Дмитрий Мельниченко: «В производстве важна каждая мелочь»

С мира - по буренке

– Дмитрий Викторович, за 12 лет существования маленький цех по производству колбас вырос в предприятие, предлагающее своим покупателям широкий ассортимент продукции под торговой маркой «Серышевский». А как все начиналось?

– Датой своего образования мы считаем 20 декабря 1999 года, когда на базе колбасного цеха Серышевского райпо сварили и обжарили первую колбасу. С нее и началась история ИП Мельниченко. С каждым годом росли объемы и ассортимент выпускаемой продукции. Из одного цеха мы разрослись в большую продовольственную компанию и занимаемся производством продуктов. Сегодня в составе предприятия, кроме колбасного цеха, еще два цеха по производству полуфабрикатов, маслосырокомбинат «Серышевский», кондитерский цех, пекарня, сельхозпредприятие «МисАгро», занимающееся выращиванием зерновых культур и включающее молочный комплекс, строительство которого планируем завершить в этом году.

– Что вам дает строительство молочной фермы?

– Если мы хотим наращивать переработку, улучшать качество, то нужна собственная сырьевая база. Предприятие не должно зависеть от внешних факторов. А маслосырокомбинат нуждался в сырье, как и покупатели – в хорошей продукции. Строить молочный комплекс мы начали осенью 2006 года и предполагали сдать в 2008-м, но процесс затянулся на пять лет – планируем закончить в ноябре этого года. Это долго, но сюда мы вложили много средств. Строили собственными силами, не привлекали никакие подрядные организации, потому что это дополнительные затраты.

– Что еще тормозило процесс?

– Нам пришлось сделать многое сверх проекта. Например, на больших площадях положить твердое покрытие (бетон), что первоначально не планировалось. Потому что главная беда в летнее время – болезни копыт. И ситуацию эту нужно держать под контролем. Все должно быть продумано до мелочей. Сельским хозяйством я занимаюсь с 2007 года, но, учитывая даже столь небольшой опыт, хочу заметить, что недофинансирование в сельском хозяйстве чревато очень большими потерями.

– Когда вы стали «обживать» ферму, были ли сложности с приобретением элитных коров?

– Молочный комплекс мы строили в три очереди. И, когда сдали первую, выяснилось – в Амурской области нет необходимого количества элитных коров. Поэтому своих будущих рекордсменок мы собирали с миру по нитке. Первую партию буренок приобрели в Тамбовском районе, потом из Витебской области пришла партия племенной голштино-фризской породы – 123 коровы, 325 голов привезли осенью прошлого года из Красноярского края. Но сейчас предложения по скоту поступают. Так, нынешней весной мы купили 70 голов в Иркутской области. Там же этой осенью планируем приобрести еще 50 - 70 голов. Полностью заполним комплекс дойными коровами в 2012 году. Увеличение поголовья позволит снизить себестоимость молока до 12 - 13 рублей за литр.

Ставка на повседневный спрос

– Хлеб, молоко и мясо – это продукты повседневного спроса. Поэтому вы и взялись за данные производства?

– Скорее всего, так сложились обстоятельства. Например, бывший директор Серышевского мыслосыркомбината сама вышла на нас и предложила купить акции завода. Мы приобрели, но в дальнейшем, к сожалению, совместная работа не сложилась, и наши пути разошлись. Зато нам удалось удержать и вывести на новый уровень предприятие, в то время как другие молокозаводы районного значения канули в Лету. Сейчас мы имеем свой рынок сбыта, сырьевой резерв, принимаем молоко от личных подсобных хозяйств (60 % от всего молока, или 20 тонн литров в сутки). В общем, развиваемся. Может быть, не всегда дела идут так, как хочется, но твердо стоим на ногах.

– Наверное, с целью развития производства – поставлять сырье на маслосыркомбинат – и было создано «МисАгро»?

– Свои корма (зерновые, соя, кукуруза, сено, силос), как и свой племенной скот, обеспечивают стабильную работу комбината. С внедрением нового молочного комплекса мы сможем гарантировано получать 15 тонн молока в год. Что позволит круглый год выпускать стабильные объемы продукции.

– На какие показатели планируете выйти?

– Если сейчас мы получаем от одной племенной коровы 6100 литров молока в год, то планируем 8000 литров. Что касается растениеводства, то в этом году мы засеяли почти 6 тысяч гектаров. Но здесь решили не гнаться за площадями, а сконцентрироваться на эффективности и высокой урожайности. Наиболее выгоднее, вложив в технологию, собрать максимальный урожай с той земли, которая есть, нежели увеличивать площади. Если же говорить о перспективе, хотим наладить собственное производство кормов, чтобы повысить рентабельность предприятия. Также строим склады на зерновом дворе, где будем хранить зерно в зимний период.

– Хлебобулочное производство тоже само пришло к вам в руки?

– Почти так. Мы купили розничную торговую сеть в Белогорске у КХП «Восточный» в 2003 году. И вместе с магазинами нам продали две пекарни. В одной пекли сдобу, печенье, элитные сорта хлеба, во второй – хлеб первого и второго сорта. С этого все и началось.

– Сегодня вы можете гордиться ассортиментом своей продукции, ведь это почти 400 наименований!

– И гордимся! Ассортимент нашей продукции включает более 150 наименований колбас и мясных деликатесов, около 70 видов полуфабрикатов, 40 видов молочной продукции, более 100 наименований хлебобулочных и кондитерских изделий. Кондитерская и хлебобулочная продукция – отдельный предмет нашей гордости. Только ассортимент хлеба насчитывает более 20 наименований. А также плюшки, ватрушки, булочки, коврижка, слойки, рулеты, десятки видов тортов и пирожных со взбитыми сливками, свежими фруктами, шоколадом…

– Понятно, что без коллектива вы бы не поднялись на такой уровень…

– ИП Мельниченко – это прежде всего люди, команда, нацеленная на общий успех. Наш коллектив насчитывает более 800 сотрудников, которые делают все возможное, чтобы на столах амурчан всегда были свежие и высококачественные продукты питания. А они в торговую сеть поступают в течение 12 часов после изготовления. Доставка продукции в магазины области осуществляется собственным транспортом предприятия.

Рынок диктует условия

– Потребитель сегодня избалован обилием товаров и услуг. Как боретесь за своего покупателя?

– Стабильно высоким качеством наших продуктов. А этому способствуют установленное в цехах современное оборудование и собственная химическая лаборатория. Но, конечно, мы меняемся с учетом потребительских возможностей и пожеланий. Хотя, когда мне говорят, что нужно менять упаковку, я не соглашаюсь с этим. Потому что продукты ежедневного спроса должны быть узнаваемы, покупатель привыкает к определенному виду и вкусу.

– За эти 12 лет были ли закрыты какие-то производства?

– До недавнего времени у нас действовали две хлебопекарни, но одну, где пекли хлеб первого и второго сорта, мы закрыли. От этого бизнеса решили избавиться из-за низкой рентабельности. Хотя наш хлеб многие любили, и после закрытия цеха поступало много звонков. Кроме того, сейчас мы решается судьба твердых сыров - производить их дальше или перейти на иную переработку молока. Потому что нам сложно конкурировать с Алтайским краем, ведь у них молоко дешевле, и в итоге ниже себестоимость сыра. А мы за такую цену просто не можем отдавать свой продукт – это значит работать себе в убыток. Еще серьезная проблема: в Амурской области очень мало сыропригодного молока – из-за низкого содержания в нем белка.

– А какое производство сегодня наиболее прибыльное?

– Производство мясных полуфабрикатов и колбасных изделий. Кстати, нашу колбасу некоторые покупатели сравнивают с советскими колбасами, которые делались из одного мяса.

– Кстати, вам самому знаком их вкус?

– Конечно! Честно признаюсь, что касается колбасы, хлеба и молочных продуктов, то я беру только наше. И вовсе не из патриотических соображений, а потому что действительно вкусно! И я знаю, что туда положено. За нашу продукцию мне не стыдно.

– Закрывая или внедряя что-то новое, вы опираетесь на опыт других регионов?

– В том числе и на это. Я лично посещаю выставки в Москве. Основная отраслевая выставка для нас – это «Агропродмаш», которая проходит в октябре. Кстати, в это время у меня есть возможность посетить еще одну выставку – «Золотая осень». Здесь я изучаю новинки оборудования, новые виды упаковки. Так, недавно для колбасного цеха мы приобрели куттер стоимостью почти 300 тысяч евро. Для сельхозпредприятия – сушилку, которая позволит сушить зерновые культуры, в том числе и кукурузу. В прошлом году взяли кормоуборочный комбайн немецкой фирмы «Кроне» за 17 миллионов рублей. Это была наша давняя мечта, которая, наконец, осуществилась.

– Пользуетесь ли поддержкой региональных властей?

– Своих оборотов, к сожалению, у нас пока не хватает, поэтому берем краткосрочные кредиты и пользуемся различными субсидиями. В частности, на производство молока, снижение процентной ставки по инвестиционным кредитам, субсидии на удешевление приобретения племенного стада, на удешевление доильного оборудования. В этом году мы приобрели доильную систему «Дель-Про», которая учитывает надои от каждой коровы индивидуально. Все данные передаются на компьютер и позволяют объективно оценивать ситуацию в стаде. Запускаем ее в сентябре.

Лариса МАКОВЕЦКАЯ.

г. Благовещенск

 



← Назад в раздел