Транспортная система Хабаровского края...

Особое значение для Российской Федерации в развитии транспортно-логистических коридоров в последнее время приобретает дальневосточное направление, которое обеспечивает сохранение свободного выхода на страны АТР, США, Канаду и др.

В этом, трансконтинентальном, коридоре Хабаровский край играет исключительную, объединяющую роль, он фактически является транспортным многопрофильным логистическим центром, вобравшим в себя практически всю транспортную инфраструктуру Зауралья, Восточной и Западной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, представленную на территории края всеми видами современного транспорта: железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским, речным и трубопроводным.

•Хабаровск - Лидога - Ванино, с возможным подключением нового международного пункта пропуска на о. Большой Уссурийский.

•Москва - Чита - Хабаровск - Ванино - Совгавань с выходом на международные морские порты Хабаровского края, в том числе с грузами из Китая.

•Москва - Чита - Хабаровск - Владивосток - Находка с выходом на порты Приморского края.

Строящийся на о. Большой Уссурийский, под Хабаровском, современный транспортный кластер позволит перемещать по железной и автомобильной дорогам грузы в западном направлении на Европу.

Авиация

Хабаровский международный аэропорт – самый крупный в Дальневосточном федеральном округе. Аэродром аэропорта Хабаровск является запасным для аэропортов всего Дальневосточного региона. На период проведения саммита АТЭС в 2012 году аэродром Хабаровск (новый) станет основным запасным аэродромом для воздушных судов иностранных делегаций, поскольку по природно-климатическим и географическим параметрам имеет существенные преимущества перед другими аэропортами Дальнего Востока. Так, в этом году в зимнее время при сложных погодных условиях на Дальнем Востоке аэропорт Хабаровск работал стабильно и ни на одни сутки не приостановил свою деятельность по погодным условиям.

В течение последних двух лет аэропорт Хабаровск признавался победителем ежегодного конкурса «Лучший аэропорт года стран СНГ» в номинации «Аэропорт с объемом перевозок более одного миллиона пассажиров в год».

Динамика авиаперевозок через аэропорт Хабаровск постоянно растет. В сравнении с лучшими докризисными показателями (2006 год) пассажиропоток в 2010 году вырос на 78%, в 2011-м прогнозируется прирост еще на 10%, до 1,6 миллиона пассажиров.

В соответствии с соглашением, заключенным правительством Хабаровского края с корпорацией «Международный аэропорт Инчхон» г. Сеул, который за последние годы 5 раз признавался лучшим аэропортом мира, и компанией «Дэу Инжиниринг», Южная Корея, в 2011 году разработан генеральный план развития международного аэропорта г. Хабаровска в качестве аэропорта-ХАБа федерального значения.

Трубопроводный транспорт

Начнем с самого «молодого» направления развития транспортной трубопроводной системы в экономической жизни Дальнего Востока. На территории Хабаровского края магистральный трубопроводный транспорт сформирован на базе комплекса, состоящего из подземных, подводных, наземных трубопроводов, предназначенного для транспортировки нефти и газа в страны АТР, Китай и другие, а также для внутреннего потребления.

Речная инфраструктура р. Амур

Важное значение для реализации проектов развития внешнеэкономических связей Хабаровского края с соседним Китаем, странами АТР имеет транспортный коридор по внутренним водным путям, общей протяженностью 2 456 тыс. км. Судоходность Амура позволяет использовать суда смешанного типа плавания «река - море» с выходом на страны АТР, США, Канаду и другие.

Дороги, автомобильный транспорт

Развитие опорной дорожной системы на территории края ведется между развивающимися транспортно-промышленными комплексами края - Хабаровским и Ванино-Советско-Гаванским.

Морская портовая инфраструктура

Морская портовая инфраструктура Хабаровского края представлена шестью морскими портами, входящими в состав общей транспортной системы Дальнего Востока. Транспортно-географическое положение Хабаровского края благоприятствует развитию международных торговых связей, а уровень технической оснащенности позволяет принимать и перерабатывать самую широкую номенклатуру грузов. Динамика грузооборота морских портов края наглядно показывает их востребованность экономикой страны. На долю портов Хабаровского края приходится около 23% грузооборота портов Дальневосточного региона. Так, в 2009 году портами края переработано 23,5 млн. тонн, в 2010-м - 25,3 млн. тонн, в 2011-м планируется выйти на уровень 30 млн. тонн в год.

В сравнении с другими морскими администрациями ДВФО, в Хабаровском крае за последние годы наметилась позитивная динамика ежегодного увеличения объемов переработки. Так, в 2011 году прогнозируется прирост объемов на 15 % к 2010 году.

Портовая особая экономическая зона «Советская Гавань»

В крае формируется и успешно развивается Ванино-Советско-Гаванский транспортно- промышленный узел, в том числе первая в России Портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ) «Советская Гавань» – международный многопрофильный портовый и судоремонтный центр, сроком действия 49 лет. В августе 2011 года утверждена разработанная институтом Номура (Япония) концепция развития портовой зоны, согласно которой к 2025 году планируется довести объем грузопереработки до 25 млн. тонн в год.

На территории ПОЭЗ разместятся компании по переработке водных биологических ресурсов, зерновые и контейнерные терминалы, мощности по перевалке генеральных грузов, судоремонтные производства.

Развитие железных дорог

Важнейшим инфраструктурным проектом развития экономики является программа развития БАМа, призванная решить проблему ограниченности пропускных способностей железной дороги, которая на сегодняшний день является сдерживающим фактором освоения богатых ресурсов Сибири, Забайкалья, Амурской области, Республики Саха (Якутия), Хабаровского края и развития портовой инфраструктуры морского побережья Хабаровского края.

Так, на сегодняшний день пропускная способность БАМа на участке Северного широтного хода Тайшет - Хани ограничена 16 млн. тонн в год, а Хани - Комсомольск-на-Амуре – 9 млн. тонн, тогда как уже сейчас грузоотправителями заявлена перспективная грузовая база свыше 100 млн. тонн, и она постоянно изменяется в сторону увеличения. Реализация РЖД проекта развития участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань, рассчитанного до 2016 года с общей суммой капитальных вложений в пределах 60 млрд. рублей, не решит проблему дефицита провозных способностей, поскольку в 2016 году на данном участке РЖД сможет провезти только 36 млн. тонн грузов в год.

Но даже довезти такой объем грузов до ст. Комсомольск сегодня и даже через три года по БАМу невозможно. Нужна дополнительная государственная поддержка для модернизации железнодорожной инфраструктуры – не отдельными участками и разрозненными проектами, а в целом всего полигона БАМа на участке Тайшет - Хани - Совгавань.

Заключение

Как показала практика, развитие железной дороги по направлению к морским портам края уже сегодня требует вложения огромных финансовых средств в портовую инфраструктуру и строительства грузовых специализированных терминалов. Только специальная федеральная программа с привлечением механизма государственно-частного партнерства может решить данную проблему.

Но если инвесторы готовы вкладывать средства в строительство терминалов, то развитие портовой инфраструктуры, средств навигации, спасательного и ледового флота, мероприятия по безопасности мореплавания, лоцманской службы, причальных сооружений в настоящее время ФЦП не предусмотрены, а те, которые приняты ранее правительством, практически не выполняются.

Поэтому развитие транспортных коммуникаций должно идти в комплексе - железнодорожный транспорт, водный, автомобильный и воздушный, с созданием современных конкурентных транспортно-логистических узлов и центров, чтобы уже завтра не стать новым ограничителем и барьерным местом в общей транспортной системе Дальнего Востока.

На наш взгляд, создание современной и эффективной транспортной системы дальневосточных регионов, соответствующей перспективным социально-экономическим потребностям, должно стать приоритетной задачей правительства Российской Федерации для достижения стратегических целей развития транспортной системы России.

Хабаровский край с его очевидными преимуществами в сравнении с другими регионами России мог бы стать пилотным проектом в реализации транспортной стратегии на Востоке России по формированию не только водного, воздушного, автомобильного и железнодорожного транспортных узлов, то есть разрозненных отраслевых логистических центров, а единого межотраслевого транспортно-логистического кластера мирового уровня для международных интермодальных сообщений.

Для реализации такого проекта в Хабаровском крае самой природой создана реальная основа, а именно: географическое расположение, климатические условия, автодорожная сеть, пересечение воздушных и железнодорожных трасс, разветвленная сеть внутренних речных путей по всему водному бассейну одной из полноводных и глубоководных рек мира – Амуру и выходы через морские порты в страны АТР.

Нет ни одной такой территории на карте мира, где бы так гармонично переплетались параллели и меридианы в интересах всех территорий Российской Федерации.

г. Хабаровск



← Назад в раздел