Рожденные БАМом

Отсчет своей истории ЗАО «Взрывпром», организованное на базе Специализированного управления № 89 треста «Бамтрансвзрывпром», ведет с 1974 года, с момента, когда при тресте были созданы управления для ведения буровзрывных работ на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Работники предприятия с честью выдержали все испытания этой великой стройки, пройдя путь от Тынды до Северо-Муйского тоннеля.

И, когда в 1985 году встал вопрос о передислокации Спецуправления на строительство Амуро-Якутской магистрали, практически весь коллектив приехал в Якутию. Параллельно с ведением работ на героической стройке республики надо было обустраивать и поселок. Он рождался прямо в непроходимой тайге, на сопке, где были только звериные тропы. И все получилось: Синегорье выросло на глазах. Уже в 1986 году дети поселка пошли в собственную школу, еще через год его жители имели свою амбулаторию, сеть магазинов и детских садов.

Предприятие прошло весь путь строительства Амуро-Якутской магистрали. Взрывники первыми приходят на объект – с них начинаются все великие стройки. ЗАО «Взрыв-пром» на АЯМе подняло в воздух около 30 миллионов тонн грунта самых различных категорий. Производство взрывных работ – дело тонкое. Но благодаря профессионализму рабочих, слаженности действий взрывников с перевозчиками техники, которую приходится доставлять порой за сотни километров, они достигают в этих маневрах высокой точности, хотя переброска механизмов на такие расстояния не всегда проходит безболезненно для любого предприятия. В случае «Взрывпрома» добавляется еще и проблема доставки и хранения взрывчатых материалов, без которых усилия предприятия сведутся к нулю.

В компании, которую бессменно возглавляет генеральный директор Александр Анатольевич Новиков, люди, объединенные одной целью и общими делами, сегодня в состоянии производить буровзрывные работы на высоком профессиональном уровне в любых регионах, в короткие сроки, в любых условиях и в любое время года.

Коллективу по плечу самые высокие объемы буровзрывных работ. Залог успеха – накопленный предприятием опыт, творческая инициатива, освоение и внедрение новых технологий, обновление специализированной техники. А еще их отличают преданность своему делу, ответственность за слова, данные человеку любого ранга, бережное отношение к людям, к северной природе. Она очень ранима, и прокладка автомобильных и железных дорог болезненно сказывается на ее состоянии.

Эту особенность на «Взрывпроме» учитывают постоянно при производстве буровзрывных работ. Ведь, как правило, работать приходится в местностях с суровыми климатическими условиями, в районах вечной мерзлоты, пробиваться сквозь таежные дебри и горные перевалы.

Но встречались якутским взрывникам и другие испытания, которые они благодаря руководству предприятия с честью выдержали, сумев, несмотря на экономический кризис и политическую нестабильность в стране, сохранить главных специалистов: машинистов буровых установок, взрывников. Каких усилий, знаний и терпения потребовалось генеральному директору Александру Новикову, чтобы в период лихолетья решать проблемы предприятия: когда множество раз закрывалось финансирование железнодорожной линии Беркакит - Томмот, когда в стране началась перестройка и крупнейшие предприятия разваливались на глазах. Тысячи специалистов были выброшены на улицу, и на сегодняшний день многие из них остаются безработными. Но ЗАО «Взрывпром» удалось сохранить коллектив, который способен выполнять поставленные задачи на строительстве железных дорог и реконструкции автомобильных трасс.

В ноябре в поселке Нижний Бестях состоялось историческое для Якутии событие – торжественная укладка «золотого звена» железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск, которая сегодня является крупнейшей железнодорожной стройкой в России. Конечно, одним из главных героев этого исторического события стал и коллектив ЗАО «Взрывпром», чьим трудом преобразовалось таежное пространство. Их много, достойных славы, но есть костяк – люди, которые отдали лучшие годы своей жизни предприятию, стройке века – АЯМу. Это Валерий Тимофеевич Власюк – главный инженер, который трудовую деятельность начал с бурильщика скважин на БАМе. Человек-легенда, знающий каждый карьер, каждую выемку по всей протяженности трассы от БАМа до АЯМа. История этих строек является и его историей.Сергей Петрович Сюткин на строительство БАМа прибыл в декабре 1975 года после службы в армии. Устроился взрывником и до сегодняшнего дня работает по данной специальности, имея всего одну запись в трудовой книжке. Профессионал своего дела, знает все тонкости производства взрывных работ. В один день приехали после армейской службы Михаил Николаевич Горбачев и Григорий Феофанович Венгренюк. Это люди, прошедшие вместе с предприятием и невзгоды, и пики трудовых побед. Имея множество наград, до сегодняшнего дня они своим трудом показывают пример молодым, являясь бессменными наставниками. Трудится в коллективе Иван Яковлевич Гурский – бессменный машинист автокрана. О нем можно сказать: «Да, эта техника в надежных руках!». В коллективе предприятия трудится и его сын - Петр Гурский, машинист буровой установки – отличный специалист, студент-заочник высшего учебного заведения.

ЗАО «Взрывпром» прошло весь путь со строителями легендарных магистралейот БАМа до АЯМа. Этот путь означен возведением железнодорожных линий, имеющих жизненно важное значение не только для Дальнего Востока, но и для всей России. Это общая победа.

Вера ЕЛСУКОВА.

г. Томмот



← Назад в раздел