Геннадий СМЕРКОВИЧ: «…Плюс электрификация дорог»

Принята в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса длиной 3 500 метров новой международной воздушной гавани Владивостока в Кневичах. Завершается строительство здания аэровокзала, где предусмотрены все удобства и передовые технологии обслуживания пассажиров. Гавань будет способна принимать и отправлять самолеты любых типов и размеров, работать по принципу «открытое небо». Проектный пассажиропоток из и в разные уголки мира определен в несколько миллионов человек в год. Сдана в эксплуатацию и подъездная четырехполосная, оснащенная удобными безопасными развязками, одетая в долговечное асфальтобетонное покрытиеавтомобильная дорога. Она выходит на модернизированный участок федеральной трассы М-60, ведущей во Владивосток. Вместе они составляют первый на Дальнем Востоке России путь, который с полным правом можно назвать автобаном.Допустимая скорость на нем 120, а разрешенная – до 110 километров в час…

Рапорты о сдаче важнейших инфраструктурныхобъектов к саммиту на высшем уровне руководителей стран Азиатско-Тихоокеанского сообщества (АТЭС) 2012 года во Владивостоке(остров Русский) набирают обороты. И как-то несколько в стороне от «победных строк» остается вопрос электрификации нового дорожно-транспортного комплекса. А ведь он решается опережающими темпами. Например, автоматизированная электроподстанция «Кневичи - 220 кВ» введена в строй действующих и регулирует подачу электроэнергии в аэропорт и на сопутствующие автодорожные объекты уже около полугода.

Фактически ОАО «Дальэнергосетьпроект» в короткие сроки осуществило инженерные изыскания и запроектировало «вторую электрификацию» Владивостока. Четыре мощные электроподстанции построены в континентальной части города, две – на острове Русский. Поставлены и ставятся под нагрузку десятки километров новых высоковольтных линий электропередачи. Сегодня с полным основанием можно говорить, что Владивосток выходит на одно из первых мест в России по надежности и качеству, эффективности энергообеспечения.

Настоящий «электрокомфорт» ждет новые многокилометровые скоростные автотрассы, редкостные по красоте, а в чем-то и рекордные (превосходящие мировые достижения!) мостовые переходы через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный, четырехкилометровый низководный мост дефризовской дороги. Освещенность, оригинальная подсветка в ночное время суток сделают эти объекты поистине «Золотыми Воротами» на Дальний Восток России ХХI века.

ПИОНЕРЫ ОБУСТРОЙСТВА ПУТИ

Первыми в области электрификации пути стали железнодорожники России. Они начали электрификацию Транссиба от станции Москва-Пассажирская еще в 1929 году. Тогда под постоянное напряжение 500 вольт было поставлено 18 километров. Но без контактной электросети оставались еще многие тысячи миль стальной магистрали до Владивостока. Их удалось электрифицировать лишь через 73 года.Самая протяженная в мире железная дорога полностью перешла на сквозную электрическую тягу в начале ХХI века – 25 декабря 2002 года.

Велением судьбы завершение электрификации состоялось на Дальневосточной земле. Мечта многих поколенийжелезнодорожников, проектировщиков, энергетиков воплотилась в жизнь. И памятная стела на станции Ружино Владивостокского отделения ДВЖД с надписью о трудовой победе российских строителей увековечила это выдающееся событие.

Говорю о нем с особой гордостью, потому что в грандиозную работу внесли свой вклад инженеры-изыскатели и проектировщики ОАО «Дальэнергосетьпроект». Они разрабатывали схему внешнего электрообеспечения тяговых подстанций многих железнодорожных участков, проектировали сами подстанции, контактные сети.

Что принесла электрификация? Достаточно сказать, что средний вес грузового железнодорожного состава вырос до шести тысяч тонн. Самым мощным современным тепловозам такая «ноша» просто не по плечу. До 120 километров в час увеличилась скорость движения. Значительно снизились эксплуатационные издержки. Ранее из-за того, что разрывалась электровозная тяга, возникали большие потери в продвижении грузового потока. На участках, где не было контактной сети, приходилось менять локомотивы, уменьшать вес поезда, отцеплять часть вагонов и формировать новые составы. Потеря темпа движения наносила серьезный ущерб экономике.

Электрификация привела к модернизации систем связи, переустройству станционных путей, стрелочных переводов. Все было переведено на высокий уровень автоматизации.

Большой выигрыш ощутили и пассажиры. Вагоны избавились от угольных титанов, в них изменились системы отопления и кондиционирования воздуха. Появились спальные купе со всеми удобствами, где есть туалетные комнаты, душевые кабины. Для поездов дальнего следования, которые находятся в пути по несколько суток, такой «электрокомфорт» совсем не лишний.

И работа в этом направлении продолжается. На новом качественном уровне началось возрождение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Коллектив ОАО «Дальэнергосетьпроект» осуществил проект электрификации 15-километрового Северомуйского тоннеля. С его вводом в эксплуатацию БАМ обретает свою вторую жизнь. И мы уже получаем заказы от предприятий, которые будут сооружаться вдоль магистрали, ведь там богатейшие месторождения угля, других полезных ископаемых. Получившая новое развитие железная дорога позволит начать их полнокровную эксплуатацию. А для этого, конечно, нужна электроэнергия. Здесь проектировщикам и энергостроителям работы хватит на годы вперед.

«ПРОСЕЛОК» СТАНЕТ АВТОТРАССОЙ

ХХI век для российского Дальнего Востока знаковый и в отношении модернизации, совершенствования, строительства разветвленной сети автомобильных дорог. Впервые создана сквозная федеральная трасса, соединившая Москву с Владивостоком. Пока она плохо благоустроена, порой становится и вовсе непроезжей. Случившаяся осенью 2009 года пробка из сотен большегрузных фур, простоявших в жутких условиях снегопада и слякоти на трассе несколько суток, – веское тому доказательство.

Чтобы стать удобными и безопасными, автомобильные пути также нуждаются в электрификации. Как грустно шутят в народе: пока дороги на Дальнем Востоке слишком разные – есть скоростные и… безобразные. Первых у нас чрезвычайно мало, последних, увы, хватает. А современный человек не желает тащиться по дорогам, где, как в военной песне, «пыль да туман… и сплошной бурьян». Он на своем железном коне хочет рассекать пространство и преодолевать время. Причем, по возможности, в комфортных условиях.

В европейской части страны комфорт, можно сказать, приходитсам собой. Вдоль любой дороги «частоколом» стоят города и поселки с развитой инфраструктурой. То есть у водителей не возникает проблем ни с заправкой автомобилей топливом, ни с отдыхом после нескольких часов трудного пути, ни, наконец, с ремонтом. Потому что заправочные станции, мотели, автосервисы обеспечены электроэнергией и конкурируют друг с другом буквально на каждых десяти километрах.

Другое дело – малозаселенная (один человек на 1 кв. км) территория Дальнего Востока. Здесь можно проехать сотни километров и видеть вдоль дороги только лес, сопки да бескрайние просторы полей. Показательна в этой связи оценка премьер-министра России Владимира Владимировича Путина. Проехав за рулем автомобиля по новой дороге от Хабаровска до Читы, он заявил, что без должного благоустройства автотрасса останется «проселком».

Задача в том, чтобы создать на трассе «оазисы электрокомфорта». Строить ЛЭП, подстанции, а потом, получив необходимую электроэнергию, возводить АЗС с обязательными ремонтными базами, придорожными кафе и небольшими гостиницами. Такая работа весьма затратна, она пока не получила широкого распространения. Но время приходит – ОАО «Дальэнергосетьпроект» уже рассматривает первые заказы на проведение инженерно-изыскательских работ и проектирование «электрокомфортных» мест отдыха, сервисной службы на многокилометровых трассах. Мобильный автотранспорт, скоростные и удобные дороги – это непременное условие развития всей экономики Дальнего Востока, освоения богатств щедрой на подземные кладовые земли.

С приходом в нашу жизнь энергосберегающих технологий наверняка возникнет вопрос и освещенности межгородских федеральных и региональных дорог. Пока большинство из них ночью освещаются только фарами проезжающих машин. Но это вопрос безопасности, вопрос жизни и смерти. Он требует своего решения…

И ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Когда нас пригласили участвовать в издании журнала к форуму, посвященному проблемам дорожно-транспортного комплекса России, то первым порывом было отказаться. Ведь прямого отношения к дорогам и транспорту наша проектная организация не имеет. Только и простыми пользователями железных дорог и автомобильных трасс мы также не являемся. Без электроэнергии, без линий электропередачи сегодня не может существовать, не может развиваться ни одна отрасль хозяйственного комплекса страны. Поэтому уместно здесь сказать и о новом виде транспорта, который уже пришел на Дальний Восток. Это нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан», газопровод «Сахалин - Приморье».

ОАО «Дальэнергосетьпроект» осуществило проектирование для обеспечения работы нефтепровода на участке Сковородино - бухта Перевозная. Мы своевременно выдали документацию на сооружение девяти новых и реконструкцию восьми подстанций, строительство ЛЭП-110, 220 протяженностью в сотни километров. Практически разработали схему электроснабжения новой «дороги» от границ Иркутской области до Тихого океана. Это энергетическое хозяйство призвано обеспечить работу мощных насосно-перекачивающих станций нефтепровода, по которому пойдут миллионы тонн углеводородного сырья.

Дополнительно создавались проекты по модернизации и совершенствованию обеспечения электроэнергией морских портов.

Нефтепровод, который даст новый толчок к экономическому развитию Приморского края, уже выходит на проектную мощность. Его сдача в строй влечет за собой сооружение нефтеперерабатывающих заводов, развитие нефтеналивного флота. Будут созданы сотни и тысячи новых рабочих мест.

Газопровод уже работает во Владивостоке. Голубое топливо по дну пролива Босфор Восточный выведено к Дальневосточному федеральному университету на острове Русский. Постепенно переводятся на газ агрегаты городских электростанций и теплоцентралей. Весьма болезненный вопрос загрязнения окружающей среды золоотвалами, выбросами в атмосферу токсичного дыма получает свое оптимальное разрешение.

…Древние говорили, что дорога – это жизнь. А дорога электрифицированная – это жизнь безопасная и комфортная, ведущая к высокой культуре производства, занятости и материальному достатку населения.

г. Владивосток



← Назад в раздел