ПЕВЕК - САМЫЙ СЕВЕРНЫЙ ГОРОД-ПОРТ МИРА

ГОРОД

Название заполярного города Певек образовано от чукотского «пээкиней», что означает «гнилое место», или «дурно пахнущая гора». Веками это было пустынное место, но в начале тридцатых годов советское правительство обратило внимание на удобную бухту, прикрытую от волн Восточно-Сибирского моря большим островом Айон и нанесенную на карты как Чаунская губа. В 1932 году на ее пустынных берегах появились первые постройки. «Девять круглых цилиндрических домиков, около семи метров в поперечнике, с конической крышей. К востоку от них – рубленые дома: три избы и землянка», – так описывал первые дома будущего самого северного города мира известный исследователь Заполярья Николай Евгенов.

К концу 1930 - началу 1940-х годов Чаунский район осваивался очень активно. Заработали первые оловодобывающие предприятия – рудник «Валькумей» и прииск «Пыркакай», переименованный 7 ноября 1942 года в «Красноармейский», строилась первая автодорога, работали больница, клуб, школа для русских и чукотских детей, электростанция, стала выходить районная газета.

К началу 40-х годов Чаунский район уже вовсю осваивался: здесь, как и предсказал известный геолог Сергей Обручев, были найдены огромные запасы стратегически важного в предвоенные годы олова, другие редкоземы. После Великой Отечественной войны геологоразведочные работы расширились, и очень скоро в районе появились первые золотодобывающие предприятия – прииски «Комсомольский» и «Бараниха».

С развитием промышленности на суровой земле чукотского Заполярья появились первые лагеря заключенных Дальстроя – и уголовных, и политических. Именно они стали дешевой рабочей силой для добычи полезных ископаемых, в первую очередь для найденного в 1952 году урана. В 1951 году населенный пункт Певек был преобразован в поселок городского типа, а в 1967-м стал городом. Характерно, что в ведении Дальстроя в Певеке находилось все, том числе и порт.

ПОРТ

Морской порт Певек расположен в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря. Датой его рождения считается апрель 1951 года, поскольку именно тогда было организовано Управление Арктического порта Певек, также входящее в систему Дальстроя. В этот период порт представлял собой одну причальную линию из четырех свайных причалов длиной 429,5 метра.

25 октября 1957 года решением Совета Министров СССР морской арктический порт Певек был передан в состав Дальневосточного морского пароходства Министерства морского флота. В этом же году начались работы по строительству гидротехнических сооружений, производственных зданий и жилья для работников порта. Приобреталась новая портовая техника.

Начало 60-х и все последующие годы характеризуются реконструкцией, расширением и становлением порта. Впервые в Арктике началось строительство шпунтовых причалов. За период с 1961 по 1969 год было заново построено четыре шпунтовых причала с твердым бетонным покрытием, общая длина причальной стенки составила 499 метров. На причальной линии работали 12 портальных кранов, два портальных крана обслуживали тыловые складские площади, в порту значительно пополнился парк малой механизации, началось расширение складских площадей, построены стояночный и ремонтный боксы гаражей.

В 70 - 80-е годы продолжаются работы по реконструкции и техническому перевооружению порта. Причалы оснащаются современной перегрузочной техникой для переработки прочно завоевавших транспортный мир грузовых крупнотоннажных контейнеров. Пополняется парк малой механизации, порт получает тягачи, автопогрузчики отечественного и зарубежного производства, в технологические схемы погрузочно-разгрузочных работ внедрены ролл-трейлеры. Певек становится базовым портом для переработки перевалочных грузов колымского направления, грузопоток которых с каждым годом растет.

В 1983 году в порт Певек прибывают суда усиленного ледового класса типа «Норильск». Интенсивность грузовых работ на судах этого типа в порту Певек стала одной из самых высоких в отрасли. Ее рост, а также внедрение новых прогрессивных форм организации труда, модернизация портовых сооружений позволяли порту перерабатывать за короткие сроки арктической навигации до 700 тысяч тонн народно-хозяйственных грузов. Это был, пожалуй, пик развития заполярного порта, основанный на интенсивном использовании Северного морского пути.

За успехи, достигнутые в обеспечении перегрузки народно-хозяйственных грузов для развивающихся районов Чукотки и Магаданской области, морской торговый порт Певек Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1982 года награжден орденом «Знак Почета». Певек стал современным, высокомеханизированным, крупным портом Северного морского пути, занимающим стратегическое положение в Восточном секторе Арктики, за Полярным кругом на широте 69 градусов 42 минуты и долготе 170 градусов 16 минут.

90-е годы характеризуются резким снижением грузооборота порта в результате ликвидации основных предприятий горнодобывающей промышленности Чаун-Чукотки. В это время экономических реформ переходного периода порт все же сумел обеспечить стабильную работу, сохранить профессиональные высококвалифицированные кадры. В 1997 году морской порт Певек был преобразован в открытое акционерное общество «Морпорт Певек». В 2006 году к порту присоединен грузовой участок на Мысе Шмидта. В период с 1998 по 2000 год средний грузооборот составлял всего 78 тысяч тонн.

ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

– Место расположения морского порта Певек, отдаленность территории от центральных регионов страны и основных судоходных путей, отсутствие железнодорожного сообщения, высокая стоимость перевозки единственным альтернативным видом транспорта – авиационным, зависимость теплоэнергетического комплекса Чаунского района от твердого топлива – угля, составляющего большой удельный вес в составе грузопотока, делают Певек особенно значимым для Чукотского округа, – уверен генеральный директор ОАО «Морпорт Певек» Вадим Белинский. – Порт открыт для захода всех типов судов. Развитие морского транспорта России обозначает перспективы развития порта Певек в контексте возобновления движения по Северному морскому пути как наиболее механизированного и глубоководного на всем его протяжении. Эту задачу подтвердило недавнее заседание Правительства РФ, на котором была озвучена идея развития, в том числе и за счет бюджетных средств, трех наиболее значимых портов на протяжении Северного морского пути: Мурманск, Диксон и Певек.

В рамках дальнейшего развития экономики прилегающей к порту административно-географической территории сегодня продолжают развиваться золотоносные месторождения Купол, Двойное, Майское. Результатом развития последнего станет увеличение грузооборота порта уже с 2012 года с последующим доведением до 150 тыс. тонн в год. Важным фактором перспективного развития порта и региона станет разработка месторождений Штокверки и Песчанка. Разведка нефтегазовых запасов прибрежной шельфовой зоны приведет к созданию нефтегазового комплекса с транспортным филиалом на базе порта Певек.

В целях обеспечения стабильной работы порта в соответствии с программой технического перевооружения до 2016 года в последние три года приобретены и введены в эксплуатацию контейнерные перегружатели грузоподъемностью до 45 т, портовые тягачи, полуприцепы контейнеровозы, что дает возможность сократить время обработки транспортных судов с крупнотоннажными контейнерами, составляющими наибольший удельный вес грузопотока. Идут плановая замена и пополнение парка машин малой механизации. Проводятся работы по поддержанию в работоспособном состоянии имеющихся машин и оборудования, энергосистем порта, ремонту и обследованию причалов, производственных, бытовых и административных зданий и помещений, введены в эксплуатацию системы видеонаблюдения и охранно-пожарного контроля. Ведется работа по изысканию финансовых средств для приобретения портального крана грузоподъемностью до 60 т (ориентировочная стоимость – более 125 млн. рублей), жизненно необходимого для обеспечения нормального технологического процесса, учитывая фактически 100%-ю изношенность действующих портальных кранов. Обновляются гаражное оборудование и автотранспорт.

Все мероприятия по техническому перевооружению и ремонту производственной базы порта производятся за счет собственных средств, несмотря на наличие в структуре основных производственных фондов имущества, относящегося к государственной собственности, – причалов.

На протяжении всего Северного морского пути причалы порта Певек признаны как глубоководные и высокомеханизированные, работоспособное техническое состояние которых, в том числе и после их отчуждения из собственности порта, обеспечивается за счет средств порта. За весь период после приватизации предприятия в 1997 году и до настоящего времени собственником причалов в лице имущественных государственных органов не было выделено ни одного рубля на ремонт и поддержание причалов в работоспособном состоянии. Все причалы имеют эксплуатационные ограничения.

Учитывая перспективу развития района и поставленные правительством первоочередные задачи по дальнейшему развитию Северного морского пути, наиболее важной задачей, на наш взгляд, считаем решение вопроса о финансировании работ по реконструкции причалов и решение вопроса о передаче причалов в оперативное управление или в собственность ОАО «Морпорт Певек» (полное или совместное владение с государством) с включением в государственную программу второго этапа приватизации.

Основной задачей реконструкции причалов является вынос причальной стенки в целях достижения причальных глубин до 20 м, что обеспечит тем самым их глубоководность для приемки судов, проходящих по Северному морскому пути. Одновременно с этим на территории порта Певек следует организовать базу для обеспечения функционирования Северного морского пути.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

С предложениями более активно использовать Северный морской путь для доставки грузов в районы Крайнего Севера неоднократно выступал губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин. В частности, еще в сентябре 2009 года на II Международной конференции «Санкт-Петербург – морская столица России. Транспортно-транзитный потенциал» он выступил с развернутым докладом «Порт Певек – стратегический транспортный объект на трассе Северного морского пути». А в ходе международной конференции «Северный морской путь: стратегия возрождения», прошедшей в Москве в мае 2010 года, глава региона заявил, что город Певек, учитывая его возможности приема судов большого водоизмещения, техническое оснащение, мог бы стать крупным логистическим центром на всем протяжении Северного морского пути.

Роман Копин подтвердил, что Северный морской путь уже реально используется регионом для выполнения северного завоза в качестве альтернативы дальневосточному направлению.

– С 2009 года мы начали осуществлять постоянные навигационные поставки по Северному морскому пути, – сообщил в своих выступлениях губернатор. – Это позволило сократить время доставки в среднем на четыре - шесть дней. Так, если из Находки судно идет 14 - 16 дней, то из Мурманска - 10 - 12 дней. Базовым портом, куда доставлялись грузы, стал Певек. По этому направлению также завозится значительная часть (в 2009 году – 30 %) общего объема топлива, необходимого Чукотке.

В навигацию 2011 года государственное унитарное предприятие «Чукотснаб», которое является крупнейшим оптовым поставщиком ГСМ в округ, планирует поставить на Чукотку 53,5 тыс. тонн дизельного топлива по Северному морскому пути, что составит более 45 % от общего объема предполагаемого завоза нефтепродуктов в регион. Топливо будет доставляться танкерами в сопровождении ледокольных судов по маршруту Мурманск - Певек. Ориентировочное время нахождения судов в пути – 10 суток. Кроме того, как отмечают специалисты «Чукотснаба», в дальневосточных портах нередко возникают очереди на погрузке, что ведет к простою судов и, соответственно, увеличению стоимости фрахта. В Мурманске такого рода проблемы на сегодняшний день отсутствуют.

 В связи с оживлением Севморпути в Певеке началась реконструкция нефтебазы госпредприятия «Чукотснаб». В ходе первой очереди уже осенью нынешнего года будут установлены два резервуара объемом в 3 тысячи кубометров. По плану работы завершатся уже осенью. В будущем году планируются еще более масштабные работы – развертывание сразу четырех резервуаров-«пятитысячников». В результате обновления емкостного парка возможности нефтебазы увеличатся с 86,5 тысячи кубометров до 100 тысяч. Кроме того, планируется полная модернизация автоматизированной системы хранения, учета и отпуска нефтепродуктов, а также строительство нового административного здания. Нефтебаза в Певеке является крупнейшей на территории округа. В навигационный период она принимает объем топлива для двух районов Западной Чукотки – Чаунского и Билибинского. Разработка баннеров и интересный дизайн визиток создание сайта на сайте дизайн-студии КРУГЛЫЙ КВАДРАТ

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕВЕКА

Губернатор Копин уверен, что Певек имеет особое значение и для реализации планов средне- и долгосрочного развития региона. В соответствии со Стратегией развития Чукотского АО до 2020 года этот морской порт станет основными «входными воротами» для всех грузов, необходимых Чаун-Билибинскому промышленному узлу, где ожидается интенсивный рост добычи цветных металлов.

 – С 2003 года в Чукотском АО началось освоение двух крупных месторождений драгоценных металлов – Майского и Купола, расположенных в Чаун-Билибинском промышленном узле, – отметил губернатор. – Это привело к увеличению объемов грузооборота порта Певек. На сегодня доля грузов, завозимых в порт Певек, составляет треть от всех поставок грузов морским путем на Чукотку. Кроме того, в 2011 году планируется начать промышленную добычу золота на месторождении Майское. Мы предполагаем, что это, в свою очередь, увеличит объемы грузооборота Певека еще на 20 %.

 По мнению руководителя региона, в рамках восстановления регулярного движения по Северному морскому пути уже сегодня необходимо модернизировать и развивать портовую инфраструктуру региона, создавать по всей трассе условия для сервисного обслуживания грузовых терминалов, центров связи, логических центров, обеспечивать возможности для круглогодичного использования портов при условии ледокольного сопровождения, навигационную безопасность по всей трассе следования.

Основной проблемой морских портов Чукотки и сдерживающим фактором их деятельности является достаточно высокий уровень износа портового флота и портовых сооружений. Чукотский автономный округ не располагает средствами для ремонта и обновления портовой инфраструктуры. Поэтому губернатор предложил создать Федеральное казенное предприятие с условным названием «Порты Чукотки» для сохранения портовой инфраструктуры и дальнейшего нормального функционирования морских портов, в том числе порта Певек.

 – Северный морской путь – национальная транспортная магистраль России, – заявил в ходе визита на Чукотку президент государственной Полярной академии, Герой Советского Союза и Российской Федерации Артур Чилингаров. – Сейчас Государственная Дума готовится к рассмотрению законопроекта, определяющего статус и основные принципы использования этой важнейшей транспортной артерии. Активную позицию в этом вопросе занимает Министерство чрезвычайных ситуаций, предполагающее строительство в северных портах, в том числе в Певеке и Провидении, центров по оказанию необходимой помощи в случае ледовых проблем при транспортировке грузов по трассе Севморпути.

Но развитие порта невозможно без развития города. Поэтому на недавнем совещании, прошедшем в Певеке, губернатор Роман Копин озвучил основные направления развития города. Генеральный план рассчитан на ближайшие пять лет. В городе появится целый ряд новых объектов социального назначения. В частности, планируется построить больницу, православный храм, гостиницу, пищекомбинат, спортивный комплекс, крытую хоккейную площадку, футбольное поле. Также будут произведены работы по берегоукреплению, благоустройство городской набережной, реконструкция плотины, являющейся одним из основных элементов чаунского гидроузла, капитальный ремонт магистральных сетей и строительство дорог.

Кстати

По состоянию на 1 января 2011 года население Певека составляло 4,3 тыс. человек.

Олег ЧЕСНОКОВ.

г. Певек

 



← Назад в раздел