Стратегическая значимость транспортного комплекса в жизни Якутии

Социально-экономическое значение транспортного комплекса для Якутии невозможно переоценить. Площадь территории республики 3103,2 тыс. кв. км – без малого пятая часть всей территории страны.

При этом природно-климатические условия Якутии во многих отношениях характеризуются как экстремальные. Это самый холодный из обжитых регионов планеты. Свыше 40 % земель республики находится за Полярным кругом. Климат резко континентальный, отличается продолжительными холодными зимами и короткими жаркими летними периодами. Максимальная амплитуда средних температур самого холодного месяца – января и самого теплого – июля составляет 70 - 75 °С.

В то же время состояние транспортного комплекса республики на современном этапе характеризуется низким уровнем развития сети путей сообщения с круглогодичной эксплуатацией, что негативно отражается на развитии экономики и особенно тех отраслей, которые ориентированы на межрегиональные и внешнеторговые связи, а также на транспортную доступность населения республики.

Только 8 % территории республики находится в зоне круглогодичного транспортного обслуживания, вся остальная часть имеет сезонные транспортные схемы завоза народно-хозяйственных грузов.

Плотность автодорог ниже среднероссийского показателя в 11 раз, при этом около 80 % автомобильных дорог не соответствуют нормативным требованиям.

Именно по этой причине развитие транспортной инфраструктуры стало одной из самых важных составляющих в программе «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», утвержденной 8 февраля 2007 года Правительством Российской Федерации.

Она ставит задачу формирования всесезонной опорной транспортной сети республики, надежно связанной с общенациональной транспортной сетью, и стала приоритетной в деятельности всех отраслей, предприятий и коллективов транспортного комплекса Якутии на весь период реализации Схемы до 2020 года.

При этом было принято решение, что основу всесезонной опорной транспортной сети Якутии составят железнодорожная линия Беркакит - Томмот - Якутск и автомобильные дороги с твердым покрытием. Вместе с тем Схема учла необходимость ускоренного развития водного, воздушного и трубопроводного транспорта, строительство новых линий электропередачи связи.

В рамках реализации «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года» продолжаются строительство и реконструкция федеральных автодорог «Лена», «Колыма» и «Вилюй», а также региональных автомобильных дорог «Амга», «Кобяй», «Анабар», «Умнас», «Яна».

В 2011 году парк авиакомпании «Якутия» пополнился еще четырьмя единицами современных воздушных судов «Боинг». Успешно реализуется механизм дотирования социально значимых авиаперевозок за счет средств республиканского бюджета, что позволило увеличить объем внутриулусных пассажирских авиаперевозок с 9 тысяч пассажиров в 2002 году до 22,4 тысячи в 2010 году.

За минувшие годы в Якутии построена и сегодня продолжает расширяться магистральная нефтепроводная система «Восточная Сибирь - Тихий океан».

В конце 2010 года правительством республики одобрена разработанная подразделениями ОАО «Газпром» Декларация о намерениях строительства объектов магистральной трубопроводной транспортировки газа с Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения.

Развернулись широкомасштабные работы на строительстве железнодорожной ветки Улак - Эльга, финансирование которого ведет компания «Мечел». По планам компании первый эльгинский уголь с мощнейшего на Дальнем Востоке разреза должен быть отправлен по новой железной дороге уже в конце этого года.

Но все же главным событием текущего года для всех якутян стала укладка последнего «золотого» звена строящейся железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск на станции Нижний Бестях, что на правом берегу Лены, по сути, напротив столицы республики города Якутска.

В скором времени завершится крупнейшая за последние 25 лет железнодорожная стройка страны, которая все эти годы являлась ключевым проектом в концепции создания опорной транспортной сети Республики Саха (Якутия) и ее главным стратегическим объектом транспортного строительства.

Уже сегодня благодаря эксплуатируемому участку Беркакит - Томмот республика значительно «разгрузила» проблемы северного завоза грузов, которые десятки лет были настоящей головной болью, ибо этот завоз мы вынужденно проводили в период короткой, погодно непредсказуемой арктической навигации, что создавало массу трудно решаемых задач.

Благодаря тому, что мы имеем железнодорожную линию Беркакит - Томмот, стала возможной реализация самого амбициозного мегапроекта XXI века – комплексного развития Южной Якутии и освоения ее богатейших минеральных ресурсов. Уже начат разворот работ на Эльконском урановом месторождении. На подходе – практическая реализация проекта по строительству Канкунской ГЭС, освоение железорудных месторождений компанией «Тимир», положено начало реализации программ ряда угольных и иных проектов.

Однако по-настоящему мультипликативный эффект от строительства железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск для всего социально-экономического развития нашей республики и страны в целом возможен лишь при условии завершения второго пускового комплекса железной дороги от станции Правая Лена с совмещенным мостовым переходом через реку Лена в районе Якутска до станции Якутский речной порт.

Строительство железнодорожной линии до Якутска с сооружением совмещенного мостового перехода через реку Лена как проект общегосударственного значения включено в основные документы долгосрочного развития страны и регионов: «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года», «Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года», «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)».

Реализация согласованных на самом высоком уровне планов по строительству железнодорожной линии до города Якутска и моста через реку Лена позволит решить сразу несколько крупных задач как местного регионального, так и стратегического общефедерального значения.

Сегодня столица Республики Саха (Якутия) город Якутск по показателю «транспортная доступность» проигрывает абсолютному большинству других городов России и Дальнего Востока, занимая 100-е место из 108 и 10-е место из 10 соответственно.

Это притом, что из-за отсутствия надежной всесезонной транспортной артерии до 80 % внутреннего рынка товаров и услуг формируется за счет северного завоза в летний период по реке Лена из иркутского порта Осетрово (ж/д ст. Лена) при сроке навигации 3,5 - 4 месяца. Это заставляет наши предприятия создавать большие сверхнормативные запасы и приводит к тому, что средний срок обращения основной массы товаров составляет 380 дней, а для арктических районов республики – до полутора лет.

Из-за этих негативных факторов транспортная составляющая достигает 40 % в себестоимости товаров, как следствие происходит прямое удорожание всех ресурсов, потребляемых в республике.

Строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск на левом берегу реки Лена приведет к резкому сокращению перевозочных расходов и уменьшению объемов кредитования товарных запасов за счет сокращения срока их хранения в среднем на 83 дня.

Завершение строительства совмещенного мостового перехода через реку Лена также позволит интегрировать в зону круглогодичного транспортного сообщения центральные, восточные и западные районы республики с охватом 83 % населения Якутии. Обеспечит круглогодичную связь столицы республикии ее левобережной территории с сетью железных дорог России, соединит в единую транспортную сеть федеральные автомобильные дороги «Лена», «Колыма» и «Вилюй», появится круглогодичное сообщение между Республикой Саха (Якутия), Амурской, Магаданской, Иркутской областями и Хабаровским краем.

Существенно изменится роль Якутского речного порта: значительно сократится количество порожних рейсов судов от Якутска вверх по реке Лена, рейсооборот речных судов уменьшится на 4 тыс. км по сравнению с ныне действующим вариантом от порта Осетрово, не менее чем на треть увеличится производительность судов в короткий период навигации для арктических улусов. Появятся условия для применения судов смешанного «река - море» плавания без их промежуточной дозагрузки, что приведет к снижению транспортных издержек.

Общее снижение затрат по завозу ресурсов для нужд республики в результате возведения железнодорожного участка Нижний Бестях - Якутск со строительством совмещенного мостового перехода через реку Лена и перехода к новой схеме материального обеспечения составит средневзвешенно в зависимости от рода груза и районов доставки от 30 до 70 %.

С учетом возрастающего грузопотока это даст общую экономию средств от 2,5 до 12 - 15 млрд. рублей ежегодно.

Стоимость потребительской корзины снизится не менее чем на 15 - 20 %. Существенно возрастут транспортная доступность и транспортная подвижность населения.

Снижение от 30 до 70 % затрат на вывоз продукции в сочетании со снижением затрат на материальное обеспечение создаст условия для развития новых конкурентоспособных производств и повысит эффективность уже действующих предприятий.

К примеру, приход железной дороги на левый берег Лены явится хорошим стимулом для развития Кангаласского угольного месторождения с балансовыми запасами более 1 млрд. т. Станет реальностью строительство Селигдарского апатитового ГОК с утвержденными запасами для открытой разработки 1,3 млрд. т пятиокиси фосфора и организации производства фосфорных и комплексных удобрений с годовым объемом порядка 3,5 млн. т.

Появятся перспективы вовлечения в хозяйственный оборот и других месторождений угля, золота, других полезных ископаемых. Также прогнозируется бурный рост лесопереработки и строительной деятельности.

В совокупности это приведет к созданию новых рабочих мест в объеме до 15 - 20 тыс., увеличению ВРП Якутии в 4 - 5 раз, совокупных налогов в бюджет на 1 - 4 млрд. руб. ежегодно.

Стратегически важным представляется осуществление актуальной национальной политики развития Арктики, которое предусматривает решение долгосрочных задач активизации разведки и разработки нефтегазовых месторождений на побережье и континентальном шельфе северных и дальневосточных регионов России. Освоение новых месторождений уже в среднесрочной перспективе приведет к значительному увеличению грузопотоков в районе Арктики и дальневосточных морях.

С приходом железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск на левый берег реки Лена в среднем ее течении под Якутском с гарантированными глубинами от 2,9 м и более судового хода образуется очень перспективный меридиональный транспортный коридор АТР - Европа: Китай - Россия (Благовещенск - Сковородино - Якутск - Тикси (Севморпуть) - Западная Европа), который обеспечит самый короткий на Евразийском континенте путь с востока на запад.

г. Якутск



← Назад в раздел