«Мы работаем на перспективу»

Углубление и приобретение

Сегодня в структуре «Росморпорта» 13 филиалов, в том числе три бассейновых. Владивостокский филиал ФГУП «Росморпорт» – один из самых крупных морских предприятий Приморья, которое ведет деятельность в семи морских портах и портовых пунктах: во Владивостоке, в Ольге, Пластуне, Рудной Пристани, Светлой, Славянке иПосьете.За ВФ ФГУП «Росморпорт» закреплено право хозяйственного ведения на 39 объектов, находящихся в федеральной собственности. Сюда входят причалы общей протяженностью 4 тысячи 972 погонных метра, в том числе и причалы порта Посьет, общей протяженностью 433,7 метра, служебно-вспомогательный флот в портах Владивосток, Посьет и Ольга, административные и производственные здания.

Во Владивостоке в этом году будет введен в эксплуатацию глубоководный причал №3, который сможет принимать суда с осадкой до 15 метров. В рамках реализации ФЦП «Морской фасад г. Владивосток, включая портовые сооружения и портовую инфраструктуру г. Владивосток и остров Русский. Строительство и реконструкция портовых терминалов» Владивостокский филиал начал ремонт причалов № 5, 6 и 7 порта Владивосток.

Для обеспечения грузопассажирских перевозок для строительства объектов Саммита АТЭС-2012 на острове Русский, филиал предоставил хозяйствующим субъектам часть причала № 1, оборудованного пандусами для обработки паромов.

Порт Посьет, гдеВФ ФГУП «Росморпорт» осуществляет право хозяйственного ведения тремягрузовыми причалами, по словам Анатолия Новичкова, выходит на новую стадию развития. В порту полностью модернизируется и закупается новое перегрузочное оборудование, что дает свои результаты. Если в былые времена порт Посьет перерабатывал в год всего 700 тысяч тонн грузов, и это считалось большим достижением, то уже в прошлом году через порт Посьет прошло 3,5 млн. тонн грузов. И это не предел! В 2011 году, как полагает директор ВФ ФГУП «Росморпорт», этот показатель будет выше. Вполне возможно, что он поднимется до 4-х млн. тонн.

Так же в Посьете, владельцами порта – компанией «Мечел», строится еще один глубоководный причал.

– Для реализации планов ОАО «Мечел» наш филиал приобрел два новых мощных буксира «Алеут» и «Хасан», каждый мощностью по 2750 лошадиных сил. Их специально построили на заводе «Пелла» под Санкт-Петербургом под программу развития порта Посьет компанией «Мечел». Теперь мы можем заводить в порт и ставить к причалам суда большой грузоподъемности, – рассказал Анатолий Новичков.

Глубина у причалов порта Посьет – 9 метров, но по современным меркам этого не достаточно: к причалам не могут швартоваться крупнотоннажные суда. Чтобы устранить проблему с подходными путями, надо делать углубление акватории порта: в стадии окончательного согласования проект специального канала. Причем, на первоначальном этапе строительства каналазатраты берет на себя компания «Мечел», в последствии средства будут ей возмещены ФГУП «Росморпорт» из канального сбора.

Канал позволит заходить в порт судам грузоподъемностью до 60-70 тысяч тонн. Сегодня же к причалам Посьета швартуются суда грузоподъемностью не более 25-30 тысяч тонн. Кроме того, для обслуживания порта Посьет ВФ ФГУП «Росморпорт» подготовил специально обученную лоцманскую службу, которая может проводить суда в ночное время. В результате всех мероприятий по модернизации порт Посьет будет работать круглосуточно.

Двух буксиров мало

Согласно первоначальному плану эксплуатации обновленного порта, первые 2-3 года через Посьет будет проходить до 7 млн. тонн грузов ежегодно. В дальнейшем объем грузов будет только увеличиваться. Просчитав позитивную перспективу развития порта, ВФ ФГУП запланировал строительство еще одного причала в Посьете для вспомогательного флота. Сейчас идет работа над его проектом.

Сегодня в Посьете находится два крупных буксира и один катер,на котором доставляются представители властей на борт судов для оформления на рейде перед заходом в порт. Но Владивостокский филиал ФГУП «Росморпорт», заглядывая в будущее, заказал еще два новых мощных буксира для порта Посьет. По оценке специалистов, через три года двух существующих буксиров уже не хватит, чтобы обеспечить заходкрупнотоннажных судов к причалам порта Посьет. Это будут суда отечественной постройки. Их предполагается построить также на заводе «Пелла».

– Раньше, когда в порт Посьет заходили небольшие суда, и речи не было об очистке акватории. Они пришли, быстро выгрузились и ушли. Но когда в порту большие суда будут стоять по два-три дня, возникнет необходимость снятия с них судовых отходов, чтобы не загрязнять окружающую акваторию. Хасанский район, где находится порт Посьет, это рекреационная зона, как только определенная часть модернизации портапроизойдет, может возникнуть необходимость введения экологического сбора. Это тоже веление времени. Надо будет делать очистку акватории от мусора. Но в том районе нет ни одного мусоросжигательного завода. Поэтому мы заказали установку для сжигания отходов, которые будут собираться с судов. Её установят в районе Посьета, – рассказал директор ВФ ФГУП «Росморпорт» Анатолий Новичков.

Также в планах ВФ ФГУП «Росморпорта», близких к реализации, постройка нефтемусоросборщика, а также судна комплексного портового обслуживания, которое будет снимать и перерабатывать с судов водяной балласт, сточные и замазученные воды, которые нельзя сливать в море. Все эти суда будут размещаться около причала для вспомогательного флота, который запланировал построить ВФ ФГУП «Росморпорт».

Кстати, у компании есть лицензия на работу с опасными отходами. Подобные лицензии есть только у нескольких филиалов ФГУП «Росморпорт».

Все под контролем

…Обеспечение безопасности мореплавания вдоль побережья северных районов Приморья – это еще одна проблема, которую сегодня успешно решает ВФ ФГУП «Росмортпорт». Дело в том, что до недавнего времени суда, находившиеся в море в районе от порта Ольга до мыса Золотой, не охватывались системой слежения за безопасностью мореплавания. Они были как бы в «мертвой зоне», недоступной для контроля существующей системой ГМССБ. Случись какое ЧП, никто бы и не узнал, что с ними произошло, если бы судно не успело передать сигнал бедствия.

Поэтому в 2010 году по заказу «Росморпорта» был подготовлен и осуществлен проект по образованию в Пластуне района А-2. В текущем году началась его реализация, а на середину будущего года запланирован ввод в эксплуатацию здания приемо-передающей станции глобальной международной системы спасения.

После чего, «мертвая зона» исчезнет, и все побережье Приморья попадет под контроль системы управления движением судов ОАО «Норфес», то есть под систему ГМССБ. Один ее центральный пункт находится в Находке, другой – во Владивостоке на мысе Назимова. Именно они через ретрансляторы осуществляют контроль за движением судов вдоль побережья Приморского края. А значит, и за ихбезопасностью.

Да, сегодня существует электронная система определения местоположения судна в море, а также слежения за ним. Но она не принижает важность средств навигационного оборудования. В любом случае судоводители проводят суда по створам и привязываются к маякам. В будущем году ВФ ФГУП «Росморпорт» ожидает еще одно важное направление работы– это обслуживание средств навигационного оборудования, находящихся в портах и на подходах к ним, сейчас принадлежащие Гидрографической службе ВМФ России. В связи с изменениями, внесенными в Кодекс торгового мореплавания, с 1 июня 2012 года буи, плавучие знаки, маяки будутпереданы в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт». Закон уже есть, положение вышло, но механизм передачи еще только отрабатывается.

Первым делом будут передаваться плавучие средства навигационного оборудования, то есть те, которые не требуют решения вопросов, связанных с землеотводом.

– Земельные вопросы – это камень преткновения, они очень долго решаются, к сожалению, – говорит Анатолий Новичков.

Сергей КОЖИН.

г. Владивосток



← Назад в раздел