Колыма: маршруты северных широт

Для Магаданской области содержание дорожной сети, воздушного и морского транспорта является одним из приоритетных направлений развития, от которого во многом зависит благополучие региона в целом. Основа экономики Колымы - добыча полезных ископаемых. Недра Магаданской области богаты золотом, серебром, другими цветными металлами, железной рудой, каменным и бурым углем. При этом возможность освоения того или иного месторождения минеральных ресурсов зависит от наличия дорог. А учитывая отдаленное географическое положение Магаданской области и отсутствие железных дорог, важнейшее значение для связи региона с «большой землей» имеет работа воздушного и морского транспорта.

Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения на территории Магаданской области составляет 1860 км, из них 834 км – федеральная автомобильная дорога «Колыма» соединяющая Магадан и Якутск, 31 км – региональная автомобильная дорога – автоподъезд к поселку Талая, где расположен популярный северный курорт, 995 км – протяженность межмуниципальных автомобильных дорог.

Федеральная автомобильная дорога «Колыма» проходит по территории Магаданской области до границы с Оймяконским районом Республики Саха (Якутия). Дорога соединяет между собой три административных района – Хасынский, Ягоднинский, Сусуманский и городской округ Магадан,

Оперативное управление автомобильной дорогой федерального значения «Колыма» осуществляет ФГУ Упрдор «Магадан». Предметом деятельности ФГУ Упрдор «Магадан» является организация выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию федеральной автомобильной дороги «Колыма» и искусственных сооружений на ней.

Функции заказчика-застройщика по строительству и реконструкции федеральной автомобильной дороги «Колыма» исполняет ФГУ ДСД «Дальний Восток», базирующееся в Хабаровске.

Финансирование дорожных работ на автодороге осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Объем дорожных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию федеральной автомобильной дороги «Колыма», запланированный на 2010 год в сумме 775,3 млн. рублей, выполнен и профинансирован в полном объеме, в 2011 году на эти цели направлено 2079,8 млн. рублей.

Летом 2011 года были произведены капитальный ремонт участка автодороги «Колыма» протяженностью 7,5 км, ремонт 28 км автодороги и мостов общей длиной 92,35 п. метра.

В рамках строительства и реконструкции автомобильной дороги «Колыма» в 2010 году начаты работы по строительству нового мостового перехода через р. Колыма с вводом его в эксплуатацию в 2013 году. Действующий мост стоит на бетонных опорах, которые строили еще заключенные «Дальстроя» в 30-х годах. История его строительства была описана писателем Варламом Шаламовым в своих «Колымских рассказах»:

«Колымский мост начали строить в октябре 1936 г. Он был задуман как многопролетный арочный, пролеты были метров по сто, а высота моста очень большая – метров 15. Он как бы висел над рекой, но самое главное – он весь был из дерева. Не знаю, был ли где-нибудь в мире такой мост – быки железобетонные, сделанные по всем правилам, а все остальное – из дерева. Фермы делались из огромных лиственных бревен, скрепленных болтами, и сибирская лиственница оправдала свою славу.

Стройку моста объявили ударной, Берзин (начальник Дальстроя Эдуард Берзин. - А. Я.) сказал: «Кто даст 200 процентов выработки на протяжении всей стройки, тот будет освобожден». Работа велась в три смены, днем и ночью при любом морозе.

У начальника Северного горнопромышленного управления, кажется Мусатова, была большая холеная черная борода; как-то, глядя на буйную Колыму, он сказал: «Ставлю свою бороду, что к Первому мая моста не построить». И на стройке, поперек будущей проезжей части моста, лицом к поселку Ягодному, где работал Мусатов, появился плакат: «Отрежем бороду Мусатову – дадим проезд Первого мая». И вот 1 мая 1937 года в присутствии Берзина под хохот и свист строителей огромными ножницами отрезали бороду Мусатову. Так тогда агитировали и так работали».

В 50-х годах деревянные конструкции моста заменили металлическими фермами, и после этого его реконструкция не проводилась. Излишне говорить, что колымский мост является стратегическим объектом транспортной сети Магаданской области и строительства нового моста через величайшую реку Северо-Востока России в регионе ожидали давно.

Оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения Магаданской области осуществляет Департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области.

Для повышения комплексной безопасности и качества автомобильных дорог области в регионе разработана областная целевая программа «Содержание и развитие автомобильных дорог Магаданской области на 2010 - 2013 годы», которой предусмотрены мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. На выполнение программных мероприятий в 2010 году израсходовано 549,0 млн. рублей, направлено на 2011 год 551,2 млн. рублей.

Увеличение протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к эксплуатационному состоянию автомобильных (строительство и реконструкция) дорог, осуществляется при участии федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». В 2010 году из средств федерального бюджета на эти цели направлено 393,8 млн. рублей, на 2011-й ассигновано 503,9 млн. рублей.

Долгосрочное развитие дорожной сети Магаданской области отражено в Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», а также в «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Эти документы предусматривают строительство автомобильной дороги Омсукчан - Кубака - Омолон - Комсомольский - Анадырь и железной дороги Якутск - Мома - Магадан. Если этот проект будет успешно осуществлен, в России появится единая сеть автомобильных дорог от западной границы до побережья Берингова моря, а строительство железной дороги сможет придать мощный импульс развитию экономики региона.

Пока же железных дорог в Магаданской области нет, основные пассажирские перевозки осуществляются автомобильным и воздушным транспортом. В 2010 году на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах по сети автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения в целях обеспечения транспортного сообщения с административным центром Магаданской области – городом Магаданом выполнено 6,2 тыс. рейсов, перевезено 126,4 тыс. пассажиров.

Аэропорт Магадан – один из крупнейших на Дальнем Востоке России, имеет статус международного. Средняя продолжительность полета от Магадана до Москвы составляет восемь часов. Аэропорт осуществляет комплексное обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, почты и грузов, а также оказание услуг, связанных с коммерческой эксплуатацией имущества. Аэродром оборудован радионавигационными средствами по 1-й категории ИКАО. После недавно проведенной модернизации способен принимать большинство существующих типов самолетов.

Основные авиаперевозчики на территории Магаданской области – ОАО «Авиакомпания «Якутия», Северо-Восточный филиал ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро», филиал «Магаданский» ОАО НПК «ПАНХ», ООО «Сибирская Легкая Авиация», ООО «Авиакомпания «Икар».

Ежегодно из средств областного бюджета предусматриваются субсидии авиакомпаниям-перевозчикам для компенсации выпадающих доходов, в частности, на 2011 год на эти цели было выделено 32,8 млн. рублей. Администрация региона субсидирует авиарейсы в отдаленные поселки Омсукчан, Эвенск и Сеймчан. Кроме того, субсидии предназначены для пассажирских авиаперевозок жителей национальных сел, не имеющих сухопутной связи с другими населенными пунктами: Ямск, Тахтоямск, Гижигу и другие. В 2011 году начато строительство аэропортов в центрах золотодобывающих районов – Сусумане и Ягодном. Ягоднинский аэропорт должен принять первый рейс уже нынешней зимой, а сусуманский – в июле 2012 года. После начала регулярных рейсов эти маршруты также будут включены в перечень субсидируемых перевозок. Следует добавить, что в регионе на внутренних авиаперевозках действуют те же льготы, которыми пользуются жители Дальнего Востока в летнее время при перелете в Москву и Санкт-Петербург. Студенты до 23 лет и пенсионеры имеют возможность приобрести билет на самолет за полцены. В Магаданской области, таким образом, стоимость билета на самолет, к примеру из Магадана в Омсукчан, сопоставима с ценой переезда автотранспортом у частного перевозчика.

В Магадане находится предприятие Филиал «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по Организации воздушного движения». Филиал «Аэронавигация Северо-Востока» осуществляет аэронавигационное обслуживание российских и иностранных воздушных судов в воздушном пространстве над территорией Магаданской области и Чукотского автономного округа и на кроссполярных воздушных трассах.

Магаданский морской торговый порт – крупнейший на Северо-Востоке России. Через него проходит основной поток грузов, предназначенных для Магадана и Магаданской области. Перспективы развития порта связаны с прогнозируемым увеличением грузооборота для нужд горных предприятий Яно-Колымской золоторудной провинции.

В целом долгосрочной целью транспортной политики администрации Магаданской области является создание доступной, безопасной системы транспорта, интегрированной с транспортной системой Дальнего Востока и всей России. Именно такая транспортная система может стать прочной основой для обеспечения устойчивого поступательного социально-экономического развития региона.

Андрей Яковлев.

г. Магадан




← Назад в раздел