Анатолий ЧАБУНИН - руководитель Федерального дорожного агентства: «На поток – качество дорог!»

И мы сегодня в разрезе изменений ставим себе новую задачу – повышение эффективности использования бюджетных средств и качества нашей продукции, в частности капитального ремонта и строительства федеральных автомобильных дорог. Здесь видятся два главных направления: разработка и внедрение новых технологий и изменение нормативной базы. Для успешного развития этих направлений необходима очень гибкая система, чтобы, если сегодня какая-то технология или техническое решение было разработано с учетом спецтехусловий, завтра это становилось бы нормой.

Вместе с тем в сфере столь жестких задач необходим систематизированный комплексный подход. Требуется гармонизация подходов к решению вопросов качества с передовой международной практикой. Сейчас разрабатывается ведомственная целевая программа "Обеспечение качества в дорожном хозяйстве". Она будет основана на применении международного стандарта ИСО 9001-2008. Нужно просить Минтранс России помочь с утверждением этой программы в соответствии с требованиями утвержденного Правительством Российской Федерации Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ.

Новый подход к повышению качества должен быть реализован на всех этапах разработки и реализации программ дорожных работ, начиная с планирования. Необходимо обеспечить точную взаимную увязку по адресам и проектным решениям строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта дорог. При этом главным ориентиром при планировании развития федеральных дорог должно стать решение задачи приведения в необходимое состояние всего маршрута, начиная с ключевых, наиболее важных участков. Нужно учитывать, что оставшиеся нереконструированными короткие участки приводят к невозможности для перевозчика реализовать преимущества от реконструкции остальных участков дороги. Зачастую опережающая реконструкция периферийных участков дороги приводит пользователя к часовым простоям на других участках, например у въездов в крупные города. Таким образом, ранее вложенные средства федерального бюджета оказываются практически замороженными.

Планирование дорожных работ должно учитывать интересы пользователей дорог, минимизировать неудобства и потери времени для водителей во время проведения работ. При увеличении объемов финансирования дорожного хозяйства всех уровней становится актуальной увязка программ работ на федеральных дорогах с программами работ на региональных и местных дорогах. Она должна исключить одновременное закрытие для ремонта или реконструкции всех дорог в одном месте или всплеск интенсивности транспортных потоков на каком-либо участке, не готовом к пропуску такого движения.

В целях повышения качества строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог предусматриваются меры по совершенствованию работы служб контроля качества, лабораторного контроля, прежде всего - в области качества применяемых местных дорожно-строительных материалов.

Намечено создание восьми лабораторно-испытательных центров во всех федеральных округах. В их задачи будут входить вопросы:

– сертификации местных дорожно-строительных материалов в целях допуска продукции местных поставщиков для применения на федеральных дорогах различных категорий при различной интенсивности движения в различных природных условиях;

– ведения реестра поставщиков местных дорожно-строительных материалов и выпускаемой ими продукции для выработки рекомендаций для проектных организаций и заказчиков по применению этих материалов на различных дорогах;

– контроля состояния средств измерений и испытательного оборудования заказчиков, а также подрядных организаций, работающих по контрактам на федеральных автомобильных дорогах;

– оказания помощи заказчикам в проведении лабораторного контроля и испытаний по тем видам контроля, для которых у заказчика отсутствует оборудование или оно недостаточно современное.

Такая организация лабораторного контроля и испытаний соответствует международной практике. Она применяется в США и государствах Европейского сообщества. Задачи лабораторно-испытательных центров будут также направлены на исполнение поручения президента Российской Федерации Д.А. Медведева о применении в Российской Федерации международных стандартов в целях ускорения модернизации системы нормативно-технических документов.

Вместе с тем необходимо отметить, что реализация задач в области гармонизации отечественной системы нормативно-технических документов с международными стандартами существенно тормозится тем, что Российская Федерация не является членом международных профессиональных ассоциаций в области автомобильных дорог. Наши контакты, за исключением членства Росдорнии в ряде международных организаций, носят разовый характер. Необходимо просить Министерство транспорта РФ инициировать вступление Российской Федерации в PIARC (Всемирная дорожная ассоциация). Целесообразно расширить контакты с IRF (Всемирная дорожная федерация), международными объединениями лабораторно-испытательных центров.

Создание системы лабораторно-испытательных центров и вступление в международные организации позволят ускорить модернизацию лабораторной базы дорожного хозяйства, ее гармонизацию с международными стандартами. Она будет стимулировать развитие отечественного производства современного лабораторного и испытательного оборудования.

В рамках разрабатываемой ведомственной программы повышения качества в дорожном хозяйстве необходимо разработать график практических шагов по приведению лабораторной базы дорожного хозяйства в соответствие с международными стандартами. Работа по модернизации лабораторной базы для федеральных автомобильных дорог должна завершиться в 2013 году. К 2015-му должна быть удовлетворена потребность в основных видах современного лабораторного оборудования для всех автомобильных дорог общего пользования.

Важным направлением деятельности создаваемых лабораторно-испытательных центров может стать оказание помощи региональным органам управления дорожным хозяйством в совершенствовании лабораторного контроля, в повышении качества применяемых дорожно-строительных материалов и на этой основе – в увеличении долговечности региональных и местных дорог, в оптимизации затрат на эксплуатацию дорог.

Выполнение поручения президента Российской Федерации о применении международных стандартов для ускорения модернизации нормативно-технической базы существенно тормозится, а в ряде случаев – становится невозможным в связи с действующей системой внедрения инноваций.

Каково применение широко используемых в других странах материалов? Эта мера невозможна в Российской Федерации без сертификации в соответствии с российскими стандартами. А это занимает время. Процедуры сертификации не зависят от вида сертифицируемого материала. Они одинаковы, скажем, для битума, требования к которому существенно зависят от климатических особенностей, и для материалов и конструкций, которые не зависят от местной специфики. Например, дорожные ограждения. Современные тросовые ограждения, испытанные лабораториями европейских стран и в США на самом современном оборудовании с применением «крэш-испытаний», не могут быть применены в Российской Федерации без повторных испытаний. При этом нет уверенности, что отечественные условия проведения таких испытаний обеспечат более высокую надежность.

Требует изменения отечественная система утверждения специальных технических условий для разработки проектной документации. Необходимо внести изменения в градостроительное законодательство, законодательство о техническом регулировании, направленные на исключение необходимости сертификации по российским стандартам материалов и конструкций, сертифицированных в соответствии с международными стандартами для применения в странах с климатическими условиями, близкими к условиям Российской Федерации; утверждение процедур повторного применения при проектировании ранее согласованных для другого объекта специальных технических условий без необходимости их повторной разработки и согласования.

Повышение качества содержания автомобильных дорог в значительной степени зависит от организации работ. Применяемые в настоящее время методы, ориентированные на использование высокопроизводительного оборудования, при текущем содержании дорог не всегда обеспечивают достаточно высокое качество. Имеется большое количество мелких (микро) операций, которые более успешно могут быть выполнены микропредприятиями (по Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» имеющие численность до 15 человек) или физическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. К таким операциям могут быть отнесены окашивание полосы отвода, уборка мусора, мелкий ремонт кюветов, ликвидация небольших размывов откосов и т. д. Такая организация работ также широко применяется во многих странах мира. Она не только эффективна с точки зрения качества работ, но и позволяет получить для местного населения заработок, а для местных бюджетов - дополнительный доход.

Управление эксплуатации подготовило большой перечень таких работ в период мирового финансового кризиса для организации общественных работ. Правовому управлению необходимо проработать вопрос о необходимости внесения соответствующих изменений в нормативную правовую базу, чтобы расширить применение таких методов.

Повышение качества нашей работы - главное. Мы очень много говорили о том, что дорожная отрасль в настоящее время является одной из самых инновационных. У нас серьезная хорошая техника, но к этой технике нужно прикладывать знания, руки и головы. Сейчас Федеральное дорожное агентство уделяет огромное внимание повышению качества. На основании Концепции повышения качества идет разработка соответствующей программы.

Обозначу ее основный момент - это создание новой нормативной базы, потому что вся нормативная база, которой мы пользуемся сегодня, была создана еще во времена Советского Союза. И, очевидно, правильно нас критикуют за архаичные нормы, которые зачастую мешают применять новые технологии.

Я хочу сказать самое главное: инновации находятся в головах каждого строителя дорог. И если каждый будет по-новому обращать внимание на технологии, на производство работ, на отношение к нашему нелегкому, но нужному труду, тогда действительно все участники дорожного движения увидят коренные сдвиги в отрасли. Сегодня база создана, финансирование федеральных дорог с 2014 года, как я уже подчеркнул, будет осуществляться по утвержденным нормативам, законодательством также предусмотрено, что и субъекты РФ перейдут с 2012 года на нормативы, и я думаю, у каждой из них будет свой переходный период. А наша задача - за три года, начиная с 2014-го, привести федеральную дорожную сеть в нормативное состояние. Это возможно. Мы такую амбициозную задачу должны себе сами поставить, и, главное, мы должны ее решить.

г. Москва



← Назад в раздел