Задача - создать законы, обеспечивающие переход к инновационной экономике

Республика Саха (Якутия) первой из регионов Дальневосточного федерального округа разработала долгосрочный план – «Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года». В ее рамках определены 92 приоритетных инвестиционных проекта по шести направлениям, которые включены в федеральные целевые программы развития экономики России до 2020 года.

В новых условиях перед республиканским парламентом встала задача формирования качественной законодательной базы для достижения намеченных целей, необходимость законодательно решить вопросы развития инфраструктуры, закрепления рабочих кадров, обеспечения социальной защиты, развития местного товаропроизводства, экологической безопасности.

Вопросы реализации Схемы-2020 имели большой общественный резонанс, рассматривались на многих мероприятиях, экономических форумах. Широкое обсуждение со всеми заинтересованными сторонами позволило принять качественные законы, целевые республиканские программы. Так, приняты «План социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)», 26 республиканских целевых программ, направленных на развитие транспортного комплекса, геологоразведочных работ, предпринимательства и туризма, обеспечение профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы и другие.

Одним из приоритетных направлений развития экономики республики является алмазная отрасль. Государственным Собранием (Ил Тумэн) принят закон «О государственном регулировании отношений в сфере деятельности алмазообрабатывающей промышленности», который определяет экономические, правовые и организационные условия и гарантии его осуществления.

В период мирового финансово-экономического кризиса 2009 - 2010 годов усилия республиканских органов власти были направлены на сохранение социальных достижений. Парламентом Якутии в эти непростые годы были приняты 34 закона, касающиеся малоимущих слоев населения: инвалидов, стариков и детей, многодетных семей, детей-сирот. Благодаря своевременно принятым мерам в республике сохранена стабильность, исполнены все социальные обязательства государства. Удалось сохранить уровень заработной платы, пенсионных накоплений, реальных доходов населения.

Государственным Собранием (Ил Тумэн) проводится системная работа по укреплению законодательной базы в области образования, здравоохранения, по проблемам коренных малочисленных народов Севера. Нами впервые в Российской Федерации принят закон о кочевых школах. В первом чтении принят законопроект «О кочевой семье», который позволит решить многие социальные проблемы. Как утверждают специалисты, такого закона в мире нет.

Почти 10 лет мы поднимаем проблему северного оленеводства. В настоящее время в соответствии с планом работы Ассамблеи российских законодателей при Государственной Думе на 2011 год парламентом Якутии разработан проект федерального закона «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни». Он разработан в связи с тем, что предложенный нами ранее проект федерального закона «О государственной поддержке северного домашнего оленеводства», к сожалению, не был поддержан Минрегионом РФ. Поэтому мы пошли по пути создания правовой основы государственной поддержки народов, ведущих кочевой образ жизни, их среды обитания, уклада жизни, традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности для сохранения их культуры, языка, вообще как этноса, которые неразрывно связаны с оленеводством.

Сегодня для реализации целевой «Программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 года» нужны серьезные трудовые ресурсы. По прогнозам, уже через три года дефицит рабочих кадров в регионе достигнет 1,5 млн. человек. В связи с этим речь идет о повышении ответственности крупных компаний по созданию социальной инфраструктуры, социальной защите, достойной оплате труда работников. Поэтому при участии широких кругов общественности нами принят в первом чтении законопроект «О социальной ответственности бизнеса».

В ближайшие годы ключевой задачей становится модернизация агропромышленного комплекса. Нашим парламентом принят закон, согласно которому с 2011 года муниципальным образованиям переданы отдельные государственные полномочия в области сельхозпроизводства. В республике завершается пятилетняя целевая «Программа социально-экономического развития села до 2011 года». Следующая программа, рассчитанная на 2012 - 2016 годы, нацелена на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Разрабатывается новый законопроект «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)», где будут определены новые целевые ориентиры для крестьян, фермеров. Прежде всего, это ориентация сельского хозяйства на товарное производство на основе кооперации и оказание государственной поддержки производителям сельхозпродукции в зависимости от конечного результата.

В целом благодаря предпринятым шагам сегодня обеспечена сбалансированность республиканского бюджета. Приняты и действуют региональные механизмы поддержки системообразующих предприятий, стимулирования рынка труда, развития малого и среднего бизнеса. Уже есть положительные результаты. Рост ВРП составил 102,6%, промышленного производства – 117,5%. Выправилась ситуация с занятостью якутян. Реальные денежные доходы населения возросли до 102,2%, при этом темп инфляции достиг своего исторического минимума – 6,7%. Следует отметить, что рост промышленного производства обеспечен в основном за счет добычи полезных ископаемых: угля, нефти, газа, газоконденсата. В результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры увеличились добыча алмазов и производство бриллиантов.

Сегодня перед российскими законодателями стоит следующая задача – создать законы, которые обеспечат переход к инновационной экономике. Необходимо совершенствовать действующие и разрабатывать новые законы по ряду ключевых направлений. Здесь большая роль принадлежит не только Федеральному Собранию, но и законодательным органам субъектов Российской Федерации. Наш законодательный орган внес ряд принципиальных законодательных инициатив и предложений. Но мы были услышаны лишь частично.

До сих пор не решен самый острый вопрос, касающийся почти половины территории России, – закон «О северном районировании». Разговоры о необходимости принятия данного закона – сегодня уже классика. Больше медлить нельзя: система государственной поддержки северных территорий вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями. До сих пор в нашей стране нет единого научного подхода к определению понятий «районы Крайнего Севера» и «приравненные к ним территории». Между тем, жизнь в тяжелых северных условиях, повышенные энергозатраты хозяйственной деятельности, сложные транспортные условия, сезонные особенности завоза грузов требуют совсем других подходов как в налогообложении предприятий, так и в социальных стандартах жизни. А это предполагает другие подходы к начислению заработной платы, трудовых пенсий, введение налоговых льгот для широкого круга предприятий, других финансовых преференций для затратной экономики Севера, привлечение и закрепление трудовых ресурсов. Таким образом, необходимость принятия федерального закона о районировании в Российской Федерации очевидна. Необходимо проявить политическую волю и принять его. Без этого закона, а об этом мы говорим уже много лет, успешного развития северных территорий добиться будет очень трудно, а может, и невозможно.

Еще один критический сегодня для нас вопрос – «северный завоз». Его специфику многие знают. За короткую летнюю навигацию нужно обеспечить своевременные поставки годового объема грузов, необходимых для жизнедеятельности республики. У нас действует закон «Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)», а федерального закона, регулирующего поставки грузов в районы Крайнего Севера, нет. Поэтому мы сегодня рассматриваем вопрос о разработке и внесении такого законопроекта на Ассамблею законодателей Российской Федерации.

Нам, жителям Якутии, несомненно, важно, чтобы при реализации крупных проектов на территории республики учитывались права местного населения, чтобы не было отношения к региону как к сугубо сырьевому придатку. Важно, чтобы Якутия была привлекательной для инвесторов. Для этого нами внимательно изучался передовой опыт других регионов, где бизнес и власть успешно взаимодействуют. В результате этой работы приняты и действуют законы «Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)» и «Об иностранных инвестициях». Сегодня инвестиции в основной капитал республики возросли с 26 млрд. рублей в 2002 году до 105 млрд. рублей по итогам 2010 года – в четыре раза. Нами вносилось предложение разработать и принять закон «Об инвестициях в Арктической зоне Российской Федерации», который бы способствовал привлечению инвестиций в самые трудно осваиваемые арктические территории для любой хозяйственной деятельности. Более того, есть предложение разработать проект федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации».

Мы также предложили рассмотреть на федеральном уровне ряд других ключевых вопросов: о дифференциации налогообложения в добывающей отрасли, о применении трехуровневой системы налоговых платежей. Для поддержки алмазогранильной, ювелирной промышленности, упрощения экспортных операций с бриллиантами предлагали внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части введения нулевой ставки НДС при реализации алмазного сырья на внутреннем рынке. Наша республика планирует открытие особой экономической зоны промышленно-производственного типа, где будет налажено производство по обработке драгметаллов и камней. В связи с этим мы предлагали внести изменения в федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с целью снятия запрета на переработку алмазов на территории особых экономических зон, рассмотреть возможность открытия таможенного пункта в Якутске. К сожалению, наши инициативы не нашли должной поддержки в Правительстве Российской Федерации.

С огромным удовлетворением хочу отметить, что в последнее время взаимодействие Федерального Собрания и региональных законодателей вышло на качественно новый уровень. С созданием Ассамблеи российских законодателей при Государственной Думе, Совета законодателей при Совете Федерации регионы получили широкую возможность для реализации своих законодательных инициатив, начали принимать активное участие в разработке федеральных законопроектов. Надеемся, работа в этом направлении примет еще более глубокий и результативный характер и мы совместными усилиями сможем решить в законодательном аспекте наши наболевшие и давно назревшие вопросы.

г. Якутск



← Назад в раздел