Говоря о развитии страны, Дальнего Востока, прежде всего не стоит забывать о человеке, живущем здесь

 

– Камиль Шамильевич, нашим читателям хотелось бы побольше узнать о Вас. Где Вы учились, где и как начинали трудиться, как попали в сферу государственной деятельности и какие ступени прошли до назначения полпредом Президента по ДФО?

– Я окончил Казанский государственный университет в 1973 году. До поступления в университет четыре года работал электромонтером связи телефонной станции химзавода им. Куйбышева. После окончания Казанского университета, с 1973 по 1980 год, был первым секретарем Советского районного комитета ВЛКСМ. Затем работал в Казанском научном центре НПО «Алгоритм». В 1991 году возглавил администрацию города Казань. С 1993 года был председателем Казанского Совета народных депутатов и главой администрации города в одном лице. 14 декабря прошлого года Президент меня назначил своим полпредом в Дальневосточном федеральном округе. Это очень большое доверие, ведь до меня мэрам городов не предлагались такие высокие посты.

– Вы очень долгое время были мэром Казани. Как помог Вам этот опыт? Каким представился Вам Дальний Восток, когда Вы сюда приехали?

– Вы знаете, мой опыт руководства городом очень пригодился. Я хорошо знал жизнь Татарстана, жизнь других субъектов России и, приехав на новое место, достаточно быстро включился в работу. Я неплохо нахожу общий язык с губернаторами. Хотя республика Татарстан вполне благополучный регион, но во многом проблемы Дальнего Востока мне были понятны. Если сравнивать Восток России с европейской частью, то, очевидно, что здесь очень много нужно сделать, чтобы выровняться хотя бы по уровню обустройства жизни. Киловатт на Дальнем Востоке в 1,7 раза дороже, чем в среднем по России. Это неподъемно и для людей, и для предприятий. Если вспомнить былое время, люди ехали сюда на заработки, потому что тогда по всей России - и на Камчатке, и в Москве - киловатт электроэнергии стоил 2 копейки. Мы разработали и предложили механизм, по которому любой дальневосточник - и физическое, и юридическое лицо - платит за киловатт в час наравне с жителем центральной России. Разницу тарифов в этом случае покрывает государство. Я считаю, что эти меры должны оживить экономику. Мой проект одобрен Президентом - это существенное достижение.

Очевидно, что необходима дальнейшая скрупулезная проработка перспектив развития Дальнего Востока. Этому вопросы мы посвятили заседание Совета Безопасности Российской Федерации. Решение, которое принято на Совбезе, определит то, как мы будем жить ближайшие годы.

–  Вы знаете уже с первых месяцев Вашей службы на посту полпреда наша газета заметила, что у Вас своеобразный творческий стиль работы: Вы много ездите по округу, инспектируете значимые во всех отношениях объекты, а потом делаете заключение, на какие моменты должны обратить внимание местные власти?

– Вы правы, но во многом такой стиль работы скорее необходимость. С самого начал я не собирался засиживаться в Хабаровске, хотел все увидеть своими глазами, прочувствовать, как люди живут в каждом из регионов, поэтому первые полгода на посту полпреда я посвятил изучению округа. Только погрузившись в проблемы каждого из субъектов можно выработать общие направления их решения для всего Дальнего Востока.

– Многие из проблем увиденных Вами Вы выносите на обсуждение Советов при полпреде. Зачастую такие советы проходят в выездной форме, для дальневосточного полпредства это нововведение, можно ли сказать, что губернаторы проходят «школу» президентского полпреда?

– Особенность федерального округа – это просто огромные территории: Дальний Восток – это треть страны. Проводя Советы на выезде, я пытаюсь познакомить губернаторов с жизнью регионов округа, с их положительным опытом. Последний Совет мы провели в Якутии. Сразу после первого моего визита в эту республику, я обратил внимание на достаточно высокий уровень жизни даже по меркам центральных регионов. Я сразу же решил провести для губернаторов своеобразный семинар. Ведь условия жизни в Республике Саха далеко не благоприятные, однако местной власти удалось сделать проживание людей комфортным. Одним из вопросов рассмотренных на Совете стало социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия). Этот опыт заинтересовал многих губернаторов. Еще один болезненный вопрос, который мы рассмотрели на последнем заседании Совета – это развитие транспорта. Несомненно, мы должны развивать эту отрасль хозяйства. На транспортную составляющую в себестоимости дальневосточного продукта приходится 25 %, тогда как в среднем по России лишь 12%, и это притом, что у нас строить и содержать дороги обходится дороже. Якутия в этом отношении не самый благополучный регион. Из 10 тысяч километров автозимника, проходящего по территории округа, 9 тысяч проходит по территории Республики. Это значит, что до многих населенных пунктов можно добраться лишь зимой. На Совете были приняты серьезные решения. Я уверен, что они изменят жизнь людей к лучшему.

– Камиль Шамильевич, на последнем Совете при полномочном представителе Президента России в Дальневосточном округе была поднята очень болезненная для всего региона тема транспорта, как Вы можете прокомментировать транспортную инфраструктуру Востока России?

Конечно, модернизация транспортной инфраструктуры — это одно из приоритетных направлений развития региона. Оно включает в себя строительство и ремонт железных дорог, сооружение подходов к морским портам, а также развитие дальневосточных портов: Ванино, Владивосток, Советская Гавань и Де-Кастри, мощности которых пока используются не в полной мере. К 2010 году надо стремиться к двукратному росту объемов переработки грузов.

Большое значение для региона имеет совершенствование аэропортов, строительство качественных взлетно-посадочных полос с новейшими системами управления воздушным движением и современных зданий аэровокзалов. Важным направлением является сооружение транспортных трубопроводных систем. И конечно же, необходимо создание и реконструкция имеющейся автодорожной сети. Всем этим начинаниям в определенной мере будет способствовать реализация Транспортной стратегии России до 2025 года и Федеральной целевой программы модернизации транспортного комплекса до 2010 года.

Улучшение социально-экономического положения российского Дальнего Востока предполагает развитие автомагистралей, связанных в единую транспортную сеть. Первым наиболее значимым шагом в этом направлении является строительство федеральной автотрассы Чита — Хабаровск, открытие сквозного проезда по которой в 2004 году послужило началом возрождения населенных пунктов на всей ее протяженности. Появились возможности для организации дополнительных рабочих мест на вновь создаваемых предприятиях. Дороги — это жизнь. Это очевидные и бесспорные истины. Я видел поселки на Дальнем Востоке, которые не имели никакой перспективы существования, пока возле них не появилась федеральная дорога Чита — Хабаровск. Знаете, моментально открылись магазинчики, ателье, кафе, сервис-центры, а теперь жители одного из поселков уже думают о создании небольшого кирпичного завода. К сожалению, на этой трассе еще много участков, где асфальтовое покрытие прерывается. Машины снижают скорость, бьются, грузы вовремя не могут быть доставлены потребителю. А как жить человеку, гражданину России в этих краях? Если мы говорим о развитии страны, о приоритетном развитии нашего Дальнего Востока, то, прежде всего, не стоит забывать о человеке, живущем здесь.

– Благодаря своим колоссальным запасам углеводородов Дальний Восток  в ближайшее время будет играть ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности страны. Что нового произошло в этой отрасли последние годы, и каковы проекты?

За последние годы произошло немало событий, но одно стоит отметить отдельно — это переход проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" в фазу добычи. Это событие уникально, потому что носит не только общероссийский, но и общемировой характер. Мы все знаем, что сахалинские проекты – самые капиталоемкие энергетические проекты в мире. Кроме того, на острове в рамках "Сахалина-2" строится первый в России завод по сжижению природного газа (СПГ). Этот завод тоже уникален, впервые в мире завод СПГ построен в таких суровых климатических условиях. Что касается планов, то в ближайшее время будет разработана энергетическая стратегия Дальнего Востока до 2020 года. Такое задание от Минпромэнерго получил Институт систем энергетики имени Мелентьева Сибирского отделения Российской академии наук. Некоторые субъекты уже разработали свои собственные региональные программы по развитию топливно-энергетического комплекса. Проблема состоит в том, что зачастую субъекты учитывают только свои местечковые интересы, как было с трубопроводом Восточная Сибирь — Тихий океан. Хабаровский и Приморский края буквально воевали за то, чтобы труба прошла по их территории.

Кроме того, субъекты пишут свои программы в отрыве от финансовых возможностей и планов ключевых игроков рынка энергоресурсов. Так, в Якутии, например, собираются начать добычу газа и нефти с разведываемых сейчас месторождений уже к 2012 году, тогда как «Газпром» планирует осваивать их лишь в 2030 году. Мы должны координировать планы и работу всех заинтересованных участников рынка, чтобы в конечном итоге соглашения, к которым они пришли, работали на долгосрочные интересы России, ее энергетическую, экономическую и национальную безопасность.

– Для Дальнего Востока жизненно важно перевести рыбную и лесную отрасли в сферу полной переработки сырья, как обстоят дела в этом направлении?

Это важное дело, но пока инвестиционный климат еще не очень благоприятный, нет хорошей основы для производства. Есть предприниматели, которые закупают оборудование, налаживают переработку древесины, но пока продавать кругляк на экспорт выгоднее. Основной рынок для обработанной древесины — это наши регионы! Многие занимаются переработкой только потому, что смотрят вперед, а в будущем мы все равно перейдем к полной ее переработке.

Что касается рыболовства, то тут большая часть работающих на экспорт промысловых судов — это большие и средние морозильные траулеры. Эти корабли уже оснащены рыбоперерабатывающими цехами. Использовать большие и средние траулеры только для лова, без производства рыбопродукции, экономически нецелесообразно. Сейчас в экспортных отраслях рыболовства маломерный флот нельзя рассматривать как полноценного конкурента большому и среднему флоту!

– Возможно ли приостановить демографический отток с Дальнего Востока и параллельно решить проблему многократного увеличения населения за счет притока качественных кадров, способных к подъему всей экономики?

За десять минувших лет Дальний Восток России потерял 12 процентов жителей. Уровень смертности превышает уровень рождаемости, люди уезжают на запад страны. Отток населения продолжается до сих пор. Многие дальневосточники, что называется, "сидят на чемоданах", намерены уехать отсюда в центральные регионы страны. Но я хотел бы предостеречь их от возможной ошибки: хорошо там, где нас нет! Конечно, сорваться с обустроенного места нелегко, но ведь и хорошо обосноваться на новом месте тоже непросто! Цены на жилье стремительно растут не только у нас, но и по всей стране. Работу с достойной оплатой труда тоже ведь быстро не найдешь, если тебя никто не ждет там, куда ты так стремишься. Совсем другое дело, когда территория заинтересована принять переселенцев. Сейчас за пределами Российской Федерации проживают 15 миллионов наших соотечественников. Существенная часть из них попадет на Дальний Восток, потому что наш федеральный округ — стартовая площадка для реализации общероссийской программы добровольного переселения соотечественников из бывших советских республик. В качестве пилотного проекта по переселению выбраны Приморский и Хабаровский края, а также Амурская область. В этих субъектах Федерации разработаны региональные программы по переселению соотечественников. Но и другие регионы Дальнего Востока не должны затягивать процесс разработки и принятия подобных программ.

Нам требуются каменщики, монтажники, штукатуры, маляры, отделочники, водители разных категорий, газоэлектросварщики, слесари-сантехники. В сфере общественного питания остается стабильным спрос на кондитеров, барменов, официантов, поваров, пекарей, обработчиков рыбы, матросов, мотористов. В Приморском крае сохраняется кадровая напряженность в судоремонтной промышленности. В Хабаровском крае нужны специалисты в сфере производства авиатехники. Спрос на рабочую силу будет расти. К концу 2006 года должна быть разработана детальная программа по добровольному переселению, где будут четко обозначены все нюансы, в том числе и по обеспечению новоселов жильем, работой. Но не нужно забывать и о коренных жителях, они тоже должны чувствовать заботу властей. Поверят нам дальневосточники, воспримут наши действия как национальную идею – и жизнь в округе станет лучше и комфортней.

Роман Амельченко.

 

 

 



← Назад в раздел