В наших условиях развитие экономики возможно лишь по индустриально-инвестиционному сценарию

– Александр Вадимович, ни для кого не секрет, что развитие европейской части России и дальневосточных территорий, в том числе и Сахалина, идет разными темпами и, к сожалению, разница эта не в пользу дальневосточников. В чем, на ваш взгляд, причины?

– Мы все знаем, что Сахалин – богатейшая ресурсная территория, и прекрасно понимаем, что у нас есть все возможности для того, чтобы жизнь на островах была лучше. Это в наших силах. Но, к сожалению, до сих пор существует определенный дисбаланс в развитии европейской части России и дальневосточных территорий, в том числе и Сахалинской области. Почему так случилось? Можно привести много причин. Это и наследие планового советского хозяйства в виде сложившейся моноотраслевой экономики, и суровая специфика природно-климатических условий. Это проблемы институционального и инфраструктурного порядка.

Можно по-разному объяснять, но жизнь людей от этого не станет лучше. Однако в мире существует немало регионов, схожих с нами по стартовым условиям, где смогли переломить ситуацию к лучшему. Сейчас там качество жизни людей, развитие экономики достигли самого высокого уровня. И в размышлениях на эту тему появляется одна интересная, но очень важная деталь – у наших людей сформировалось представление, что будущее региона зависит от каких-либо внешних обстоятельств.

– А от кого это будущее зависит? От самих сахалинцев и курильчан?

– Да. Только от самих сахалинцев и курильчан, от всех дальневосточников. Вопреки желанию сделать человека счастливым никому и никогда еще не удавалось. Никто за нас нашу работу делать не будет. Без нашего прямого участия, без вовлеченности жителей, всего общества не получиться обустроить острова в соответствии с принятыми высокими стандартами. И это мы должны ясно осознавать, что называется – вставать и спать ложиться с этой мыслью.

Те, кто делает бизнес, прекрасно понимают, что если бы они не занимались ежедневно собственным предприятием, продвижением идей и проектов, поиском путей развития бизнеса, то они бы жили иначе. Уверен, что каждый из нас этот вопрос себе в какой-то момент поставил. И по мере того, как идея обретала жизнь, бизнес набирал обороты, дело приобретало еще больший масштаб, вслед за этим шел процесс формирования, скажем так, комфортной среды вокруг нас. Соответственно, мы так и живем, как эта среда позволяет.

Но для того, чтобы вывести область на качественно новый уровень развития, помимо усилий каждого из нас необходимо внедрить новые механизмы взаимодействия как между представителями бизнеса, так и между бизнесом и властью.

– Что это должны быть за механизмы?

– А для этого мы должны ответить на главные вопросы, от которых зависит выбор реальных приоритетов развития:

Что значит Сахалин для страны? Каковы конкурентные преимущества области, ее базовые функции в межрегиональном разделении труда, значимость в экономике страны с учетом конкуренции за ресурсы других регионов?

Какова очередность (последовательность реализации) выбранных приоритетов при ограниченных бюджетных и инвестиционных ресурсах, убывающей численности населения?

Какова роль федеральных и региональных властей, бизнеса и местного сообщества в улучшении институтов и инвестиционного климата в регионе?

Мы вместе с федеральным центром, бизнесом, активными и предприимчивыми людьми должны сформулировать понимание этих вещей. Но, по большому счету, путь развития у нас, как и России в целом, лежит в плоскости модернизации всех сфер жизни. В этой связи хочу сказать, что любая стратегия может просто «повиснуть в воздухе» без критической массы людей, которые понимают, о чем они говорят и что делают. В этой связи опыт малого и среднего бизнеса трудно переоценить.

– Александр Вадимович, Сахалинской области есть чем гордиться? Чем островной регион отличается от других регионов России?

– Наша островная территория одна из первых в стране, куда зашел и стал успешно работать крупный иностранный бизнес. Именно у нас в середине 90-х годов прошлого столетия начали реализовываться масштабные шельфовые проекты по добыче и транспортировке углеводородов. Сахалинская область, в свою очередь, получила дополнительные возможности для своего развития. Мы наконец-то смогли отдышаться от экономических и бюджетных перегрузок периода 90-х – начала нулевых годов, осмотреться и начать движение вперед.

Сегодня Сахалин и Курилы – один из самых стабильных в социальном плане регионов страны. По ряду важнейших показателей мы действительно занимаем прочные, стабильные позиции. Это рост промышленного производства, привлеченных инвестиций, качества социальных услуг, а также уровня доходов и уровня занятости населения.

 Это подтверждает и динамика роста благосостояния жителей Сахалинской области за 2000 - 2010 годы:

В демографической плоскости произошло снижение коэффициента младенческой смертности в два раза, увеличились рождаемость и число зарегистрированных браков.

Почти в три раза снизилась общая численность безработных.

В пять раз увеличилось годовое число вакансий.

В 11 раз выросли среднедушевые доходы населения (с 2,8 тыс. рублей в 2000 году до 30,7 тыс. рублей).

Численность бедного населения в Сахалинской области сократилась в четыре раза.

В 2,5 раза выросла покупательная способность жителей области.

Мы обеспечили рост благосостояния жителей региона (справочно – за три года, среднедушевые денежные доходы населения выросли на 25,4%, средний размер пенсий увеличился на 64%). Органы власти помогали бизнесу в создании новых рабочих мест и реализовали пакет мер, направленных на уменьшение безработицы.

Объем социальной поддержки населения достиг рекордных значений – почти 1 миллиард рублей, и эта помощь оказывается почти каждой сахалинской семье, где есть дети или пожилые люди.

Только за последние годы было сдано 560 тысяч кв. метров жилья. Это позволило улучшить жилищные условия для более семи тысяч сахалинских семей. А в этом году в регионе будет полностью решена проблема улучшения жилищных условий ветеранов войны.

Впервые приняты и реализуются программы по развитию культуры и спорта. Совокупный объем бюджетных средств и инвестиций на эти цели определен в беспрецедентном размере – более 11 миллиардов рублей. В перечне объектов инвестирования – десятки новых строек как областного, так и муниципального значения.

Большая работа проведена по снятию инфраструктурных ограничений в энергетике, дорожном хозяйстве, на транспорте и в сфере ЖКХ. Это газификация населенных пунктов и предприятий, перевод на газ Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, возведение 4-го и 5-го энергоблоков, строительство транссахалинской магистрали Юг - Север, аэропортов и морских причалов на Курилах и так далее.

– За счет чего это все стало возможным?

– Мы понимаем, что это стало возможным благодаря благоприятной конъюнктуре мировых цен на энергоносители. Сейчас у нас в структуре экономики доходы от нефти и газа составляют чуть более 50 %. Это хорошо. Это здорово. Но это фактически по всем нормативам – моноэкономика. И в случае обвала рынков и падения цен на нефть мы можем недосчитаться многих доходов в бюджет. А это серьезная угроза для реализации наших социальных программ, проектов развития региона. Поэтому мы уже сегодня думаем над тем, как преодолеть нашу зависимость от поставок сырья, как нам уйти от инерционной модели развития экономики.

Очевидно, что достичь этого можно только одним способом: созданием «новой экономики». То есть высокоэффективной, конкурентоспособной, инновационной и экологически безопасной системой хозяйства. Для нас это и есть модернизация. В наших условиях развитие экономики возможно лишь по индустриально-инвестиционному сценарию.

Эта модель подразумевает наличие у региона богатой минерально-сырьевой базы, развитой промышленности, необходимое количество высококвалифицированных ресурсов в базовых отраслях и спрос на высококачественную конкурентоспособную продукцию. Применительно к Сахалину эти условия существуют. Нам не надо начинать с нуля. При этом модернизация возможна внутри самих отраслей. И это уже происходит.

Поэтому для Сахалинской области «новая экономика» связана, в первую очередь, с промышленностью. В этом плане мы говорим о превращении островного региона в центр промышленного развития. Наши действия сегодня направлены на реорганизацию структуры экономики, снижение инфраструктурных барьеров, поддержку малого и среднего бизнеса.

– На чем будет основано развитие экономики области?

– У нас есть три мощных драйвера развития. Мощных – потому что естественных. К ним можно отнести, учитывая исторически сложившийся характер развития Сахалинской области, три ведущих кластера: нефтегазохимический, топливно-энергетический, морские биоресурсы и аквакультуру.

Их особенностью является отсутствие узкой географической локализации, так как каждый кластер «разбросан» по всей территории Сахалинской области. Предприятия, входящие в их состав, формируют основную долю валового регионального продукта, объема отгруженной продукции, внешнеторгового оборота, объема инвестиций и доходов консолидированного бюджета островного региона.

Эти три драйвера, или кластера, называть можно как угодно, позволяют нам формировать вокруг них инфраструктуру, энергетику, систему услуг, вести строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры. Одним словом, все то, что формирует условия жизни для людей, которые, в свою очередь, задействованы в том числе в работе этих драйверов развития.

Сегодня мы в высокой степени являемся сырьевым регионом. У нас только начинается процесс по созданию перерабатывающих производств. Мы только начинаем формировать долю прибыли у нас на территории – и, стало быть, заработки людей и возможности для создания бизнеса, связанного с переработкой, а значит – с дополнительными доходами в бюджет. И эти средства не должны проедаться. Они должны идти на развитие региона.

– Александр Вадимович, уже есть понимание, как этого добиться?

– Мы уже достигли того уровня развития, когда можем содействовать реализации проектов, направленных на развитие производства и как следствие – на улучшение качества жизни в нашем регионе. Это та система, в которой взаимодействие между властью и людьми, готовыми реализовывать, строить проекты, является единственной возможностью для формирования стабильной и по-настоящему эффективной жизни.

В конце концов, думать только о себе мы не имеем права. Мы обязаны сегодня строить Сахалин для наших детей. Это наша общая задача, наш общий план, наши инвестиции – называйте как хотите, но мы должны сделать так, чтобы наши дети жили на Сахалине, и жили хорошо! Значит, это наша забота и наша работа. А они уже подхватят, если, конечно, мы их приучим трудиться.

Мы понимаем, что развитие каждого региона России – это лидерство страны в целом. А лидерство страны – это укрепление в том числе нашей региональной силы. И особенно здесь, у нас, на Тихом океане, где наша эскадра островов выброшена в море и является первым отрядом России. Соответственно, на нас – определенная ответственность. Но у нас есть и определенные права. Они достаточны для того, чтобы помогать улучшаться жизни на Сахалине. Правительство области над этим активно работает.

Елена СОКОЛОВА.

г. Южно-Сахалинск.

 



← Назад в раздел