«Это земля, где обитали наши предки, и где будут жить наши потомки»

Ньургун ТИМОФЕЕВ – председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):

 

Для Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) заканчивается знаменательный год. Год принятия высшим законодательным органом Якутии решений, которые определят на годы вектор развития крупнейшего по территории субъекта Российской Федерации. Говоря об этом, я имею в виду и реформирование конституционного законодательства республики. Это потребовало большой согласованной работы органов государственной власти, вдумчивого и скрупулезного подхода депутатского корпуса Якутии к поправкам Основного закона и конституционных законов республики.

Как знают дальневосточники, 7 декабря 2006 года парламент Якутии по представлению Президента Российской Федерации Владимира Путина наделил полномочиями президента республики Вячеслава Анатольевича  Штырова. Я уверен в том, что наше решение демонстрирует государственный подход к обеспечению стабильности крупнейшего субъекта Российской Федерации, преемственности курса его поступательного развития в общем контексте развития Дальнего Востока.

Сегодня мне бы хотелось остановиться на том факторе, который объединяет все субъекты Дальневосточного федерального округа. Я имею в виду не только общность территории и истории, но и ту роль, которая сегодня отводится развитию Сибири и Дальнего Востока. И потому, говоря о переменах, ожидающих один из самых активно развивающихся регионов Российской Федерации — Республику Саха (Якутия), Ил Тумэн имеет в виду, что государством взят курс на модернизацию страны через ускоренное развитие Сибири и Дальнего Востока.

Свидетельством вышесказанному может служить целый ряд международных и общероссийских форумов и конгрессов, проведенных на территории Дальневосточного федерального округа только за последнее время. Это XV экономический форум стран Северо-Восточной Азии, I Дальневосточный международный экономический конгресс, Дальневосточный международный экономический форум и ряд других представительных собраний. Все они являются своеобразным инструментом для уточнения задач, оценки ресурсов  и выработки механизмов развития дальневосточного региона.

Во всех этих мероприятиях депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принимали самое активное участие. 

Именно эта новая политика дает возможность полномочному представителю Президента России в Дальневосточном федеральном округе Камилю Исхакову утверждать, что государство «в третий раз за последние 120 лет обращается к необходимости ускоренного освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока».

При этом хочу обратить особое внимание на то, что вопросы развития Сибири и Дальнего Востока инициированы партией «Единая Россия». То, что сегодня этими вопросами занимается партия парламентского большинства, позволяет дальневосточникам не сомневаться в последовательности действий и наличии системного подхода к решению проблем нашего региона.

Одним из самых главных аспектов проблемы подъема экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока является демографическая составляющая этого вопроса. Не секрет, что бурно развивающиеся  Среднеазиатский и Тихоокеанский регионы все пристальнее вглядываются в сторону российского Дальнего Востока, где в среднем на один квадратный километр приходится один человек. О необходимости изменения социальных условий жизни людей на Дальнем Востоке говорилось и говорится на разных уровнях. Самое главное, на мой взгляд, есть понимание того, что именно улучшение качества жизни может остановить отток населения из округа, и повысить, в конце концов, уровень жизни людей, которые никуда не собираются переезжать, для которых Восток России не географическое понятие, а земля, где обитали их предки и будут жить потомки.    

В частности, об этом речь шла и во время заседания Совета руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Дальнего Востока Российской Федерации, состоявшемся в конце ноябре в Якутске.

В своем выступлении во время работы Совета я уже подчеркивал, что Север имеет ключевое значение для страны в целом и обеспечивает более половины её экспорта, тем не менее, уровень жизни здесь ниже, чем в целом по России, притом размер пенсии несопоставим даже с прожиточным минимумом. Большинство граждан, отработавших на Крайнем Севере более 15-20 лет и вышедших по возрасту на пенсию,  не имеет возможности выехать самостоятельно за пределы республики и обосноваться на новом месте с менее суровыми климатическими условиями. Та же картина и в других субъектах Дальневосточного федерального округа. Объемы выделяемых из федерального бюджета финансовых средств для реализации мероприятий по переселению граждан крайне недостаточны.

Вместе с тем, учитывая большую актуальность проблемы привлечения и сохранения на территории Дальневосточного федерального округа трудоспособного населения, профессиональных кадров, хотел бы подчеркнуть, что имеется реальная необходимость сотрудничества дальневосточных субъектов РФ по вопросам внутрирегионального обмена трудовыми ресурсами. Кроме того, уже неоднократно отмечалось, что для осуществления успешной миграционной политики вполне можно использовать уже имеющийся у нашей страны опыт, когда советским переселенцам в Сибирь и на Дальний Восток государство обеспечивало значительные преференции. Районные коэффициенты позволяли дальневосточникам и северянам иметь достойный уровень жизни.   

Сегодня на самом высоком уровне признано, что дальнейшее развитие России будет в первую очередь зависеть от того, насколько быстро будут развиваться Восточная Сибирь и Дальний Восток. И для этого государство должно реализовать транспортную стратегию, включающую в себя строительство и модернизацию железных дорог, развитие морских портов, развитие аэропортовой базы, создание магистральных трубопроводных систем, строительство и модернизацию автодорожной сети. Необходимо заметить, что эти вопросы касаются непосредственно каждого субъекта нашего округа. Безусловно, реализация промышленных, инфаструктурных мегапроектов имеют кроме собственно экономической составляющей и огромное влияние на социальную сферу. Это и кадровая политика, занятость населения, вопросы продовольственной, экологической безопасности и целый ряд других проблем.

И здесь  логично дальнейшее укрепление взаимодействия законодателей Дальнего Востока в целях выработки консолидированных предложений по совершенствованию федерального законодательства по всему кругу вопросов.   

В связи с этим мне представляется возможным проведение Дней законодательных органов всех субъектов Дальневосточного федерального округа в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального собрания. Во время этих Дней мы могли бы выступить с пакетными предложениями, обсудить актуальные вопросы законодательного обеспечения социально-экономического развития районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, государственной политики в этой области, по другим актуальным проблемам.

Мы могли бы наполнить реальным содержанием известное утверждение о том, что законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла.

Якутия уже имеет опыт организации и проведения подобных мероприятий. Так, например, весной 2005 года в Москве были проведены Дни Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания. Думается, что опыт высшего законодательного органа нашей республики мог бы быть востребован для всего Дальневосточного федерального округа.  

Народ Саха о мудром, прозорливом человеке говорит: «Он окидывает взглядом землю до небес». Так и законодатели Дальнего Востока во времена принятия ответственнейших решений должны стремиться окинуть взглядом все многообразие предлагаемых жизнью вариантов дальнейшего развития. Наша работа должна соответствовать тем позитивным переменам, которые происходят и которые ожидают Дальневосточный федеральный округ в частности и Российскую Федерацию в целом.

г. Якутск

 



← Назад в раздел