Якутия - зона особого внимания

Социально-экономическое развитие и жизнедеятельность Республики Саха (Якутия) с ее огромной территорией во многом определяются состоянием и эффективностью функционирования транспортной системы.

Главной особенностью транспортной системы Якутии является слабая развитость наземных коммуникаций. Доступность более 85 % территории республики имеет сезонный характер. В зоне круглогодичного транспортного сообщения проживает только 16 % населения, лишь 48 из 629 сельских населенных пунктов связаны с районными центрами дорожной сетью с твердым типом покрытия, 25 районов из 33 не имеют надежной транспортной связи с Якутском и близлежащими районами. Наиболее серьезные проблемы сложились в Арктической зоне республики, где до отдаленных наслегов можно добраться лишь при помощи авиации или вездеходов. Высокиеавиатарифы, нерентабельность внутрирайонных перевозок, нехватка транспорта высокой проходимости являются сегодня реальным ограничивающим фактором в обеспечении свободы перемещения населения и решения жизненно важных социальных задач.

Следствием сезонности работы транспорта является ежегодное отвлечение огромных средств на сезонный завоз и хранение топлива, товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения. Транспортные затраты оказывают значительное влияние на повышение издержек производства предприятий республики, которые вынуждены изымать значительный объем оборотных средств на создание запасов материальных ресурсов.

Но, несмотря на серьезные проблемы, транспортный комплекс Якутии в целом удовлетворяет спрос на перевозки грузов и пассажиров. В последние годы в связи с реализацией крупных проектов объемы перевозок грузов увеличиваются, растет и показатель транспортной подвижности населения.

В связи с этим республика связывает большие надежды с реализацией Транспортной стратегии и Стратегии развития железнодорожного транспорта Республики Саха (Якутия). В настоящее время действует республиканская целевая программа «Развитие транспортного комплекса на 2009 - 2011 годы и основные направления до 2015 года».

Транспортная стратегия Якутии рассматривается как база для скоординированного формирования планов работы Правительства и законотворческой деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), единого видения перспектив развития транспорта органами государственной власти, бизнесом, обществом.

Освоение уникальных природных ресурсов республики, вовлечение природного потенциала Якутии в экономику России, ее экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанский регион невозможны без коренной перестройки транспортной системы.

Задачами развития транспортной системы, направленными на реализацию стратегической цели и непосредственно связанными с долгосрочными социально-экономическими приоритетами республики, являются развитие транспорта в увязке с перспективными сценариями развития производительных сил, создание всесезонной опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест» с выходом в единую транспортную сеть страны, модернизация и пополнение парка транспортных средств.

Особое значение имеет государственная поддержка транспортной деятельности предприятий при перевозках пассажиров и грузов в районах проживания малочисленных народов Крайнего Севера и сферах низкой рентабельной деятельности транспорта при выполнении важных государственных задач. Не менее важно создание системы экологической безопасности транспортной деятельности.

Реализация стратегии ускоренного развития топливно-энергетического комплекса республики – наиболее существенный фактор развития транспорта в предстоящей перспективе. Интенсивный рост транспортной работы будет связан с перспективами поставок нефти, угля и природного газа на экспорт и в регионы Дальневосточного федерального округа. Рост производства нефти и природного газа связан с крупномасштабным освоением Талаканского, Среднеботуобинского и Чаяндинского месторождений. Поэтапное развитие собственного производства моторного топлива из нефти и природного газа также повлечет перераспределение грузопотоков и изменение транспортных схем.

Развитию транспортной инфраструктуры будут способствовать и освоение крупнейших золоторудных месторождений республики, увеличение объемов добычи сурьмы и олова, ценных редкоземельных металлов, развитие лесопромышленного комплекса.

Железная дорога - сердце стратегии

Инструментом увязки развития производительных сил и транспортной инфраструктуры должен являться транспортно-экономический баланс. Формирование всесезонной опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест» относится к приоритетным государственным задачам. Опорная транспортная сеть будет формироваться в контексте создания российских и транснациональных транспортных коридоров. Строительство железной дороги до города Якутска позволит соединить широтные национальные транспортные магистрали: Транссибирскую и БАМ, с одной стороны, и Северный морской путь – с другой. Завершение строительства автомобильных дорог «Колыма», «Вилюй» и «Амга» позволит полноценно интегрироваться в межрегиональные транспортные потоки с Магаданской, Иркутской, Амурской областями и Хабаровским краем.

Основной задачей стратегического характера является завершение строительства железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск с мостовым переходом через реку Лена. Железнодорожный транспорт в перспективе должен стать ведущим опорным звеном в системе транспортных магистралей круглогодичного действия. Стратегические задачи, решаемые для республики с завершением строительства железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск с мостовым переходом через реку Лена, состоят в повышении надежности системы транспортного обслуживания республики, снижении транспортных издержек грузополучателей, ускорении оборачиваемости материальных и финансовых ресурсов.

В настоящее время Республика Саха (Якутия) – это единственный субъект России, в котором одновременно ведется строительство сразу двух крупных железнодорожных веток: железнодорожная линия Беркакит - Томмот - Якутск и железная дорога Улак - Эльга.

Крупнейший проект – строительство подъездного железнодорожного пути Улак - Эльга– позволит освоить крупнейшее Эльгинское угольное месторождение с прогнозными запасами энергетических и коксующихся углей около 2,8 млрд. тонн. В перспективе уголь Эльгинского месторождения должен заместить выбывающие поставки с Нерюнгринского бассейна и удовлетворить растущие потребности энергетического комплекса Дальневосточного региона, позволит занять более значительную долю на угольном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Золотое звено»

В середине ноября в якутском поселке Нижний Бестях состоялось историческое для республики событие – торжественная укладка «золотого звена» железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск. Сегодня эта линия является крупнейшей железнодорожной стройкой Российской Федерации за последние четверть века. Стройка началась еще в советское время, продолжалась и в тяжелейшие 90-е годы – в период бесконечных кризисов и дефолтов, гигантского дефицита финансовых ресурсов. По причине отсутствия финансирования строительство много раз останавливалось. И каждый раз благодаря упорству руководства Якутии, действенной поддержке федерального центра, вере в будущее страны всех участников стройки строительство железной дороги до Якутска возобновлялось.

С вводом в строй этой дороги становится реальностью создание нового трансконтинентального логистического маршрута из стран Азии по железной дороге Беркакит - Томмот - Якутск, далее по реке Лена и Северному морскому пути в страны Западной Европы и Северной Америки.

Нам нужен мост

Проведение коренной модернизации и реконструкции Байкало-Амурской железнодорожной магистрали должно создать условия для многократного роста объемов транзитных и внешнеторговых перевозок через порты Дальневосточного региона, дальнейшего развития портовых мощностей и инфраструктуры.

В совокупности это должно дать импульс развитию всех прилегающих территорий и экономики регионов. Однако по-настоящему мультипликативный эффект от строительства железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск для достижения ожидаемых показателей социально-экономического развития республики и страны в целом возможен лишь при условии завершения второго пускового комплекса – возведение участка до Якутска со строительством совмещенного мостового перехода через реку Лена.

Сегодня в федеральных органах власти уже ведется целенаправленная работа по строительству железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск от станции «Правая Лена» до станции «Якутский речной порт» с совмещенным мостовым переходом через Лену. В будущем стоят задачи по проектированию и началу реализации проекта, предусматривающего строительство новых железнодорожных путей по маршруту Якутск - Магадан - Анадырь - Уэлен.

Общая протяженность железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск составляет 890 километров. Участок трассы от города Томмота через Кердем до Якутска – один из самых сложных инфраструктурных объектов в инженерном плане. Строительство велось в сложных инженерно-геологических условиях: высокая сейсмичность, крутые склоны, наличие зон вечной мерзлоты.

Всего с начала строительства первого пускового комплекса выполнено работ почти на 36 млрд. рублей. Только в этом году Федеральным агентством железнодорожного транспорта было выделено 8,6 млрд. рублей.

Проблемы северной авиации

Особым видом транспорта для Якутии является воздушный. Его развитие необходимо рассматривать с позиции обеспечения конституционного права граждан на свободное передвижение.

Предстоит создать эффективную систему авиационного обслуживания на основе укрепления и развития аэропортовой сети республики – основного звена авиационной инфраструктуры.

Аэропорт Якутск - один из крупнейших аэропортов России и пересадочных узлов на Дальнем Востоке. Мы считаем, что он должен стать базовым аэропортом России с обновлением основных фондов и внедрением современных технологий для обеспечения международного уровня работы пересадочного узла. В настоящее время идет реконструкция аэровокзала в городе Якутске.

Другой вопрос касается государственной поддержки. Специфика аэропортов Севера заключается в том, что в условиях малой интенсивности полетов при высоких эксплуатационных затратах необходима государственная поддержка аэропортовой деятельности как на федеральном, так и на республиканском уровне. С учетом необходимости комплексного подхода в решении проблемы обеспечения социально значимых внутрирайонных авиаперевозок должна осуществляться государственная поддержка содержания неклассифицированных аэропортов – авиаплощадок.

Перспективы развития рынка авиаперевозок связаны с повышением эффективности деятельности на основе консолидации бизнеса. Предусматриваются сохранение и развитие единой авиакомпании внутрирегиональных авиаперевозок и поэтапная интеграция единой республиканской магистральной авиакомпании с другими авиаперевозчиками. Это обеспечит повышение эффективности эксплуатации сети воздушных авиалиний, снижение издержек за счет оптимизации использования авиационных технических баз.

Большая проблема связана с социальной сферой. Должна быть обеспечена доступность воздушного сообщения для населения республики с низким уровнем доходов. Для выполнения этой цели предусматривается закрепление механизма дотирования социально значимых местных авиаперевозок. С 2009 года в РФ жители дальневосточных регионов страны получили возможность пользоваться льготой при перелете в центральную часть России. По аналогии в республике с 2012 года будет предусмотрено поэтапное введение механизма субсидирования межрайонных авиамаршрутов от центров Арктической зоны до узловых аэропортов республики.

Дороги Якутии

Стратегия реформирования дорожного хозяйства в соответствии с Транспортной стратегией России и Концепцией Национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года предусматривает реформу системы финансирования дорожного хозяйства, которая заключается в переводе финансирования развития и содержания автомобильных дорог, включая муниципальные дороги и улично-дорожную сеть городов, на механизмы, в основу которых положен принцип «пользователь платит».

Планируется формирование действенных механизмов распределения налогов по уровням бюджета, с наделением каждого уровня финансирования дорожного хозяйства собственными доходными источниками. При формировании механизмов распределения финансовой помощи, акцизов на нефтепродукты из федерального бюджета на государственную поддержку дорожного хозяйства между субъектами РФ необходимо добиться учета территориальной неравномерности развития дорожной сети, автомобильного парка, всей протяженности сети автомобильных дорог республики, включая автозимники. Отрадно, что возобновляется институт Дорожного фонда.

Законы, нам необходимые

В новых условиях перед республиканским парламентом встала задача формирования качественной законодательной базы для достижения намеченных целей, необходимость законодательно решить вопросы развития инфраструктур.

В ходе ХХХ (очередного) пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) парламентарии 9 ноября 2011 года рассмотрели проект закона «О дорожном фонде Республики Саха (Якутия)».

Законопроект закрепляет средства Дорожного фонда, подлежащие использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Дорожный фонд предлагается формировать в составе госбюджета республики. При этом объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда утверждается законом о госбюджете республики в размере не менее прогнозируемого объема доходов от транспортного налога, акцизов на топливо и т. д.

По предварительным расчетам, доходы Дорожного фонда составят в 2012 году 3 627,3 млн. рублей, а в 2016-м они вырастут до 4 514,9 млн. рублей.

После принятия закона «О Дорожном фонде Республики Саха (Якутия)» будут внесены изменения в республиканские законы «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Саха (Якутия)», «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)». Потребуется принятие постановлений правительства об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда РС (Я), об утверждении Порядка распределения и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных районов на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них.

Пассажирский автомобильный транспорт должен решить задачу создания устойчиво развивающейся, эффективно и надежно функционирующей системы транспортных услуг, отвечающей потребностям населения и доступной всем его слоям, включая малообеспеченные. Реформа на пассажирском транспорте общего пользования должна быть проведена комплексно, охватывая все уровни управления – федеральный, республиканский и муниципальный и все аспекты функционирования – нормативно-правовой, экономический, организационный, экологический и технологический.

Формирование нормативно-правовой базы должно быть нацелено на четкое определение и расширение прав, функций и обязанностей органов местного самоуправления в регулировании пассажирского транспорта. Орган местного самоуправления должен нести полную ответственность за организацию транспортного обслуживания, при этом являться собственником соответствующей инфраструктуры и маршрутной сети, а также иметь все необходимые закрепленные федеральным и республиканским законодательством полномочия.

Реформа должна подкрепляться совершенствованием системы социальных мандатов, отказом от льгот, не подкрепленных финансированием, реализацией механизмов гарантированного финансирования сохраняемых льгот, совершенствованием учета льготников.

Необходима разработка и реализация мероприятий по развитию автобусного транспорта в сельской местности. Особая роль в этом организационном процессе должна быть отведена деятельности автовокзалов.

Меры по реформированию пассажирского транспорта должны сопровождаться развитием услуг повышенной комфортности. Госсобранием (Ил Тумэн) РС (Я) принят закон «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Республике Саха (Якутия)», который не только упорядочивает отношения, но и обеспечивает наиболее полное, безопасное, качественное удовлетворение потребностей населения в перевозках, добросовестной конкуренции среди перевозчиков на рынке транспортных услуг.

Государство должно минимизировать свое вмешательство на конкурентных рынках транспортных услуг и уменьшать свою роль как хозяйствующего субъекта и долю собственности в транспортных предприятиях. Вместе с тем в ряде сфер, где экономические условия не позволяют осуществлять коммерческую деятельность, государственное участие в транспортной деятельности сохранится в целях решения задач транспортной доступности территорий и доступности самого транспорта для населения и предприятий.

Одним словом, для пользователей услуга должна быть качественной, отвечать требованиям стандартов и быть доступной по уровню тарифов. Для производителей должно быть обеспечено возмещение экономически обоснованных затрат и эффективное развитие.

г. Якутск



← Назад в раздел