Конкурентные преимущества Севера

Чукотку можно назвать одним из самых интересных и одновременно сложных дальневосточных регионов, экономика которого развивается в условиях воздействия неблагоприятных климатогеографических факторов. Однако наличие собственной ресурсной базы, мощных источников энергии, отлаженной системы управления и снабжения определяет конкурентные преимущества округа, позволяя отнести его к территориям с перспективным ресурсным потенциалом. В связи с чем становится все более очевидным тот факт, что будущее Чукотки напрямую зависит от прихода инвесторов, заинтересованных в разработке этих самых ресурсов. Начиная с 2001 года, правительство региона, решая вопросы социально-экономического характера, ведет работу по созданию благоприятных условий по привлечению инвестиций. В округе реализуются крупные инфраструктурные проекты, некоторые из них уже получили финансирование в рамках действующих программ, главным образом, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Кроме того, в 2006 году была разработана и принята Стратегия развития Чукотского АО до 2020 года, опирающаяся, в первую очередь, на значительное увеличение объема добычи полезных ископаемых частными компаниями, что мы сейчас как раз и наблюдаем.

ДЕСЯТИЛЕТИЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Между тем, еще 10 лет назад округ фактически находился за гранью банкротства, в регионе наблюдались спад промышленного производства, глубочайший кризис ЖКХ (износ основных фондов объектов энергетики составлял 80%, 50% муниципального жилищного фонда требовало капитального ремонта), рост безработицы, огромная задолженность по зарплате, пенсиям и другим социальным выплатам. Доходы ниже прожиточного минимум имели более 50% жителей. Как следствие – массовый отток из региона трудоспособного населения.

Тогда же новым руководством округа был разработан комплекс оперативных мер по выводу региона из финансового и экономического кризиса и стабилизации социальной обстановки, реализация которых всего за несколько лет позволила более чем в четыре раза увеличить валовый региональный продукт. Заработная плата выросла в 5,5 раза, полностью была погашена задолженность по заработной плате в бюджетной сфере, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась в четыре раза, произошло улучшение демографической ситуации, прекратился массовый отток населения.

В результате последовательной реализации социального блока региональных целевых программ и непрограммных мероприятий была создана необходимая база для функционирования социальной сферы. Было построено, капитально отремонтировано и реконструировано более половины образовательных и лечебных учреждений, для них  закуплено современное оборудование. В регион привлечены молодые квалифицированные специалисты.

В сфере ЖКХ проведено комплексное оснащение объектов коммунального хозяйства округа в каждом населенном пункте, проведена реконструкция старого и ветхого жилья и коммунальных объектов, введено в эксплуатацию более 106 тыс. кв. м нового жилья.

Что же касается сельского хозяйства, то в результате принятых мер поголовье домашних оленей выросло с 94,6 тыс. до 192 тыс. голов. Убой оленей в живом весе увеличился с 516,6 тонны до 1738,3 тонны, что позволило полностью обеспечить население региона олениной и значительно сократить дорогостоящий северный завоз свинины и говядины. Производство собственной продукции выросло в шесть раз.

Тем не менее, принятые меры, в том числе кратковременное привлечение в округ крупных налогоплательщиков и значительных инвестиционных вливаний, позволили решить только самые острые проблемы. Поэтому с целью создания фундамента будущего развития в 2006 году по поручению правительства округа был проведен анализ текущей ситуации, оценка возможных тенденций развития на долгосрочную перспективу и разработан проект стратегии развития Чукотского АО на период до 2020 года.

В результате анализа мирового опыта развития северных территорий, уникальных особенностей и конкурентных преимуществ Чукотки были выделены три основных варианта стратегического развития региона: повышение уровня экономической активности в регионе, сохранение экономической активности на современном уровне, снижение уровня экономической активности в округе.

В качестве основного определен первый вариант– вариант интенсивного развития экономики территории, который видится наиболее предпочтительным по совокупности экономических и социальных критериев и ожиданий государства и населения.

Выбранная альтернатива соответствует также мировым тенденциям в развитии северных регионов и полученным научным рекомендациям по развитию экономики Чукотки. Несмотря на высокий уровень дотационности таких регионов, их осознанный стратегический ориентир – создание развитой экономики как основы обеспечения необходимых условий и качества жизни.

Для этого в числе главных направлений экономической деятельности было определено развитие добывающих отраслей, проведение геологоразведки с целью более полного и эффективного освоения минерально-сырьевой базы, а также развитие отраслей соответствующей инфраструктуры, что в комплексе обеспечит развитие всех сфер экономики региона.

Одной из важнейших составляющих стратегии в части развития промышленного производства и производственной инфраструктуры стали планы по концентрации этих объектов в двух ключевых промышленных узлах – зонах освоения природных ресурсов, объединяющих разработку крупных месторождений золота, угля, нефти и газа: Анадырском и Чаун-Билибинском. Анадырский будет ориентирован на разработку месторождений угля и углеводородов. В Чаун-Билибинском промышленном узле акцент будет сделан на добычу цветных металлов (золото, серебро, медь) как на существующих россыпных и рудных месторождениях (Купол, Майское, Каральвеем), так и на разведанных новых рудных месторождениях (Совиное, Песчанка).

При этом ряд инфраструктурных инвестиционных проектов, соответствующих целям стратегии развития округа, включен в Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и в настоящее время реализуется.

ЗОЛОТОЙ ФУНДАМЕНТ РАЗВИТИЯ

На сегодняшний день ведущим направлением освоения минерально-сырьевой базы Чукотского АО остается золото, добыча которого составляет основу экономики региона. Правительству округа удалось привлечь на Чукотку крупные иностранные и российские золотодобывающие компании – «Кинросс Голд», «Полюс золота» и «Полиметалл» и округ по-прежнему находится в поле зрении инвесторов.

В настоящее время локомотивом золотодобывающей отрасли по праву является канадская корпорация «КинроссГолд», осваивающая месторождение Купол, разработка которого начата в 2008 году. О масштабах работ, ведущихся этой компанией в округе, свидетельствует тот факт, что по объему вложенных инвестиций Чукотка занимает лидирующее место среди регионов, где «КинроссГолд» реализует свои проекты.

Так, оператором месторождения Купол, которым стало специально созданное здесь ЗАО «Чукотская горно-геологическая компания» (ЧГГК), в короткие сроки были проведены разведка, подсчет запасов, построен рудник, соответствующий мировым стандартам, со всем комплексом вспомогательной инфраструктуры (включая аэродром). С июня 2008 года по январь 2011 года на Куполе добыто 60 т золота и 621,7 т серебра. По итогам 2010 года, благодаря вкладу ЧГГК, Чукотка вышла на второе место по объемам добычи золота среди субъектов РФ, добыв 24,4 т золота и 218,2 т серебра и уступив лишь Красноярскому краю. И держит это место уже второй год подряд. В 2010 году корпорация КинроссГолд приобрела золоторудное месторождение Двойное и Водораздельную площадь. Разработку месторождения планируется осуществлять подземным способом и доставлять руду для переработки на золото-извлекательную фабрику месторождения Купол. Это позволит эффективнее использовать уже имеющуюся инфраструктуру и включит в процесс переработки руду с месторождения Двойное с более высоким содержанием золота.

Еще один серьезный инвестор, реально работающий на Чукотке, – крупная отечественная компания «Полиметалл», разрабатывающая золоторудное месторождение Майское, которое является одним из пяти крупнейших месторождений золота в России. Технико-экономическое обоснование разработки предполагает добычу 850 тыс. т руды в год. В мае 2010 года на Майском начато строительство обогатительной фабрики. Общие капитальные затраты на строительство предприятия оцениваются в 170 млн. долларов, еще 140 млн. долларов будет инвестировано в течение срока эксплуатации предприятия, начиная с 2013 года, в основном, на горно-капитальные работы и техническое перевооружение. Ввод фабрики в эксплуатацию запланирован на первый квартал 2012 года. Выйти на полную производственную мощность, как по добыче, так и по переработке руды «Полиметалл» планирует в течение 2013 года. В перспективе среднегодовой уровень добычи золота составит до 6-10 т. Учитывая, что Майское – крупное месторождение с запасами свыше 200 тонн, понятно, что это тоже будет долгосрочный проект, который внесет стабильность в экономику Чукотки.

Дальнейшие перспективы добывающей отрасли региона связаны с освоением новых рудных месторождений. Интенсивно ведутся геолого-разведочные работы на одном из крупнейших в мире месторождений меди Песчанка. Проведенные в 2009-2010 годах поисково-оценочные работы в пределах Баимской рудной зоны (Песчанка находится в её центре) позволили оценить ее ресурсный потенциал в 27 млн. т меди и 1600 т золота. В период 2014-2018 гг. завершится оценка всей Баимской рудной зоны, будут подсчитаны ее суммарные запасы и ресурсы. В перспективе видится создание крупного горнопромышленного комплекса на базе месторождений Баимской зоны, в первую очередь Песчанки.

Кроме того, большое значение имеет для Чукотки включение Министерством регионального развития России проекта освоения Беринговского каменноугольного бассейна в число приоритетных. Беринговские месторождения обладают ресурсами, оценивающимися примерно в 4,5 млрд тонн. Кроме того, беринговские угли являются высококалорийными и, что важно, значительную часть запасов составляет коксующийся уголь, востребованный на мировом рынке.

И еще один немаловажный фактор: месторождения находятся на берегу незамерзающей части Берингова моря и могут эксплуатироваться круглогодично. Экспорту угля способствует само расположение района добычи, удобное для транспортировки грузов в любые районы Дальнего Востока, а также в страны АТР, в том числе и Китай. Неслучайно в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве в экономической и социальной сферах между правительством региона и китайской корпорацией «Шеньхуа». При этом особый интерес компания проявляет именно к Беринговскому каменноугольному бассейну.

У ВХОДА В АРКТИЧЕСКИЙ КОРИДОР

Говоря обо всем этом, не стоит забывать, что Чукотка как арктический регион попадает в стратегическую зону интересов не только арктических государств, но и других стран с развитой экономикой. Через Арктику проходят морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. При использовании Северного морского пути расстояние по этому маршруту сокращается на 3860 морских миль или на 34%. Особую важность сейчас приобретают вопросы безопасности мореплавания. В этом отношении Северный морской путь можно назвать самым безопасным.

Во время посещения Чукотки в сентябре 2008 года Президент России Дмитрий Медведев отметил, что регион может и должен сыграть особую роль в качестве неотъемлемого звена Северного морского пути. Опыт использования транспортной системы Чукотки и Арктической зоны России в целом свидетельствует о том, что морской транспорт в северных широтах является практически безальтернативным и наиболее эффективным способом завоза техники, оборудования, энергоносителей, промышленных товаров, продовольствия, необходимых для стабильной работы промышленных комплексов, а также для жизнеобеспечения людей, проживающих в этой зоне. Поэтому развитие Северного морского пути играет значительную роль в развитии округа. С 2009 мы начали осуществлять постоянные навигационные поставки грузов по Северному морскому пути: было доставлено 145,3 тыс. тонн грузов, среди которых 30% всего топлива, завозимого в регион. В этом году из Мурманска в чукотский город Певек, порт которого, кстати, является самым мощным и глубоководным из всех портов на трассе Севморпути, будет доставлено уже более 45 % от объема всей окружной топливной навигации.

Но использование Северного морского пути в качестве транспортного коридора, который может решать задачи по транспортировки грузов для обеспечения экономических потребностей Чукотки и всего Российского Севера, возможно лишь при решении ряда вопросов. В числе первоочередных - создание по всей трассе условий для сервисного обслуживания грузовых терминалов, центров связи, логических центров. В частности порт Певек, учитывая его возможности приема судов большого водоизмещения, техническое оснащение, мог бы стать крупным логистическим центром на всем протяжении Севморпути.

Кроме того, необходимо обеспечить безопасность судоходства и минимизировать потери от возможных ЧС, для чего на всем участке арктического побережья от Мурманска до Анадыря предстоит создать в общей сложности 10 комплексных аварийно-спасательных центров, три из которых будут размещены на территории Чукотского АО – в Певеке, поселке Провидения и в Анадыре.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что самостоятельно, только за счет средств регионального бюджета и привлеченных частных инвестиций реализовать все программные мероприятия невозможно. Совершенно очевидно, что здесь необходима поддержка федерального бюджета и федерального правительства. По оценкам разработчиков стратегии развития региона, для реализации всех необходимых инфраструктурных проектов понадобится 134 млрд рублей государственных инвестиций, частные же инвестиции до 2020 года должны превысить государственные вложения, составив около 150 млрд рублей.

Пока трудно говорить, насколько осуществимо привлечение такого объема средств в указанные сроки - работа в этом направлении предстоит большая. Однако уже сейчас можно констатировать, что основа для успешной реализации программных положений стратегии развития территории создана. В том числе и благодаря сложившейся за последние годы эффективной системе управления округом, ориентированной на быстрое решение административных вопросов. Это, в конечном счете, и повлияло на улучшение инвестиционного климата в регионе. Таким образом, минимизация бюрократических процедур - еще одно важное конкурентное преимущество Чукотки, которое, как мы видим, можно успешно использовать.

Антон ЛОБАНОВ.

г. Анадырь.

 



← Назад в раздел