Цель - развитие экономики и комфортной среды обитания

Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона было и останется приоритетом государства – в силу как исключительного геополитического положения территории, так и ее огромного экономико-ресурсного потенциала, исключительных по качеству трудовых ресурсов, ведь на протяжении всей российской истории на Восток шли самые энергичные и сильные из наших соотечественников.

Сложности переходного периода замедлили развитие края, но государство старается наверстать упущенное, стабильно наращивая здесь инвестиционную активность, в частности в рамках федеральных целевых программ территориального развития, координируемых Минрегионом России. С 2008 по 2010 год на реализацию программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» направлено 95,5 млрд. руб., в том числе более 68 млрд. из федерального бюджета.

За счет этих средств организовано строительство 161 объекта, из которых 68 возведено. В результате повысилась надежность энергоснабжения частных лиц и предприятий, включая нефтепроводную систему «Восточная Сибирь - Тихий океан», расширилась дорожная сеть, новые объекты здравоохранения и образования снизили очереди и число детей, обучающихся во вторую смену. Осуществлена газификация населенных пунктов вдоль газопровода «Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск».

В текущем году усилия сконцентрированы на строительстве объектов, повышающих качество жизни: объектов культуры и здравоохранения, систем тепло- и водоснабжения на Сахалине, в Бурятии и Забайкальском крае. До конца года завершится реконструкция аэропорта Улан-Удэ. Он сможет принимать все типы самолетов, а его пропускная способность вырастет до 1 млн. человек в год. Это и уменьшение времени в пути, и снижение стоимости перевозки пассажиров.

Всего в этом году объем федерального финансирования составит 36,2 млрд. рублей. В следующие два года - еще 54 млрд. рублей.

Мы полагаем, что сегодня можно использовать многие из нереализованных в предыдущие годы возможностей. Поэтому при формировании предложений по финансированию Программы в 2012 - 2014 годах нами по согласованию с Минэкономразвития и госзаказчиками заявлена дополнительная потребность в 228 млрд. рублей. Они позволят оперативно завершить строительство 82 исключительно важныхобъектов и начать строительство еще 26 (это школы и больницы, автодороги, электросети, новые мосты). Кроме того, предлагается за счет дополнительных средств федерального бюджета приступить к строительству Сахалинской ГРЭС-2 и участков автодороги «Вилюй».

Не менее важные задачи решаются ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007 - 2015 годы». Ее объем финансирования – 20,8 млрд. рублей, в том числе – 15,3 млрд. из федерального бюджета.

К настоящему времени 8 млрд. из федеральных средств уже профинансированы, введено 15 объектов: два в сфере ТЭК, четыре в рыбохозяйственном комплексе, вертолетные площадки, объекты водоснабжения, больница, детские сады. Создано более 400 новых рабочих мест. За последние два года люди почувствовали, что государство будет вкладываться в развитие Курильских островов, уменьшился отток населения. Бизнес начал вкладываться в развитие. Покупаются новые суда, развивается береговая инфраструктура.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы к предусмотренным до 2015 года 11,3 млрд. рублей добавить еще 10,5 млрд. В ходе корректировки федерального бюджета на 2011 год предусмотрено дополнительное финансирование Программы в 1,2 млрд. рублей, рассчитываем, что необходимые решения будут приняты и на следующие годы. Это позволит построить еще 14 объектов (включая строительство аэропорта на острове Итуруп).

Мы считаем, что сокращение федеральных целевых программ развития территорий недопустимо, и будем отстаивать эту точку зрения.

Другим важным источником государственных инвестиций в развитие Дальнего Востока и Байкальского региона стал Инвестфонд. Здесь при его поддержке реализуются три проекта, имеющие стратегическое значение для всей страны: строительство нового Кузнецовского тоннеля в Хабаровском крае, разработка документации проекта комплексного развития Южной Якутии и создание транспортной инфраструктуры для освоения ресурсов в Забайкальском крае.

В результате реализации проектов в экономику регионов будет вложено порядка 175 млрд. рублей, из которых 50 млрд. – деньги государства, а 125 млрд.– средства частных инвесторов.

Из Инвестфонда уже профинансированы работы на 36,5 млрд. рублей. Причем государство ведет создание инфраструктуры опережающими темпами. Так, раньше установленных сроков завершена проходка Кузнецовского тоннеля, уже идет подготовка подъездных путей.

В рамках реализации проекта развития Южной Якутии спроектирован Инаглинский угольный комплекс, в завершающей стадии проектирование авто- и железнодорожной инфраструктуры.

На юго-востоке Забайкальского края уже идут строительство новой линии железной дороги Нарын-Лугокан и проектирование горно-обогатительных комбинатов.

В результате реализации этих проектов будет создано 50 тыс. рабочих мест, при этом зарплата работников новых предприятий превысит средний по регионам уровень более чем на 40%.

В то же время хочу затронуть острые вопросы в сфере реализации данных проектов. В части проекта развития Южной Якутии понятно, что его первый этап будет выполнен в полном объеме и в срок, но второй этап, предусматривающий строительство транспортной и энергетической инфраструктуры, а также объектов инвесторов, требует 400 млрд. рублей инвестиций, включая 100 млрд. из федерального бюджета. Очевидно, что для бюджета это слишком большая нагрузка. Считаю, сегодня мы – а это и федеральные органы, и руководство Республики, и инвесторы – должны сосредоточиться на поиске путей реализации второго этапа проекта,чтобы не допустить неэффективного использования уже вложенных средств.

Что касается проекта освоения юго-востока Забайкальского края, то государство исполняет свои обязательства в полном объеме. В то же время инвестор проекта «Норильский никель» постоянно сокращает объем принятых на себя обязательств.

Наряду с проектами Инвестфонда мы продвигаем ключевые проекты Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока Китая.

Отдельно остановлюсь на крупном комплексном проекте развития территории, реализуемом в Амурской области и Еврейской автономной области, – это «Создание горно-металлургического кластера в Приамурье» по глубокой переработке местного сырья. Ключевым инфраструктурным объектом кластера является железнодорожный мост через Амур в районе села Нижнеленинское и китайского города Тунцзян. Это будет единственный постоянно действующий железнодорожный мостовой переход через Амур на 3000 км российско-китайской границы. Он сократит путь прохождения грузов на 1400 км, что позволит снизить себестоимость и повысить конкурентоспособность российской продукции на внешних рынках.

Значительные инвестиции вкладываются в рамках подготовки к саммиту АТЭС, намеченному на 2012 год. С 2008 года на эти цели из федерального бюджета выделяются 205 млрд. рублей, 196 млрд. уже профинансировано. При этом реализована модель, создающая привлекательные условия инвестирования. В результате из внебюджетных источников привлекается 420 млрд. рублей, то есть вдвое больше федерального финансирования.

Из предусмотренных к возведению 96 комплексных объектов более 70 находятся в стадии активного строительства, а восемь сданы в эксплуатацию, в том числе морской грузовой терминал на острове Русский, водовод города Владивостока, взлетно-посадочная полоса аэропорта, объекты энергетики и сетевого хозяйства, дома для жителей острова Русский. Уже завершено строительство газотранспортной инфраструктуры. В оставшееся до саммита время будет завершено строительство:

– 120 км автодорог, которые обеспечат быстрое перемещение из аэропорта в город, а также по гористой местности Владивостока, включая его островную часть. Эти дороги снабжены подъездными путями к трем мостовым переходам, не имеющим аналогов в мире;

– магистрального газопровода «Сахалин - Хабаровск - Владивосток». Благодаря ему объекты АТЭС и стратегические предприятия регионов Дальнего Востока смогут получать газ по конкурентным ценам. Снизятся тарифы на тепло за счет перевода ТЭЦ с угля на газ.

Завершится реконструкция аэропорта «Кневичи». Пропускная способность его терминала уже в 2012 году составит 5 млн. пассажиров. Создание современного морского порта Владивостока позволит принимать крупнейшие суда типа «Гранд Принцесс». Все это стимулирует развитие конкуренции между перевозчиками, толкнет вниз цены на перевозки.

Подчеркну, что все строящиеся объекты будут эффективно использоваться и после проведения саммита АТЭС. Они обеспечат возможность дальнейшего развития края, ежегодного обучения 50 тысяч студентов, проведения более 7 тысяч высокосложных медицинских операций. В работе Форума принимает участие посол Японии в России, он выразил готовность японской стороны реализовать на площадке Дальневосточного федерального университета целый ряд проектов в сфере науки и образования. Есть заинтересованность коллег из других стран.

Давая оценку результативности государственной политики по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, отмечу: в последние годы здесь удалось обеспечить стабильный рост промышленного производства. Причем локомотивом роста стали обрабатывающие производства. В среднем объем производства уже на 8% превышает докризисный уровень, в то время как в целом по стране мы на него только выходим.

Схожая ситуация в сфере инвестиций. По итогам первого полугодия в субъекты Дальнего Востока и Байкальского региона поступило 13,3% всех российских инвестиций, а еще три года назад их доля была 8,3%. В Приморском крае, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях инвестиции выросли в этом году более чем на 50%. На эти показатели, конечно, оказывает влияние объем федеральных вложений, но очевидно, что регион становится все более привлекательным и для частных инвесторов. Так, Сахалинская область и Якутия вышли на 2-е и 4-е место в России по иностранным инвестициям на душу населения.

Все это способствует повышению уровня жизни населения. В этом году в Забайкальском и Приморском краях, Амурской области и Чукотском автономном округе реальные доходы населения выросли более чем на 5% (притом, что в среднем по России они практически не изменились).

Намечаются позитивные демографические подвижки. В Республике Саха (Якутия), Забайкальском крае и Иркутской области достигнут естественный прирост населения. В Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской области и на Чукотке идет миграционный приток.

Дальнейшее развитие территории планируется в рамках Госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». В ее основе «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». В марте Правительством РФ был утвержден план мероприятий по ее реализации. Работа по выполнению Стратегии начата.



← Назад в раздел