Когда мечта становится явью

В 1915 году дальневосточное издательство А.М. Шидловского «Газетное дело» выпустило в свет удивительный триптих «ВЛАДИВОСТОКЪ въ недалекомъ будущемъ». На открытках – «почти вантовый» мост через бухту Золотой Рог, в небесах – аэропланы, дирижабли, на акватории бухты – множество судов разного класса и назначения, велосипедно-автомобильное столпотворение на улицах и, наконец, висящая в воздухе монорельсовая дорога, по которой мчатся трамвайные вагоны. Фантазия неизвестного художника отразила мечты владивостокцев о будущем, которое на протяжении столетия без малого, увы, не состоялось. Хотя вполне реальная основа для подобных мечтаний была. Молодой и дерзкий город (ему тогда едва перевалило за полвека) практически со дня своего основания несколько десятилетий (1861 - 1909 гг.) имел статус порто-франко , развивался сверхскоростными темпами. Владивосток обещал стать, если не главным, то вполне конкурентоспособным и притягательным центром развития экономики и международной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Русско-японская, Первая мировая, потом и Гражданская войны прервали и на долгие годы затормозили его стремительный рост...

Сегодня вековечная мечта вернулась. В первую очередь ее реализуют, воплощают в действительность строители, развернувшие к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке невиданное обновление и модернизацию города. Одним из генеральных подрядчиков масштабных преобразований стало ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» («ТМК»).

МОСТ, СЛОВНО ЧАЙКА НАД МОРЕМ...

Этот поэтический образ родился не у меня. Так и даже еще красивее о мосте через бухту Золотой Рог говорят сами строители: «Он парит, словно чайка, раскинувшая свои легкие крылья над морем». И на самом деле мост, обретший сегодня уже вполне зримые очертания, поражает своим изяществом, какой-то воздушностью.

– Ничего себе, «воздушность», – иронично улыбается моим словам генеральный директор ЗАО «ТМК» Виктор Гребнев. – Каждый блок пролета, который сейчас монтируется, весит не менее 250 тонн. И таких блоков мы уже поставили более двух десятков. Не говорю о железобетонных пилонах, один из которых устремился в небо на 226 метров – опора № 8. Они «тянут» на тысячи тонн. Но ребята правы, проект у петербуржцев получился очень элегантный инапоминает чаечку, распластавшую крылья на высоте 64 метра над уровнем моря. По длине центрального пролета 737 метров и прочим параметрам мост можно сравнить всего с пятью или шестью подобными сооружениями в мире. Почти на всех я побывал. И заявляю ответственно: по красоте наш мост единственный и неповторимый. Полезность его и вовсе неизмерима.

С гендиректором нельзя не согласиться. Дело в том, что бухта Золотой Рог, будучи удобной гаванью для кораблей, «разрезает» Владивосток надвое. Можно с одного берега легко увидеть дом соседа на берегу противоположном. А вот на то, чтобы добраться до него на самом быстром автомобиле по суше, уходит полтора - два часа, порой и больше. В 2012 году время в пути сократится до 10 - 15 минут. Прямая экономия от переездов составит миллионы человеко-часов, тысячи тонн горюче-смазочных материалов в год. На порядок сократится и выброс в атмосферу выхлопных газов. Жить и дышать в городе станет приятнее и чище.

– Виктор Григорьевич, в прессе отмечалось, что на стройке вами допущено отставание. Как обстоят дела сегодня?

– Положение выправлено почти полностью. Но подробнее и точнее о ходе строительства вам расскажет мой заместитель по искусственным сооружениям Виктор Александрович Скляров.

– Действительно, тревожное отставание было, – подтверждает Виктор Скляров. – Его допустил недобросовестный подрядчик – ОАО «Дальмостострой», которому мы доверили строительство моста со стороны мыса Чуркин. От услуг горе-помощников пришлось отказаться. Применяя военную терминологию, могу сказать, что мы сняли с других участков и бросили в прорыв 200 лучших специалистов «ТМК». С задачей они справились. Сегодня мы вошли в обновленный график, качество работ и сроки их исполнения нареканий не вызывают.

– Как же не вызывают? Недавно где-то прочитала, что и монтаж блоков центрального пролета с правого и левого берегов ведется на разном уровне, что людям вы недоплачиваете, и они увольняются…

– Это отголоски того самого скандального разрыва с подрядчиком, который допустил отставание. Старался делать поменьше, а получить больше. У него по факту – косоглазие от обиды. Ошибки в технологии, нарушения в оплате труда в нашей компании невозможны в принципе. Во-первых, мы применяем в работе самые точные измерительные приборы, лазерные установки, другую совершенную технику. Достаточно сказать, что отклонения при креплении многометровых вант к пролетным блокам не превышают пяти миллиметров. Работа почти ювелирная. И ни один человек не покинул стройку добровольно. Иногда, правда, приходится избавляться от нарушителей дисциплины. Но и таких случаев за несколько лет у меня на памяти – по пальцам одной руки пересчитать.

– Вопрос с «косоглазием» ясен. Какие задачи сегодня вы считаете первостепенными?

– Прежде всего – подготовка к работе в условиях зимы. В мороз, чтобы сохранить качество и скорость бетонирования, смесь (у нас применяются различные модификаторы и присадки, улучшающие водостойкость и морозостойкость бетона) надо хорошо прогревать. На важнейших участках установлены и действуют тепловые пушки. То есть зимой мы сможем работать, не снижая набранных темпов.

Установка блоков центрального пролета ведется в ритме хорошо отлаженного конвейера. Пока лишь однажды из-за сильнейшего штормового ветра задержался выход из Находки большегрузной баржи (они построены в России впервые специально для сооружения морских вантовых мостов) с готовым блоком. Но, так как на нас работают две баржи, осуществляющие транспортировку по принципу челночных перевозок, нарушение графика практически исключено.

При монтаже центрального пролета сильно возрос объем точных сварочных работ. К работе мы привлекли лучших специалистов страны, настоящих асов. Тех, кто прошел школу на кораблестроительных заводах, сваривал прочнейшие швы на атомных субмаринах.

Параллельно приступаем к демонтажу временных металлических опор моста на берегу. Применяем для этого мощную домкратную систему, клинья, чтобы все сделать аккуратно, не доставляя неудобств горожанам. Хотя проезжую часть улицы Светланской при демонтаже опор на три - четыре часа все же перекрывать придется. Этого требует техника безопасности.

Не упускаем из виду и так называемую мелочевку: тротуарные плиты, металлические ограждения и т. д. По плану сдать мост в эксплуатацию надо до июня. Но мы по доброй традиции (если хотите, «совковой») приняли обязательство пропустить по нему первый транспорт 29 мая 2012 года. Поэтому у нас нет второстепенных задач. Все должно быть сделано надежно, радовать глаз гармонией и красотой.

... И СКОРОСТНЫЕ ТРАССЫ

Я вновь обратилась к генеральному директору «ТМК»:

– Виктор Григорьевич, ваша компания к саммиту АТЭС обязалась построить не только мост, но и новые дороги во Владивостоке, низководный мост…

– А о нашей дороге и низководном мосте лучше расскажет руководитель работ – мой заместитель Сергей Георгиевич Собин.

– Все, что мы запланировали на нынешний год, практически выполнено, – говорит Сергей Собин. – На четырехкилометровом дефризовском низководном мосту поставлена последняя опора. 25 ноября на нем будет смонтирован завершающий, так называемый замковый блок. Окончательная сдача моста назначена на июнь 2012 года. Но эксплуатация его для нужд строительства частично уже началась. Как и других развязок на новой дороге. Например, наш транспорт, груженный бетоном, битумом и прочими стройматериалами, не задерживается у железнодорожного переезда. А это существенно ускоряет темпы работ.

За следующими комментариями обращаюсь к заместителю генерального директора ЗАО «ТМК» Александру Анатольевичу Гофману:

– Вы обещали, что к концу года запустите в общую эксплуатацию часть скоростной трассы. Сдержали слово?

– Шестнадцать километров дороги будут работать с 16 ноября, то есть к первым снегопадам сделаем разметку, завершим установку дорожных знаков и на участке от низководного моста до улицы Фадеева. Запускаем в эксплуатацию и 315-метровый Седанкинский мост. Три съезда из четырех на нем уже сделаны. Готовность объекта мы оцениваем в 95 - 99 процентов.

Практически завершены почти все многочисленные буровые и монтажные работы на искусственных сооружениях. Построены 15 мостов и путепроводов. На большей части скоростной трассы до холодов успеем провести асфальтирование. Словом, обещание, что к концу года автолюбители и гости Владивостока смогут на скорости 90 - 100 км/час промчаться до «золоотвала», будет выполнено 15 ноября.

– Александр Анатольевич, вы сами, когда только приступали к строительству скоростной трассы внутри города, верили, что уложитесь в столь сжатые сроки?

– Скажем так: уверял себя, что такое не невозможно. Теперь точно знаю: наш коллектив способен и на большее. У нас прекрасные специалисты, прорабы, механизаторы, которые не просто строят, а чувствуют дорогу, умеют трудиться с большой самоотдачей. Мне еще не приходилось управлять и направлять действия столь мощного отряда техники. Можно сказать, «под рукой» автокраны разной грузоподъемности, десятки самосвалов, около двадцати катков различного назначения, бульдозеры, экскаваторы, лифтеры, асфальто- и бетоноукладчики… И все это самое современное, высокопроизводительное. Крайне важно, что мы научились (в том числе и у зарубежных коллег) концентрировать, сосредотачивать, а не распылять силы. Умеем работать быстро и с безупречным качеством. Поэтому убежден: в следующем году мы справимся с поставленными задачами и завершим строительство всех объектов к саммиту АТЭС, где выступаем генподрядчиком, с честью.

ЗАГЛЯДЫВАЯ В БУДУЩЕЕ

За обобщением всего услышанного от заместителей я вновь «неназойливо» обратилась к Виктору Григорьевичу Гребневу.

– Расскажите о новых для вас технологиях, о том, что собираетесь строить в будущем. Ведь через шесть - семь месяцев стройка для ЗАО «ТМК» во Владивостоке завершится.

– Самая интересная новая технология - вантовая система крепления пролетных блоков. Ранее в этой области лидировали японцы, которые применяли «цельные» ванты без крепежных элементов. А мы воспользовались более прогрессивной европейской технологией, по которой собирается «ниточка за ниточкой». Тем самым ушли от излишней трудоемкости, но не потеряли ни в надежности, ни в красоте. Нашими учителями стали коллеги из Франции, за что мы им очень признательны. Сегодня мы владеем искусством навесного монтажа пролетных блоков в полной мере. Готовы к его применению в дальнейшем.

Интересно было работать и с самоподъемной опалубкой из Германии. Она помогла в кратчайшие сроки построить высокие и прочные пилоны.

За три года многие наши инженерно-технические работники, механизаторы в совершенстве овладели новой техникой. Она поспособствовала тому, что самые сложные 24 километра скоростной автодороги были проложены практически внутри города в кратчайшие сроки. По участку в 16 километров мы уже запускаем промежуточное движение в тестовом режиме. На специальном сайте компании «ТМК» каждый автолюбитель сможет высказать свои предложения и замечания, касающиеся качества автотрассы. Мы их обязательно учтем, полезное – применим на практике.

Еще «стройка века» не только нас научила бережно относиться к людям. Например, подрядчики из новосибирской компании «Сибмост» искренне благодарили за опыт, который они переняли у нас в устройстве культурного быта в вахтовых поселках.

Но скоро мы завершим строительство. Конечно, мы рады, что объекты, созданные нашими руками, послужат не только саммиту АТЭС, но и экономическому, социальному и культурному развитию Владивостока на многие десятилетия. Однако, если мы не хотим растерять обретенный опыт, надо браться за новое дело.

«Тихоокеанская мостостроительная компания» продолжит сооружение федеральной трассы М60 Владивосток - Хабаровск. Только, увы, настоящее ее финансирование откроется лишь в 2018-м или 2019 году. Первый заместитель премьер-министра Игорь Шувалов, правда, обещал, что, возможно, сроки будут пересмотрены и федеральный бюджет выделит средства на модернизацию этой дороги уже в 2015 году. Но и до этого времени надо жить. Поэтому мы договорились с губернатором края Сергеем Дарькиным, что продолжим строительство за собственные кредитные деньги уже в следующем году. А оплату получим из краевой казны в 2013-м.

Еще одна перспектива: приступить к сооружению железнодорожного моста через реку Лена (общая его протяженность вместе с подходами составит 110 километров). Мы очень надеемся, что опыт ЗАО «ТМК» будет востребован. Принимаем участие в тендере на общих основаниях…

К сказанному хочу добавить. Представители старшего поколения хорошо помнят крупные «всесоюзные ударные комсомольские стройки», на которые созывалась молодежь, торжественно отправлялись студенческие отряды, вербовались специалисты со всей огромной страны. Так создавалась Братская ГЭС, прокладывалась Байкало-Амурская магистраль, возводились другие важные хозяйственные объекты. О любом, даже незначительном успехе строителей ежедневно с большой помпой сообщали СМИ. Передовиков государство щедро награждало орденами и медалями.

Но на столь уникальное обновление, модернизацию уже сложившегося города с полуторавековой историей не замахивались даже в те «ударные» времена. Потому что для этого нужны особые навыки, почти филигранная, ответственная, выверенная работа. Ведь нельзя повредить архитектурный памятник, сквер или парк, иногда и отдельно стоящее дерево нельзя тронуть, так как оно редкое и представляет собой научную ценность. Даже улицу надолго невозможно перекрыть, потому что это нарушает жизненный ритм города.

А как же прокладывать новые инженерные коммуникации – газопровод, водовод, теплотрассы, канализацию? Как расширять и асфальтировать проезжую часть старых узких улиц?

Вопросы сверхсложные. Но сегодня дальневосточники доказывают и доказали, что способны их решать в кратчайшие сроки и по самым высоким стандартам качества. Саммит АТЭС 2012 года во Владивостоке на острове Русском пройдет. А прекрасные мосты, новые дороги, Дальневосточный федеральный университет, океанариум, театр оперы и балета, газопровод - все останется людям. И в этом великий смысл того, что сегодня делается, строится для короткого мероприятия – встречи лидеров стран Азиатско-Тихоокеанского сообщества.

Валентина ЧАРСКАЯ.

г. Владивосток



← Назад в раздел