Железная дорога станет основной транспортной артерией Якутии

В начале двадцатого века требовались многие месяцы, чтобы добраться до Якутска из центральных областей страны. Именно тогда возникла идея строительства железной дороги Аляска - Сибирь через территории Чукотки до Якутии. Даже сейчас этот проект кажется фантастическим, что же говорить о временах столетней давности.

В апреле 1924 года председатель ВЦИК и Совнаркома ЯАССР Максим Аммосов обратился в академию наук СССР, с просьбой организовать научно-исследовательскую экспедицию в целях изучения производственных и этнических сил Якутии. Особняком стоял вопрос о железной дороге. Молодой руководитель прекрасно понимал, что без нее юная республика не в состоянии реализовать свой промышленный и духовный потенциал. Такая экспедиция была организована. Произошло это в 1930 году. Выводы были сделаны однозначные – железная дорога необходима республике!

Идея строительства в Якутии железной дороги пробивала себе путь нелегко. В начале сороковых первые километры рельс были проложены от Транссиба на Север. Однако во времяВеликой Отечественной войны они были демонтированы и отправлены на Сталинградскую ракаду. Вновь война встала на пути строительства железной дороги. Лишь в 1947 году начались проектно-изыскательские работы по маршруту Тында - Томмот - Якутск - Хандыга. Но дальше дело не пошло. Снова идеябыла отложена в долгий ящик. Только со строительством Байкало-Амурской магистрали (БАМ) у республики появился шанс проложить стальные рельсы на своей территории.

И вот, тридцать лет тому назад, в 1976 году, на границе Амурской области и Якутии прозвучал первый тепловозный гудок, возвестивший появление железнодорожного транспорта в республике. Тогда строящаяся линия Тында - Беркакит (220 км) была составной частью Байкало-Амурской магистрали, темпы финансирования и строительства были рекордными. В 1977 году первый поезд пришел на станцию Беркакит, и уже в 1979 году был отправлен первый эшелон Нерюнгринских углей. Секрет тех успехов был в четко скоординированных действиях различных ведомств и министерств по формированию Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Тогда всем было понятно: все начинается с надежного, производительного, круглогодичного дешевого железнодорожного транспорта.

Дальнейшее строительство железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск, которое велось дальше на Север, начатое в 1985 году, не было столь успешным. Однако опыт строительства и эксплуатации дороги заслуживает внимания и может быть полезен при решении подобных задач. Кризисные явления в экономике России привели к фактической остановке строительства линии в 1990 году. Большой отряд транспортных строителей остался без работы, и лишь угроза социального взрыва заставляла инвесторов финансировать строительство. В результате 70 километров линии от станции Алдан до станции Томмот были пройдены за пять лет – всего по 14 километров в год.

Положение дел в строительстве и эксплуатации железнодорожной линии изменилось с приходом в 2002 году к руководству Республики Саха (Якутия) президента Вячеслава Анатольевича Штырова. Первое совещание после вступления в должность было обращено к проблемам компании «Железные дороги Якутии». Были приняты принципиальные решения, правильность которых показало время.

1.Строительство было отделено от эксплуатации. Создана республиканская Дирекцияпо строительству железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск.

2.Акционерная компания «Железные дороги Якутии» была переведена из г. Якутск в г. Алдан,в непосредственную близость к эксплуатируемому участкуБеркакит - Томмот.

3.Правительству Республики Саха (Якутия) было поручено сформировать Инвестиционную программу по достройке линии Беркакит - Томмот. Программа имела целью доведение технического состояния линии и эксплуатирующей организации до норм лицензионных требований по перевозке грузов и пассажиров.

Программа была успешно выполнена. В августе 2004 года начались пассажирские перевозки по линии. Это послужило прологом дальнейшего строительства.

Тендер на строительство участка дороги от Томмота до Якутска протяженностью около 370 км.выиграло ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой», входящее в ООО «ПСК«Трансстрой» .С начала 2005 года компании удалось вернуть на трассу многие предприятия транспортных строителей. В 2008 г. по соглашению между правительством Республики Саха(Якутия) и ООО ПСК «Трансстрой» создана новая строительная организация ООО «Корпорация «Трансстрой-Восток», которая призвана вести строительство транспортных объектовв рамках реализации мегапроектов в Республике. ООО «Корпорация «Трансстрой-Восток», входящая в крупнейший строительный холдинг ООО «Проектно-строительную компанию «Трансстрой» сегодня является головным исполнителем на строительстве участка железной дороги от Томмота до Якутска протяженностью около 370 километров.

Строительство ж.д. линии Беркакит - Томмот - Якутск общей протяженностью 802,5 км имеет целью создание надежного рельсового пути, которое свяжет центральные районы Якутии и средне течение реки Лена с сетью существующих ж.д. России.

Титул Томмот - Кердем - Нижний Бестях. Протяженность железнодорожной линии от станцииТоммот до станции Н - Бестях составляет 440 км. Строительство дороги проходит в условиях вечной мерзлоты и удалено от основных транспортных магистралей. 26 апреля 2010 года в год65 годовщины Великой Победы транспортные строители пересекли границу Алданского и Хангаласского районов, а 25 сентября этого же года завершили строительство первого пускового комплекса ж.д. линии Томмот - Кердем - Якутскс укладкой серебряного звена на станции Кердем.

По завершению строительства дорога станет основной транспортной артерией республики. Транспортная изоляция населения будет упразднена, увеличатся поставки техники, промышленных и продовольственных товаров в Республику. Наличие железной дороги позволит отказаться от дорогостоящего северного завоза.

Весной 2010 годаКорпорация «Трансстрой - Восток» подошла к ключевому объекту строительства – станции Нижний Бестях, где по договору подрядас ЗАО «Инжтрансстрой» ведет работы по строительству железнодорожного вокзала, грузового двора, локомотивногодепо и других инфраструктурныхобъектов.

ООО «КТВ» активно содействуетзанятости населения республики в сфере подготовки квалифицированных специалистов и максимального привлечения на работу местных кадров из числа граждан постоянно проживающих на территории Якутии. Например, на строительстве ж.д. дороги Томмот - Кердем - Якутск вахтовым методом работает 3 100 человек. Из них больше половины - это жители Якутии. Многие из работающих на стройке строили Байкало-амурскую магистраль и теперь продолжают трудиться на главной магистрали республики вместе со своими детьми. На стройке работает 92 трудовые династии и треть работающих составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Задействованы 521 ед. различной техники.

Корпорация «Трансстрой - Восток» – социально-ориентированное предприятие, поддерживающее социальные инициативы на территории Республики и Алданского района. Одно из главных направлений работы транспортных строителей – возрождение студенческих строительных отрядов и привлечение их к строительным работам на железной дороге. С 2005 года на строительстве ж.д. линии отработало 370 бойцов ССО «Легион Молодой Гвардии – «Лекс». Корпорациянеоднократно являлась лучшим предприятием-работодателем в республике.

Наиболее значимыми социальными проектами являются ежегодный трассовый фестиваль «Живи и здравствуй, магистраль!» с награждением лучших в своей профессии. Республиканский фестивальавторской песни «Берег Дружбы», возрождениедвижения Студенческих строительных отрядов и другие социальные проекты, направленные на поддержку развития местных творческих коллективов.

На сегодняшний день компания динамично развиваетсяи наращивает свои производственные мощности. Реализация инвестиционных программ «Комплексное развитие Южной Якутии и Дальневосточного региона» открывают для компании новые горизонты, а богатый строительный опыт и профессиональные кадры – хороший фундамент дляих достижения.

В середине ноября в городах Нерюнгри, Алдан, Якутск, в поселках Покровск, Павловск и Нижний Бестях прогремят салюты очередной победы. Трудовой победы. В этот день в Мегино-Кангаласском улусе состоится торжественная укладка «золотого звена» железнодорожной станцииНижний Бестях. Распоряжением Президента республики Егора Борисова создан Организационный комитет под руководством председателя правительства Данчиковой Г.И., по подготовке и проведению торжественных мероприятий, посвященных приходу железной дороги на станцию Нижний Бестях и укладке «золотого звена». На это торжественное мероприятие, которое предварительно запланировано на 16 ноября, будут приглашены крупные федеральные руководители, федеральные СМИ, ветераны строительства легендарной Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и многие другие гости.

Болот РУФОВ специально для «Парламентской газеты на Дальнем Востоке».



← Назад в раздел