



← Назад в раздел