«Развитие транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке и ее роль в интеграции со странами АТР»

Бурное экономическое развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона заставляет нас сегодня по-новому взглянуть на роль и место Дальнего Востока в политическом, экономическом и социальном развитии России. Дальневосточный федеральный округ – это 6215,9 тысячи квадратных километров (36,4 % территории России), девять регионов: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

Наш регион обладает большими запасами минерально-сырьевых ресурсов, земли, воды, территорий дикой природы, освоение которых определяет развитие важнейших отраслей экономики. Рациональное использование этих природных богатств может стать ключевым фактором изменения геополитического значения Востока России. Основные конкурентные преимущества Дальнего Востока – это выгодное экономико-географическое положение (в том числе кратчайшие транспортные пути), протяженная внешняя граница, «базовая» портовая инфраструктура. Таким образом, именно транспорт является импульсом дальнейшего социально-экономического развития и процветания территории. Он позволяет не только осуществлять масштабную разработку и транспортировку богатейших природных ресурсов, от надлежащего состояния и функционирования транспортной системы на Дальнем Востоке без преувеличения зависит нормальная и комфортная жизнедеятельность людей. Там, где появляется дорога, строятся дома, порты, возводятся энергетические объекты, начинает действовать связь, оживают поселки и города. Транспорт обеспечивает надежное и бесперебойное сообщение между поселками, городами и субъектами Федерации, соединяет отдаленные уголки Дальнего Востока с другими регионами России, обеспечивая территориальную целостность и единство государства.

К сожалению, сегодня состояние транспортного комплекса Дальнего Востока является сдерживающим фактором в социально-экономическом развитии округа.Несмотря на то, что Дальний Восток занимает значительную часть территории Российской Федерации, транспортная сеть здесь развита слабо. Так, эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет всего 13,8 % от эксплуатационной длины всех железных дорог Российской Федерации. Плотность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 тыс. кв. км в 3,6 раза меньше, чем в среднем по стране.

Базовыми транспортными артериями Дальнего Востока являются Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали. В настоящее время основная нагрузка в экспортных и транзитных перевозках приходится на Транссиб, пропускная способность которого составляет до 100 млн. тонн в год. В свою очередь, пропускная способность БАМа составляет 12,5 млн. тонн в год, и, к сожалению, на сегодняшний день нет резервов пропускной способности на протяжении более 200 км пути.

Воздушный транспорт имеет особое значение для Дальнего Востока, а в некоторых отдаленных труднодоступных районах округа вообще является практически единственным видом круглогодичного транспорта.

Порты Дальневосточного федерального округа обеспечивают более 17 % грузооборота всех морских портов страны. Основную роль здесь играют три транспортных узла: Владивостокский, Находкинский, Ванинский. В свою очередь, модернизация портовых мощностей и строительство современных международных терминалов, соответствующих международным стандартам, позволят увеличить не только грузооборот, но и транзитные перевозки.

В то же время в округе недостаточно развита сеть автомобильных дорог. Протяженность автомобильных дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием составляет 9,5 %, а плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 5,6 раза меньше, чем в среднем по стране. При этом автомобильный транспорт все же играет лидирующую роль в объемах перевозок грузов на территории Дальнего Востока. На его долю приходится более половины общего объема перевозок.

Большое значение в транспортной системе Дальнего Востока принадлежит развитию опорной сети трубопроводного транспорта, которое связано с реализацией трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). Основная цель ВСТО – это формирование новых центров добычи нефти и выхода Российской Федерации на энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, а также поэтапное развитие на территории региона единой системы газоснабжения.

Нельзя не заметить, что в последние годы внимание федерального центра к социально-экономическим проблемам Дальнего Востока значительно увеличилось. Принят ряд основополагающих документов, направленных на всестороннее развитие Востока России: «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года», «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года» и другие. Сегодня колоссальные государственные и частные средства вкладываются в реализацию на территории округа грандиозных инвестиционных проектов, в том числе в развитие транспортной инфраструктуры.

В последние годы выделяются достаточные средства на строительство и реконструкцию федеральных автодорог, таких как, например, «Амур» (Чита - Хабаровск), «Уссури» (Хабаровск - Владивосток), «Колыма» (Якутск - Магадан), «Лена» (Невер - Якутск). Только на их строительство в 2009 году из федерального бюджета выделено около 16 млрд. рублей. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации и Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)» завершено строительство автомобильной дороги «Амур».

Идут реконструкция и развитие железнодорожного хозяйства. Совсем недавно была открыта вторая очередь железнодорожного мостового перехода через реку Амур. В перспективе - организация высокоскоростного сообщения между Хабаровском и Владивостоком. В скором будущем мы сможем добраться по железной дороге из Хабаровска во Владивосток всего за четыре часа. В планах ОАО «РЖД» – строительство железной дороги до Магадана и Анадыря. С реализацией транспортного потенциала нашей территории связано дальнейшее развитие Транссиба, в том числе вторую «жизнь» получит и Северный широтный путь (БАМ).

Рассматриваются возможности сооружения транспортно-энергетического коридора между материком иСахалином с продолжением на остров Хоккайдо (Япония). Большие перспективы развития транспортной системы Дальнего Востока связаны с интенсивным использованием потенциала Северного морского пути.

Таким образом, перспектива транспортной системы округа связана с такими основными структурными элементами, как сети железнодорожных и автомобильных дорог, аэропортов и посадочных площадок, инфраструктура наземного и воздушного транспорта, речные и морские порты, а также сеть трубопроводов, обеспечивающих продвижение грузов во всех видах сообщений: экспорт, импорт, каботаж, внутренний и международный транзит.

Снятие инфраструктурных ограничений и создание транспортных коммуникаций для устойчивого социально-экономического развития и обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности страны – один из важнейших стратегических приоритетов развития Дальнего Востока.

Важная особенность транспортной системы Востока России – это транзитная составляющая, перевозка больших объемов грузов в другие регионы России. Но, к сожалению, транзитный потенциал Дальнего Востока используется не в полном объеме, а транзитные возможности в направлении АТР – Европа не используются совсем. Создание современной транспортной сети с логистическими узлами на Дальнем Востоке позволит повысить интеграцию округа не только в единое экономическое пространство страны, но и в международную транспортную систему Азиатско-Тихоокеанского региона.

Времена меняются, и через десять - двадцать лет Дальний Восток станет центром экономической жизни России. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона сейчас идет мощный подъем экономики. Дальний Восток России в силу своего географического положения вовлечен в процесс сотрудничества со странами этого региона, а соответствующее развитие транспортной инфраструктуры будет способствовать более быстрой интеграции Дальнего Востока и всей России в АТР.

г. Хабаровск



← Назад в раздел