Мир вашему дому

Этот дом стал символом будущего Петропавловска-Камчатского, в котором всех обеспечат современным комфортным жильем. Вот только готовы ли горожане к такому будущему?
12-этажный дом по адресу улица Ларина 22/7 – первая высотка в Петропавловске, построенная в XXI веке для простых горожан. Он прославился на всю страну в августе 2010 года, когда на Камчатке побывал председатель правительства России Владимир Путин. Премьер посетил эту новостройку и вынес вердикт: «Здесь уже по-человечески можно жить».
С начала 2011-го дом стал заселяться. Всего в нем 96 квартир общей площадью 3800 квадратных метров. 80 квартир были отданы в соцнайм переселенцам из общежитий, выпускникам детских домов, а также в качестве служебного жилья работникам двух камчатских театров: драматического и кукольного. Остальные квартиры находятся в частной собственности, либо еще не обрели хозяев.
После того, как в доме появились первые новоселы, прошел почти год. Я решил нанести визит на Ларина 22/7, чтобы узнать, вправду ли здесь живется «по-человечески», как сказал В. Путин.
Захожу в подъезд. Кафель, лифт, лампы нового поколения. На первый взгляд, все признаки цивилизации. Но тут же в глаза бросаются: окурок на полу, не самая приличная надпись, вырезанная в стене, искореженный настенный ящик с противопожарным инструментом. Понимаю, что найду для своего репортажа изрядную ложку дегтя.
Беспокойное хозяйство
Моим экскурсоводом стал Роман Лебедев, гендиректор ООО «Исполит», которое управляет этим домом. Он рассказал о беспокойном хозяйстве своей компании.
Начнем с наследства, которое оставил застройщик. Сегодня это главная проблема для управдома. Во-первых, во время строительства было принято неверное техническое решение: не застеклять «капитанские мостики» на балконах. В результате при осадках они превращаются в настоящие бассейны. Кроме того, оказались плохо заделаны щели между оконными блоками и основаниями балконов. Щели протекают.
«Если все это умножить на 12 этажей, то получится большое количество воды, которая стекает по стенам дома, заползает по всем стыкам в квартиры, – рассказывает Р. Лебедев. – Отсюда – сырость, плесень, обрушение штукатурки. Со временем это станет угрозой для прочности здания».
Во-вторых, застройщик не оставил инструкцию по эксплуатации дома и не передал управляющей компании схемы тепло- и электроснабжения в новостройке. Меж тем, система электроснабжения здесь очень непростая. В итоге возникает множество технических вопросов, которые приходится решать в темную, по наитию.
В-третьих, застройщик не передал наружные тепловые сети в ОАО «Камчатскэнерго», что создает головную боль поставщику теплоэнергии и управляющей компании. Да и Петропавловский водоканал не желает брать на свой баланс сети водоснабжения и водоотведения.
Другие проблемы этого дома могут показаться не такими серьезными. И все же о них тоже стоит сказать.
Все вокруг народное
– Готов ли среднестатистический горожанин жить с комфортом? – спрашиваю Романа Лебедева.
«Вообще готов и желает улучшить свои жилищные условия. Но иногда вырывается что-то такое из прошлого, когда все было общее и ничье. И тогда начинают ломать лифты, обрывать провода».
Пример № 1. По правилам техники безопасности вход на крышу должен быть недоступен. Его закрыли на замок. Но вскоре дверь выломали из стальной рамы, приложив недюжинную силу. Потом, судя по всему, на крыше хорошо отдохнула большая кампания: отсюда выгребли кучу пустых пивных бутылок.
Пример № 2. Когда дом сдавали в эксплуатацию, все квартиры были готовы под ключ. Помимо прочего каждая имела входную сейфовую дверь. По неизвестной причине кому-то из жильцов такая дверь пришлась не по вкусу. Он ее снес и поставил себе простую, железную. При этом в общем коридоре выломал часть кафеля.
А еще есть у наших людей странная манера – выставлять за дверь мешки с мусором, которые порой стоят на лестничных площадках целыми днями. На кафельном полу это выглядит совсем уж дико.
«По соседству стоит почти такой же дом, – говорит Р. Лебедев. – Он ведомственный. Строился для МЧС. У него своя управляющая организация. Она на этажах поставила видеокамеры. Чуть что не так, сразу находят виновного, штрафуют. У нас это проблематично сделать. Если поставим видеокамеры, они пострадают первыми».
Час расплаты
Квартплата в этом доме рассчитывается по общегородским тарифам. Единственная услуга, за которую здесь платят дополнительно - лифт. Отдельно взятая квартира обходится в среднем от 2 до 5 тысяч рублей ежемесячно.
Квартиры оборудованы счетчиками холодной и горячей воды. Их показания жильцы должны предоставлять в управляющую компанию. В этом их прямая выгода, ведь иначе расчет за воду будет сделан по нормативу, что дороже в 3-4 раза. Но есть граждане, которым показания счетчиков не интересны. Это те, кто вообще платить не собирается.
С момента заселения порядка 40 квартир не платили ни разу. Их обитатели рассуждают так: мы не платили по прежнему месту прописки (там им долг фактически списали), не будем и здесь.
«Среди неплательщиков есть и бывшие жители общежитий, и выпускники детских домов, – говорит Р. Лебедев. – Насколько мне известно, ребята из детдомов получают достаточную финансовую помощь, которой должно хватать и на квартплату. Если все-таки средств не хватает, они могут оформить субсидию. Наша компания готова помочь в оформлении документов. Но многие даже не пытаются что-либо изменить. А мы не можем позволить себе прощать долги. Вынуждены принимать меры».
Общая задолженность по дому за полгода уже подошла к критической отметке – 1 млн 700 тысяч рублей. В ближайшее время на Ларина 22/7 может быть отмечен первый случай отключения электричества за неуплату.
Звонят, откройте дверь
Квартиры на Ларина 22/7 – малогабаритки площадью до 45 квадратных метров. Мы зашли в несколько из них пообщаться с народом.
Хозяйка одной из квартир – молодая женщина Людмила. Живет здесь с марта с маленьким ребенком. До этого проживала в общежитии на 6-м километре. Новый дом ей нравится. Не устраивают только квартплата. Ее доход – 3 тысячи рублей, а последний счет составил 7740 рублей.
Как выясняем, Людмила еще ни разу не платила за квартиру. За субсидией она не обращалась. Показания счетчиков холодной и горячей воды не снимает. Роман Лебедев рекомендовал ей не пускать все на самотек. Договорились, что Людмила соберет нужные документы и обратится в управляющую компанию (адрес которой, к слову, ей до сих пор не был известен).
Почти такой же разговор состоялся в другой квартире, где живет выпускник детского дома. Мы хотели пройти на балкон, но хозяин предостерег нас от этого, ведь там он… выгуливает собаку. Судя по состоянию балкона, это происходит регулярно.
Сколько же понадобится времени, чтобы окружающая обстановка дисциплинировала человека? Или этого уже не исправить?
Под крышей дома твоего
«Все поправимо, но многое зависит от самих жильцов, – уверен Р. Лебедев. – В этом доме есть костяк людей, которые пытаются бороться с негативными проявлениями со стороны соседей. Но это должна быть долгая системная работа, а не разовые меры».
Во время экскурсии по дому у меня состоялось еще одно знакомство. Когда-то Людмила Алексеевна работала на побережье, преподавала в школе историю. Выйдя на пенсию, переехала в Петропавловск. Здесь ей с сыном дали комнату в общежитии на улице Дзержинского. В новый дом въехала 1 апреля. В сравнении с прежним жильем это как небо и земля.
«У меня соседи – хорошие люди, спокойные, не пьют, – рассказывает Людмила Алексеевна. – Чистоту на своем этаже соблюдаем. Я сама мыла площадку. Конечно, в доме не все такие. Некоторые ребята из детских домов, получив свои квартиры, как будто на волю вырвались. Но это со временем должно пройти».
Вот только времени может не хватить. Не секрет, что с жильцами этого дома активно работают риэлторы. Некоторые квартиры сменили уже по 2-3 собственника.
«У нас есть категория жильцов, которых я называю «путешественниками», – говорит Р. Лебедев. – Они относятся к своим квартирам как к временному пристанищу. Молодого парня или девушку, у которых нет родителей и жизненного опыта, легко поманить большими деньгами и обмануть».
Р. Лебедев прогнозирует, что за год-полтора больше половины квартир на Ларина 22/7 будут приватизированы. А вот что их хозяева станут делать с ними дальше – вопрос.
Совет от управдома
«Проблемы, которые оставил застройщик, мы своими силами не устраним. А все остальные – решаемы, – говорит Роман Лебедев. – Можно многое улучшить, сделать более эффективным. Например, рассматриваем такую возможность: поставить здесь кассу и в определенные дни принимать квартплату прямо на месте. Так будет удобнее и жителям, и нам. Сейчас у нас положительный баланс. Наша компания должна «Камчатскэнерго» за тепло – 1 млн. А жильцы нам – 1,7 млн. Осталось только получить этот долг».
Что бы Р. Лебедев посоветовал своим коллегам, которые скоро примут в управление такие же новостройки?
«Изначально выстраивать партнерские отношения с жильцами, – отвечает мой собеседник. – Надо находиться в гуще событий, жить жизнью дома. Тогда все получится».
Жителей Ларина 22/7 и компанию «Исполит» можно считать первопроходцами, чей опыт должен помочь избежать Петропавловску в будущем некоторых ошибок. Остается пожелать героям этой публикации преодолеть временные трудности. Практика показывает, что в новостройках нужен год, чтобы отладить всю систему жизнедеятельности дома, при условии хозяйского подхода, конечно.
Кирилл МАРЕНИН.
 



← Назад в раздел