Надежное небо

В 2001 году в Магадане случилось знаковое событие: начал свою работу Центр управления полетами (ЦУП) филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения», объединивший разрозненную ранее структуру.

Первый ЦУП в России! Более того: во всем мире подобных центров на тот момент было всего три.

Задачами магаданских диспетчеров были и остаются управление воздушным движением на внутренних и международных авиатрассах, контроль за правильным использованием «подведомственного» воздушного пространства, а главное – обеспечение безопасности полетов.

Общая площадь воздушного пространства, обслуживаемого филиалом (из единого зала ЦУП!), сегодня составляет более четырех миллионов квадратных километров. Необъятные просторы над всем Северо-Востоком России и над восточной частью Северного Ледовитого океана пересекают 39 международных и 27 внутренних воздушных трасс. Сотрудники «Аэронавигации Северо-Востока» ежедневно проводят более сотни воздушных судов авиакомпаний России, США, Канады, Японии, КНР, Южной Кореи, Сингапура и других стран.

В состав филиала входят семь центров обеспечения воздушного движения и восемь их отделений, расположенных на территории Магаданской области и Чукотского автономного округа и эксплуатирующих порядка 400 различных объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи последнего поколения – радиолокаторы, радиопеленгаторы, автоматические приводные радиомаяки, радиостанции.

Все подразделения «Аэронавигации Северо-Востока», даже самые отдаленные и труднодоступные, оснащены по последнему слову технического прогресса. Но поскольку он (прогресс) на месте не стоит, предприятие регулярно обновляет свои основные производственные фонды, ежегодно вкладывая в модернизацию десятки миллионов рублей.

В отношении внедрения и освоения многих новейших разработок технического и технологического оборудования магаданский ЦУП уникален. Так, именно здесь впервые в России была внедрена спутниковая технология CNS/ATM с функциями автоматического зависимого наблюдения и линией передачи данных «диспетчер - пилот», которая позволяет без ограничения по дальности или другим условиям знать полную информацию о воздушном судне и управлять им, где бы оно ни находилось.

Данная спутниковая технология позволила успешно производить проводку самолетов по кроссполярным воздушным трассам. Тем самым удалось расширить район непосредственной деятельности филиала, увеличить пропускную способность воздушного пространства Северо-Востока, усилить уровень безопасности полетов в зоне ответственности.

В распоряжении сотрудников филиала «Аэронавигация Северо-Востока» в данный момент – самое передовое, самое надежное, самое эффективное оборудование, самые современные технологии. Казалось бы, что еще?

Но – нет предела совершенству. В 2011 году в Магадане началось возведение нового технологического здания Центра управления полетами. Вопросом о целях строительства началась наша беседа с директором филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Александром Дзюбенко.

– Александр Иванович, на протяжении почти одиннадцати лет деятельности ваше предприятие прочно удерживает лидирующие позиции в системе российской аэронавигации и, насколько я понимаю, не собирается их уступать. Именно с этим связана необходимость в новом здании Центра?

– Дело не в амбициях, хотя, признаюсь, приятно сознавать, что наш филиал на шаг впереди остальных. Дело в том, что время идет, а с ним меняются и поставленные ранее задачи. Возрастает интенсивность полетов, соответственно, увеличивается востребованность использования воздушного пространства. Все больше зарубежных авиакомпаний проявляет интерес к нашим воздушным магистралям, что России только на пользу.

Поэтому важно создавать в зоне нашей ответственности аэронавигационные условия без ограничений, стараться постоянно повышать пропускную способность воздушного пространства, при этом сокращать в нашей деятельности количество промежуточных, передаточных звеньев, каких-то пересечений – то есть оптимизировать процесс сопровождения воздушных судов. От этого напрямую зависит уровень безопасности полетов.

Строящееся в рамках федеральной целевой программы «Модернизация единой системы организации воздушного движения РФ» технологическое здание Центра управления полетами, которое будет оснащено оборудованием новейшего поколения, предназначено как раз для этих целей. Построено оно будет из современных материалов и с учетом создания комфортных условий работы диспетчерского и инженерного составов. В помещении расположатся объединенный зал управления воздушным движением и общий зал планирования и координации полетов.

Подчеркну важность данного события. Через два - три года, с вводом нового здания ЦУП в эксплуатацию, филиал перейдет на более высокий качественный уровень. Начнется новый этап развития предприятия.

– Технологическое оборудование чьего производства вы намерены использовать на этом уровне?

– И в настоящий момент, и в будущем – исключительно российского. Это принципиальная позиция Министерства транспорта РФ, которую поддерживает Федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиация». К тому же госкорпорация использует единую систему, предназначенную для управления воздушным движением в любых условиях: мы управляем не только гражданскими самолетами, но и воздушными судами других ведомств.

– Кто курирует строительство?

– Контроль за исполнением пунктов федеральной целевой программы возложен на Федеральное агентство воздушного транспорта, исполнитель программы – ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Генеральным подрядчиком нашего объекта на конкурсной основе было выбрано ЗАО «Системы вторичной радиолокации», определяющее субподрядчиков, ведущих непосредственно строительные работы.

А наш филиал обязан принимать участие на всех этапах процесса и отвечать за все: за строительство, надзор, контроль, отчет, техническое соответствие проекту и т. д. Интересно, хлопотно, ответственно.

– И логично: ведь вам с этим скоро трудиться и жить.

– И всем нам с этим еще и летать!

– Александр Иванович, а какая судьба ждет действующее здание?

– Основная техническая часть Центра переедет в новое здание, но всем освободившимся помещениям найдется достойное применение. Уже сейчас мы находимся в стесненных условиях: не хватает места, например, для размещения учебных классов, комнат отдыха для авиадиспетчеров и других помещений, предусмотренных действующими требованиями.

– Вы упомянули учебные классы. Значит ли это, что предприятие самостоятельно готовит специалистов?

– Существует целая система кадровой подготовки по нашим профилям. Базовое образование диспетчера, авиационного инженера дают вузы, а также училища и колледжи системы гражданской авиации.

Но, конечно, одного базового обучения недостаточно, особенно в отношении авиадиспетчера. Это уникальная профессия, штучный товар. Молодой дипломированный специалист, прежде чем приступить к выполнению служебных обязанностей, проходит на предприятии стажировку, получает навыки на конкретном участке работ. Для этого и нужны учебные классы. Наш оборудован комплексным диспетчерским тренажером «Эксперт».

Впоследствии, до самого выхода на пенсию, авиадиспетчер продолжает повышать свою квалификацию, и не только по технологической линии. Поскольку наша организация интегрирована в мировую авиационную систему, мы управляем движением воздушных судов разных стран, диспетчер должен обладать безупречными знаниями английского языка – общепринятого языка международного общения. Языковая подготовка у нас также организована на самом высоком уровне.

– В этом заключается уникальность профессии?

– Отнюдь. Работа авиадиспетчера – специфичная, сложная, ответственная и морально напряженная. Не случайно отбор кандидатов на эту профессию по физическому здоровью и психологической устойчивости проходит на уровне отбора в пилоты.

– Если все настолько серьезно, не испытывает ли филиал нехватку кадров? Будет кому работать в новом технологическом здании?

–Не скрою, до недавнего времени был огромный кадровый дефицит, связанный с тем, что в постреформенный период (90-е годы) в вузах гражданской авиации наблюдались недоборы. Однако благодаря созданным в Госкорпорации по ОрВД привлекательным условиям (достойное вознаграждение за труд, расширенная система социальных льгот, гарантий и компенсаций, ряд дополнительных льгот для молодых специалистов) сегодня в данных учебных заведениях большие конкурсы.

Результат не замедлил сказаться: в последнее время коллектив филиала «Аэронавигация Северо-Востока» пополняется молодыми кадрами. Только в прошлом году в наши чукотские подразделения выехали работать 12 молодых специалистов, в том числе девушки. Новое поколение прекрасно осознает престижность, перспективность нашей работы. Кроме того, не последнюю роль в выборе поколения NEXT по-прежнему играет романтический ореол профессии авиадиспетчера.

– Не менее романтический, чем у профессии летчика?

– Летчик и авиадиспетчер – неразрывный тандем, друг без друга им не существовать. С той лишь разницей, что летчик – профессия мужественная, сложная, почетная – на виду, а диспетчер больше в тени, он не так заметен, хотя его деятельность не менее ответственна и мужественна. Знаете, когда у человека после смены от напряжения спина мокрая…

– Часто так бывает?

– Все зависит от сложности воздушной, метеорологической обстановки, от других условий, которые порой далеки от идеала. И наша работа направлена как раз на то, чтобы в любых условиях полет был безопасным. Тема безопасности полетов на любом этапе для аэронавигационной службы первична. Все остальное потом. Поэтому у нас все дублируется, проверяется, перепроверяется, контролируется и… проверяется еще раз.

– И поэтому авиационный транспорт по-прежнему – самый безопасный, а магаданское небо столь же надежно, как и земная твердь. Спасибо за беседу и дальнейших успехов вашему предприятию!

Саша ОСЕНЕВА.

г. Магадан



← Назад в раздел