Виктор ВАНЮКОВ – генеральный директор ОАО «НОРФЕС»: Регион безопасного плавания

Для обеспечения безопасности мореплавания и судоходства федеральными целевыми программами «Мировой Океан», «Модернизация транспортной системы России» и «Развитие транспортной системы Российской Федерации», «ГЛОНАСС» предусматривается создание и функционирование береговых систем контроля и управления судоходством с таким навигационным и информационным обеспечением мореплавания, которое, основываясь на современных достижениях науки и техники, в максимальной степени снижало бы риск морских аварий и происшествий.

Современной тенденцией в развитии береговых систем обеспечения безопасности мореплавания является переход от отдельных систем, действующих на акваториях портов с ближайшими подходами к ним, к интегрированным региональным системам, в том числе и на основе международного сотрудничества, охватывающим более обширные акватории, такие как внутренние и территориальные морские воды, международные проливы или даже моря в целом. Особое внимание при этом уделяется безопасности морской транспортировки сырой нефти, нефтепродуктов, сжиженного природного газа и других опасных грузов.

Дальневосточный бассейн России отличается огромной протяженностью, а также наличием обширной экономической зоны и значительных запасов природных ресурсов, особенно углеводородного сырья на шельфе. В ближайшие годы в связи с реализуемыми и перспективными проектами освоения Сахалинского шельфа, строительством магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» и пуском в эксплуатацию нефтяного порта в бухте Козьмино происходит резкое увеличение объемов морской перевозки углеводородов. Перспективными планами «Роснефти» предусмотрено строительство в 2015 - 2020 годах вблизи Находки крупнейшего нефтеперерабатывающего завода производительностью 10 - 20 млн. тонн продукции переработки нефти в год с соответствующим увеличением перегрузки нефтепродуктов для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Все это потребовало адекватных мер по обеспечению безопасности мореплавания и защиты окружающей среды в масштабах бассейна.

С этой целью еще в 2004 - 2005 годах ОАО «НОРФЕС» выполнило по заданию Федерального агентства морского и речного транспорта («Росморречфлот») научно-исследовательскую работу «Разработка интегрированной региональной системы управления движением судов Дальневосточного бассейна». В ней сформулированы основные направления по созданию береговых систем безопасности мореплавания на бассейне и принципы их интеграции в единую систему в масштабах бассейна. В 2007 году эта работа по инициативе «Росморречфлота» продолжена с учетом уточнений перспектив развития российского Дальнего Востока, современного состояния аналогичных систем за рубежом и последних решений Международной морской организации (ИМО).

В настоящее время на базе ОАО «НОРФЕС» создается региональная информационная система наблюдения за судоходством (РИСС-ДВ) в Дальневосточном бассейне. Поступающие данные от АИС, а также систем управления движением судов в портах Ванино, Магадана, в порту Де-Кастри, залива Анива будут централизованно обрабатываться и передаваться в национальную систему наблюдения за судоходством Российской Федерации.

Что представляет собой Центр обеспечения безопасности мореплавания в Дальневосточном регионе? В связи со строительством двух мирового масштаба вантовых мостов во Владивостоке и различных объектов, в том числе – транспортных, связанных с предстоящим саммитом АТЭС на острове Русский, планируется помимо нашей уникальной технической базы на полуострове Назимова вернуться к использованию обновленного здания РТП на мысе Голдобина, где некогда размещался рейдовый пост порта Владивосток, реконструировав и унифицировав ее. Там, кстати, уже идет капитальный ремонт зданий, где будут размещены различные службы координации по всевозможным ситуациям, связанным с разного рода катастрофами и событиями на воде.

Географическое положение здания позволяет также использовать его как узловой пункт связи Региональной системы управления движением судов, как узловой пункт глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), для охраны судов и портовых средств (ОСПС) и, возможно, как морской спасательно-координационный центр (МСКЦ) и другие портовые службы.

Все перечисленные службы в той или иной мере нуждаются в оперативной информации СУДС о расстановке и движении судов (особенно в период проведения саммита глав государств АТЭС). Наиболее оперативно и эффективно такая информация может быть доставлена в распоряжение этих служб для принятия соответствующих решений при условии их территориальной интеграции.

Интегрирование всех заинтересованных служб в одном центре позволит вывести на новый уровень взаимодействие и координацию их деятельности, обеспечить доступность необходимой информации и взаимный обмен, наиболее эффективно использовать телекоммуникации различного назначения (локальные, местные, региональные, магистральные), различные базы данных, средства радиосвязи с судами в портах залива Петра Великого и на подходах к ним и т. п.

Развитая сеть коммуникаций Центра обеспечения безопасности мореплавания позволит обеспечить МСКЦ всеми видами информации о дислокации и перемещении судов в зоне его ответственности (информация от системы дальней идентификации в открытом море, от СУДС и системы АИС в портах Дальневосточного региона и на подходах к ним, от СГПК – информация о подходе судов и их состоянии). Предусматривается также обмен информацией АИС между серверами РИСС-ДВ и национальными серверами Республики Корея и др.

Современные средства программного обеспечения позволят организовать контроль не только за всеми типами судов, включая высокоскоростные, но и за экологическим состоянием акватории порта Владивосток и подходов к нему.

Таким образом, здесь возможно обустройство регионального центра кризисных ситуаций на море, обеспечивающего выработку решений и осуществляющего координацию сил и средств, задействованных в ликвидации аварийных ситуаций.

Текущая судоходная ситуация может быть представлена на обзорных мониторах, смонтированных по принципу видеостены. Особое значение такой центр будет иметь непосредственно в период подготовки к саммиту АТЭС и во время его проведения. Вся информация, получаемая региональным центром, будет направляться в информационную сеть Министерства транспорта РФ.

г. Владивосток



← Назад в раздел