Александр Дрынчин: «Мы строим дороги хорошо и надолго»

– Александр Васильевич, по темпам и качеству укладки дорожного полотна федеральной трассы «Амур» работа ЗАО «Асфальт» была признана одной из лучших среди участников строительства. Недавно вы сдали в эксплуатацию еще один знаковый для дальневосточников объект – 25-километровый участок трассы М-60 «Уссури» Хабаровск - Владивосток. И опять раньше срока!
– По условиям контракта с заказчиком завершить объект мы должны были до мая 2012 года. А когда разработали проект производства работ, решили: объект нужно сдавать не позднее октября 2011 года. Под это решение и комплектовали мощности – строительные машины, автотранспортный комплекс, производство стройматериалов.
Когда мы только зашли на объект, со стороны местных жителей и руководства муниципальных образований отзывы были скептические. Это был хронический долгострой. До нас строительство обхода Уссурийска начиналось неоднократно и неоднократно по разным причинам заканчивалось. Мы получили наследство в виде заброшенных карьеров, недостроенных мостов, пришедших в негодность водопропускных труб…
Задача была трудная, но мы ее выполнили. Уссурийск задыхался без обходной дороги, проезжать через город было очень сложно. Участок от 640 до 672 километра дороги «Уссури» приходилось преодолевать в течение полутора - двух часов. Сейчас на это уйдет минут 20.
– Какие инновационные технологии вы применяете при строительстве дорог?
– Нам есть чем гордиться. ЗАО «Асфальт» первым на Дальнем Востоке стало использовать цементогрунтовые смеси. Мы уже профессионалы в этом деле. Первыми в регионе мы применили органо-минеральные смеси для устройства дорожной одежды. Это перспективное направление в дорожном строительстве, позволяющее значительно повысить пластичные характеристики дорожного покрытия, максимально применять местные строительные материалы, обеспечивать обеспыливание дорог, значительно сократить затраты на их эксплуатацию.
Еще одним передовым достижением стало широкое использование битумных эмульсий, а также материалов на их основе. Все эти технологии позволили до 2009 года построить и сдать заказчику почти 170 километров федеральной трассы «Амур» в асфальтобетоне!
Еще на дороге Чита - Хабаровск мы начали применять на автогрейдерах автоматические системы нивелирования. Например, обычный автогрейдер за одну смену может подготовить под укладку цементогрунтового или асфальтобетонного основания 500 - 700 метров основы в зависимости от условий. При этом к нему надо приставить как минимум одного мастера, одного геодезиста и пару помощников, которые будут колышки вбивать… При автоматической системе нивелирования за одну смену мы подготавливали под укладку до полутора тысяч метров, что давало больший задел для последующих работ.
– А на строительстве трассы М-60 «Уссури» были какие-то технологические новации?
– Да, мы там применили особый состав покрытия. Предложили заказчику использовать щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА). Заказчик нас поддержал. Вместе подобрали рецепты для конкретного оборудования и материалов, с которыми работаем.
Многощебенистая смесь жестче, чем обычный плотный асфальтобетон марки 1 тип А, что увеличивает срок службы дорожной одежды. Есть и другие плюсы: если во время дождя по обычному асфальтобетону едет тяжелая фура, то за ней образуется водный шлейф, а на щебеночно-мастичном асфальтобетоне водяное облако гасится за счет пористости покрытия.
Водонепроницаемость конструкции достигается за счет применения особых материалов, в частности «Виатопа», который дает более прочное соединение составляющих асфальтобетона, и конструкция получается более жесткой.
Если типовой проект предусматривает 5 см слоя обычного асфальтобетона, то ЩМА, чтобы выдержать ту же нагрузку, достаточно 4 см. Допустим, зимой на щебеночно-мастичном асфальтобетоне образовалась трещина, летом под воздействием температур она сама затягивается. Но самое важное – безопасность: коэффициент сцепления у такого покрытия значительно выше, и в ходе эксплуатации он не уменьшается, как у обычного асфальтобетона, а увеличивается. То есть поверхностная обработка в ходе эксплуатации не требуется, а это снижает эксплуатационные затраты во много раз.
Мы работали настолько профессионально, что даже дорожные строители удивлялись: «Еще не видели, чтобы дороги строили так быстро, качественно и культурно, как за рубежом». У нас отрепетировано все до мелочей. Точность во всем ювелирная. Уйти при строительстве от утвержденного плана нельзя даже на сантиметр. Поэтому идем на дополнительные расходы, приобретаем дорогостоящие геодезические и лабораторные приборы, которые позволяют нам следить за качеством производимых работ.
– Александр Васильевич, опыт каких зарубежных компаний берете на вооружение?
– Давно и плодотворно сотрудничаем с японской компанией-производителем асфальтовых заводов NIKKO. Сегодня Япония на полшага опережает даже Германию по качеству техники и технологиям. Кроме того, японские партнеры провели огромную работу по адаптации заводов к нашим климатическим условиям, учли качество местного сырья и расходных материалов.
Мы смонтировали у себя уже несколько заводов NIKKO производительностью сто тонн в час, в том числе два завода для выпуска щебеночно-мастичного асфальтобетона.
Теперь у нас есть возможность вторичной переработки асфальта, производства высококачественного покрытия для аэродромов, использования рецептур любой сложности и качества.
– Какие планы у ЗАО «Асфальт»?
– Надеемся на продолжение работы в Приморском крае, но торги по объектам в зоне Михайловского района заказчик сможет провести только в следующем году. У нас есть действующие контракты с госзаказчиком по капитальному ремонту и ремонту старых участков трассы «Амур» Чита - Хабаровск. В этом году уже сдали 12 километров капремонта, выполнили ремонт транспортной развязки и поверхностную обработку 30 километров трассы по технологии «Сларри-Сил» – это нанесение защитного слоя на дорожные покрытия, которые отслужили три - пять лет. Такая обработка продлевает срок эксплуатации полотна. Мы пока единственные в регионе, кто использует эту технологию.
В следующем году на торги должны выставить около 60 километров по нанесению защитного слоя. Надеемся их выиграть и выполнить эту работу. Уже подписан контракт на реконструкцию старого участка 1780-1800 километр трассы Чита - Хабаровск. Объемы там приличные, стоимость контракта – чуть более миллиарда рублей.
– Что, на ваш взгляд, тормозит развитие дорожной отрасли в России и мешает возводить быстрее и больше хороших дорог?
– Пресловутый ФЗ-94. Когда в Госдуме еще только обсуждался закон о госконтрактах на товары и услуги, дорожники предупреждали: его реализация приведет к снижению качества строительства. Эти опасения полностью подтвердились. Критерий наименьшей цены, являющийся основным в ФЗ-94, помогает чиновникам отчитываться об экономии госсредств. Однако демпинг, который ведется подрядчиками для получения заказов, на практике дает не экономию, а убытки, поскольку некачественные дороги приходится чаще ремонтировать. Компании-однодневки намеренно сбивают цену, а потом не могут ни объем работ своевременно освоить, ни надлежащее качество дорожного покрытия обеспечить.
Мы строим дороги хорошо и надолго. ЗАО «Асфальт» владеет современными технологиями, повышающими устойчивость дорожных покрытий к различным воздействиям. В перспективе это дает положительный экономический эффект за счет увеличения срока эксплуатации покрытий, но стоит дороже. Действующее законодательство о госконтрактах является серьезным препятствием для инноваций в дорожном строительстве. И его надо менять.
– Тем не менее вы строите знаковые объекты, и строите хорошо. Что позволяет вам оставаться конкурентоспособной компанией?
– Наш коллективный оптимизм и, конечно, конкурентные преимущества ЗАО «Асфальт». Свой профессионализм мы оттачивали годами. Сорокаградусные морозы, бытовая неустроенность закаляли людей, формировали особое поколение амурских дорожников.
Сегодня у нас есть профессиональные кадры, техника и оборудование, богатый опыт для выполнения широкого спектра работ. ЗАО «Асфальт» может строить мосты, плотины, дороги, взлетно-посадочные полосы, применяя при этом самые передовые технологии. Мы оптимисты. Трудности нас не пугают, а жизнь подсказывает: надо постоянно расширять производственный кругозор, чтобы сохранить и приумножить бизнес.

 



← Назад в раздел