Инвестиционное сотрудничество с КНР

Международные контакты, особенно в сфере экономического развития, всегда имеют особое значение. Китай не просто наш ближайший сосед. Это крупнейший внешнеторговый партнер России. На долю внешней торговли с КНР приходится треть всего товарооборота Дальнего Востока с зарубежными странами.

К сожалению, сегодня структура двухсторонних торгово-экономических отношений нас не совсем устраивает, особенно это касается российского экспорта, имеющего сырьевую направленность. Главные статьи нашего экспорта – это ресурсы: сырая нефть, мороженая рыба, необработанные лесоматериалы.

Инвестиционное сотрудничество между приграничными регионами российского Дальнего Востока и Китаем также развито слабо. Традиционный интерес китайских инвесторов вызывают такие секторы, как лесозаготовка и добыча руд цветных металлов, торговля и операции с недвижимым имуществом. По данным Росстата, за 2010 год в Россию поступило 7 млрд. 631 млн. долларов США китайских инвестиций. Из них на территорию Дальнего Востока пришлось лишь 45,2 млн. долларов США, или 0,6% от их общего объема.

В этой связи одним из основных механизмов развития межрегионального сотрудничества с КНР, и прежде всего – в инвестиционной сфере, должна стать «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 - 2018 гг.)», утвержденная Президентом Российской Федерации и Председателем Китайской Народной Республики.

Цель программы – координация усилий по реализации стратегий регионального развития России и Китая и действий по осуществлению Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и «Программы по возрождению районов Северо-Востока Китая».

Программой декларируется, что правительства Российской Федерации и Китайской Народной Республики будут оказывать содействие осуществлению включенных в нее проектов в рамках действующего в каждом из государств законодательства.

Компетентными ведомствами, координирующими выполнение Программы, обозначены Министерство регионального развития Российской Федерации и Государственный комитет Китайской Народной Республики по развитию и реформам.

Программа сотрудничества содержит следующие основные направления взаимодействия: обустройство пунктов пропуска, строительство и реконструкция приграничной инфраструктуры; сотрудничество в сфере транспорта, трудовой деятельности, туризма; реализация ключевых проектов регионального сотрудничества, а также международное взаимодействие в области охраны окружающей среды.

В сфере развития приграничной инфраструктуры предусмотрено 17 мероприятий. В том числе строительство и реконструкция 25 объектов, включающих пункты пропуска и обеспечивающую их инфраструктуру, на китайской стороне и 13 на российской.

Развитие сотрудничества в транспортной сфере предусматривает 15 мероприятий в области железнодорожного, авиационного, морского и автомобильного транспорта.

Программа декларирует создание восьми зон научно-технического сотрудничества. Три зоны в Российской Федерации (две в Приморском крае – воВладивостоке и Партизанске и одна в Амурской области), а также пять зон в Китайской Народной Республике (в Харбине, Муданьцзяне, Чаньчуне, Ляонине и Даляне). Также предусмотрено совместное освоение острова Большой Уссурийский.

Развитие сотрудничества в сфере трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китая в России предусмотрено осуществлять через проекты в сельском хозяйстве и строительстве на условиях генерального подряда и субподряда.

Мероприятия по развитию сотрудничества в сфере туризма связаны с организацией групповых безвизовых туристических поездок, повышением качества туристических услуг, развитием туристической инфраструктуры, организацией новых туристических маршрутов.

В области охраны окружающей среды запланированы мероприятия по охране трансграничных вод, совершенствованию технического мониторинга окружающей среды, охране биологического многообразия приграничных территорий, экологическому образованию населения.

В настоящее время российская часть перечня ключевых проектов регионального сотрудничества содержит 57 проектов, китайская– порядка ста.

Перечень ключевых проектов российско-китайского сотрудничества асимметричен с точки зрения отраслевой структуры.

Так, наибольшее количество российских проектов относится к лесопереработке, добыче полезных ископаемых, а также производству строительных материалов. Большинство из них капиталоемкие и ориентированы на привлечение значительных объемов инвестиций, в частности с китайской территории. В то же время продукция большинства производств российской части перечня не обладает высокой добавленной стоимостью.

В проектах, предлагаемых к реализации с китайской стороны, напротив, наибольшую долю занимают объекты химической промышленности, предприятия металлургии и машиностроения, связанные в том числе с развитием инновационного сектора Китая, который специализируется на био- и информационных технологиях.

Большинство китайских проектов предусматривает глубокую переработку сырьевых ресурсов, источником которых рассматриваются, прежде всего, регионы Дальнего Востока и Восточной Сибири России.

В этой связи китайская сторона особенно заинтересована в развитии транспортно-логистической инфраструктуры приграничных территорий, модернизации существующих и строительстве новых погранпереходов и не заинтересована в создании перерабатывающих производств в приграничных районах России.

Министерством регионального развития Российской Федерации была проведена корректировка российской части проектов. В результате уменьшилось количество объектов ресурсодобывающих отраслей и производства строительных материалов. Появились объекты металлургии, но все равноотраслевая структура изменилась незначительно.

В настоящее время в стадии реальной реализации находится только 12 проектов российской части перечня ключевых проектов регионального сотрудничества Программы, что составляет лишь 21% от их общего количества.

Проектно-сметная документация имеется только на 16 проектов. В стадии разработки находятся 12 проектов, а у 29 объектов проектно-сметная документация отсутствует.

Экспертным советом по региональной инвестиционной политике определен перечень 12 приоритетных проектов из числа включенных в Программу: «Большой Уссурийский остров», Хабаровский край; «Освоение Беринговского каменноугольного месторождения», Чукотский автономный округ; «Создание горно-металлургического кластера в Приамурье, включающего строительство железнодорожного мостового перехода через р. Амур в районе с. Нижне-Ленинское (Российская Федерация) и г. Тунцзян (Китайская Народная Республика)», Еврейская автономная область; «Создание промышленной зоны в поселке Могойтуй», Забайкальский край; «Комплексное деревообрабатывающее производство», Сахалинская область; «Строительство объектов инфраструктуры Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань», Республика Бурятия; «Строительство Ерковецкой ТЭС в рамках проекта широкомасштабного экспорта электроэнергии из России в Китай», Амурская область; «Комплексная переработка бурых углей примагаданских месторождений», Магаданская область; «Строительство завода по производству питьевой бутилированной байкальской воды в п. Култук Слюдянского района Иркутской области», Иркутская область; «Создание индустриального кластера высокотехнологичных материалов», Иркутская область; «Строительство газохимического комплекса в центральном регионе Республики Саха (Якутия)»; «Строительство туристско-рекреационного кластера «Северный мир», Республика Саха (Якутия).

Следует отметить, что только единицы российских ключевых проектов Программы сотрудничества включены в ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье» или в другие целевые программы. В то же время китайские проекты являются составной частью Программы по возрождению районов Северо-Востока Китая, имеющей статус приоритетной государственной программы КНР.

Так, за период с 2006 по 2010 год включительно инвестиции в основные фонды трех провинций Северо-Востока Китая росли в среднем на 25% в год и в 2010 году составили 473 млрд. долларов США. Их доля в общенациональном объеме выросла с 9,7 до 11%.

К сожалению, положение с реализацией ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье» оставляет желать лучшего. Финансирование мероприятий Программы из федерального бюджета в целом за 2006 - 2010 годы было уменьшено на 14,6% – с 95,1 млрд. рублей до 81,3 млрд. рублей.

В федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов бюджетные ассигнования на реализацию Федеральной целевой программы «Дальний Восток и Забайкалье» без учета АТЭС на 2011 - 2013 годы сокращены на 147 млрд. рублей, или на 62% относительно паспортных назначений, и составили всего 90 млрд. рублей.

Кроме того, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации Федеральной адресной инвестиционной программой на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов предполагается финансирование в объеме 35 млрд. рублей за счет средств Программы объектов, не предусмотренных ее паспортом. Вследствие этого сокращение ассигнований из федерального бюджета, предназначенных для реализации на территории Дальневосточного федерального округамероприятий Программы, составило 80%. При этом финансирование объектов дорожного строительства снижено с 112 млрд. рублей до 15 млрд. рублей (на 87%).

На территории России для реализации Программы распоряжением руководителя администрации Президента Российской Федерации Сергея Нарышкина создана рабочая группа. В ее состав включены заместители полпредов в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, высшие должностные лица субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, заместители министров энергетики, транспорта, представители Ростуризма, Минпромторга, Минобрнауки и др.

Основная задача рабочей группы – оказание при участии федеральных органов исполнительной власти содействия осуществлению включенных в Программу проектов на территориях субъектов Российской Федерации.

Рабочая группа призвана проводить постоянный мониторинг реализации проектов Программы сотрудничества, систематизировать, обобщать и распространять опыт взаимодействия региональных органов власти Дальнего Востока и Сибири с китайской стороной. Накануне в Южно-Сахалинске прошло первое заседание нашей рабочей группы, на котором было отмечено, что Программа в настоящее время действительно является одним из основных механизмов реализации потенциала приграничного сотрудничества регионов Дальнего Востока с прилегающими территориями Китая.

Тем не менее реализация ключевых проектов и мероприятий, включенных в нее, затрудняется проблемами как общего, так и частного характера.

Прежде всего, необходимо ускорить формирование федерального законодательства, которое четко определит статус и полномочия приграничных регионов в вопросах развития приграничной внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. В настоящее время в результате сложившегося правового вакуума приграничные регионы не только не имеют каких-либо преференций для обеспечения своего статуса, а, наоборот, несут дополнительные издержки, например для содержания приграничной инфраструктуры. Наше законодательство слабо мотивирует местные органы власти участвовать в международном инвестиционном сотрудничестве.

Важно более активно осуществлять мероприятия по обустройству приграничной инфраструктуры. В рамках существующей Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации» нужно ускорить реконструкцию и обустройство пунктов перехода на российско-китайской границе. Также необходимо обеспечить оптимальный режим их работы.

Реализация многих инвестиционных проектов по добыче полезных ископаемых очень часто предполагается на значительном удалении от основных транспортных путей, энергетических и коммунальных сетей. В результате такие проекты затягиваются по срокам реализации, происходит их удорожание, либо они вообще не реализуются. В связи с этим для строительства и реконструкции дорогостоящих объектов энергетической, дорожной и другой инфраструктуры в отдаленных районах необходимо развивать механизмы государственно-частного партнерства с участием федеральных, региональных органов власти и бизнеса.

Для успешной реализации Программы важно с учетом предложений субъектов Российской Федерации актуализировать российскую часть списка ключевых проектов регионального сотрудничества. Если проект неинтересен и на определенном этапе времени неактуален для субъекта Федерации, то реализовывать регион его не будет, и это надо учитывать.

Необходимо включить российскую часть ключевых проектов Программы сотрудничества регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китая винвестиционную часть разрабатываемой государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, а также предусмотреть в ней особые условия государственной поддержки субъектов Федерации Дальнего Востока и Байкальского региона, обеспечивающие реализацию на их территории ключевых инвестиционных проектов.

В целом же перспективы дальнейшего развития сотрудничества с Китаем должны быть связаны с активизацией инвестиционного сотрудничества, диверсификацией российского экспорта, увеличением доли продукции с высокой степенью переработки, наращиванием экспорта электроэнергии и продукции нефте- и газохимии, развитием экспорта высокотехнологичной продукции авиастроения, развитием сотрудничества в области транспорта и логистики, расширением взаимодействия в области образования, включая увеличение экспорта образовательных услуг, развитием сотрудничества в области экологии и предотвращения трансграничных загрязнений.

Дальний Восток России заинтересован в привлечении китайских инвестиций, но условия для этого на его территории пока не созданы, условия на китайской стороне в настоящее время более благоприятные.



← Назад в раздел