Николай АНДРЕЕВ: «Модернизация дороги – просто необходимость»

– Наше управление автодороги «Вилюй» создано в 2007 году. За нами закреплено 2117 километров. По Иркутской области проходит 584 километра, и по территории Якутии 240 километров только автозимников. Начинается дорога от поселка Тулун, далее через город Усть-Кут на Лене. Этот речной порт хорошо известен якутянам, поскольку через него до сих пор проходит большая часть потока грузов для нашей республики. Далее дорога идет через село Верхнемарково – это северо-восточная часть Иркутской области и начало западной части Якутии. С Верхнемарково начинается наш участок обслуживания дороги, это ее нулевой километр. Иркутская часть дороги – автозимник, летом она непроезжая.

Мы занимаемся содержанием этого участка дороги. На нашем участке находится 824 километра автозимников, которые проходят по месторождениям нефти и газа по территории как Иркутской области, так и Якутии.

Эта территория сейчас быстро развивается, в связи с этим возникло несколько вариантов новых путей сообщения в западной части нашей дороги. Один из них – по старому направлению через поселок Тас-Юрях на Мирный, другой – через Ленск с использованием притрассовой дороги газопровода ВСТО.

Программа эта довольно большая. Она в том числе предусматривает ликвидацию грунтовых разрывов на существующей дороге Мирный - Якутск. Это в первую очередь строительство мостовых переходов через реки, а всего у нас одиннадцать водных преград, в числе которых четыре перехода через реку Вилюй и реку Марха.

Пока нет мостов, действуют пять паромных переправ и шесть понтонных. Получается, что дорога, которая соединяет Якутию с Иркутской областью и проходит через Мирнинский и группу Вилюйских районов республики до Якутска, пока не имеет круглогодичного сквозного движения из-за отсутствия мостовых переходов, в весенние и осенние периоды движение прерывается на месяц - полтора.

Так что основная наша работа сейчас заключается в том, чтобы окончательно ликвидировать грунтовые разрывы на действующих участках трассы и привести всю дорогу в нормативное состояние. Ведь трасса ведет свое начало с сороковых годов прошлого столетия, а относительно интенсивные работы по ее строительству и содержанию начались лишь с семидесятых годов. Уже тогда она была рассчитана на иные нагрузки, на движение другого транспорта, чем сейчас.

Ликвидация грунтовых разрывов дороги «Вилюй» на участке дороги от Якутска до Мирного, проведенная к 2005 году, позволила существенно увеличить перевозки. Тогда по инициативе президента республики Вячеслава Штырова основная часть средств была сосредоточена именно на ликвидации грунтовых разрывов на нашей дороге. Эта цель была достигнута, но на содержание трассы предусматривалось мизерное финансирование.

Сейчас в группу Вилюйских районов по ней завозится до 90 процентов всех грузов и пассажиров. Это связано еще и с тем, что аэропорты города Вилюйск и села Верхневилюйск не перевозят пассажиров, они принимают только санитарные рейсы самолетов. На перегоне от города Нюрба до Сунтар тоже действует только автомобильный транспорт.

Обычно с начала декабря по март начинаются перевозки по автозимнику. Доставляются продовольствие, товары народного потребления, строительные материалы для компании АЛРОСА, горючее для предприятий, занимающихся строительством и обустройством новых месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых. Но с марта по трассе в Иркутской области уже начинаются оттепели.

Так что модернизация дороги – просто необходимость. После того, как она будет завершена, автомобильный транспорт у нас станет альтернативным речному, потому что сможет принять на себя значительную часть грузов, которые до сих пор проходят через речной порт Усть-Кут и перевозятся только с открытием навигации на Лене.

Предприятия, которые у нас работают по государственным контрактам по содержанию дороги, в последние годы технически переоснащаются. Устанавливается система ГЛОНАСС, вкладывают средства в подготовку специалистов, совершенствуются инженерные службы. В связи с переходом дороги в федеральную собственность предприятия стали работать рентабельно. Сегодня они стабильно могут прогнозировать планирование развития своего бизнеса, так как контракты у нас трехгодичные. В настоящее время Росавтодором рассматриваются более долгосрочные сроки контрактов.

Мы ведем проектирование участков капитального ремонта дороги, мостов. Основная проблема – в схеме доставки строительных материалов. Если мы объект размещаем на один финансовый год, то возникают сложности в доставке конструкций тех же мостовых переходов. Приходится использовать смешанные перевозки: железнодорожные, автомобильные, речные.

К сожалению, по всей трассе дороги нет скального грунта для отсыпки полотна. Госкомитет по геологии вел поиски для отведения карьеров, но безуспешно. Если на автодорогах «Лена» и «Колыма» этот вопрос не стоит, то у нас же он стоит очень остро. Есть лишь месторождения песчано-гравийной смеси в долине реки Вилюй, да еще одно месторождение каменного материала в 150 километрах от города Нюрба. Так что поневоле приходится дополнительно увеличивать транспортные расходы, доставляя необходимый грунт на большие расстояния. Тот же щебень мы везем из Мохсоголлоха через Якутск – это сто с лишним километров – и дальше по трассе еще несколько сотен километров. Так что в сметной стоимости объектов большая доля приходится на транспортную составляющую стоимости реконструкции и строительства. Тем не менее еще раз повторю: с передачей дороги в федеральную собственность у нас появилась уверенность, стабильность в работе.

Автозимник из Иркутской области через Тас-Юрях, кстати, был пробит в 1975 году в связи с обмелением реки Лена и невозможностью завезти необходимые грузы для АЛРОСА, которые застряли в Усть-Куте. Это решение было принято правительством Советского Союза, и автозимник был проложен.

Как я уже отметил, модернизация дороги идет со стороны города Якутск. Здесь уже начинается ее асфальтирование, которое к 2014 году будет доведено до села Магарасс. По сути дела, это являетсястроительством новой дороги.

Что касается использования притрассовой дороги ВСТО, то определенного решения по этому вопросу еще не принято.

Сейчас мы входим в настоящую системную работу, нормальное планирование деятельности. Если еще два - три года назад к нам были одни вопросы без ответов, то теперь многое стало понятным. Есть государственный контракт, работает система госзаказов. Будем создавать дорожные лаборатории. Мы хотим добиться того, чтобы подрядчики осознали, что все мы трудимся в одной системе и обязаны работать качественно и сдаватьв эксплуатацию дороги и искусственные сооружения в установленный государственным контрактом срок.

Юрий Карпов.

г. Якутск



← Назад в раздел