Курсом на модернизацию

– В этом году мы подводим черту под реализацией первого этапа стратегии развития ЛПК на период 2008 - 2012 годов, который подразумевал наращивание производственных мощностей на базе обновления технологий, заготовительной техники и обрабатывающего оборудования. Процесс модернизации потребовал значительных инвестиций на создание проектов. В последние годы в модернизацию отраслевыми предприятиями ежегодно вкладывается до 8 млрд. рублей, из которых около 6 млрд. направляется на создание современных деревоперерабатывающих мощностей и до одного миллиарда – на создание, содержание и ремонт лесных дорог. По итогам 2010 года стоимость основных фондов отраслевых предприятий выросла в два раза. К концу 2012 года мы выходим на переработку 45 - 50 процентов объема заготовок круглого леса.

 Согласно стратегии на период до 2020 года на втором этапе реализации программы развития ЛПК необходимо достичь 90-процентной переработки заготавливаемого леса с перспективой выхода на замкнутый цикл использования древесины после завершения строительства межрегионального целлюлозно-картонного комбината в Амурске. Задача сложная, но выполнимая.

Модернизация подразумевает приобретение машин и оборудования лучших мировых производителей и углубление процесса переработки, включая химико-термическую обработку сырья. Так, в ходе реализации второго этапа проекта ООО «Аркаим» обеспечит наращивание объемов переработки древесины до 1,2 млн. кубометров в год и введет в строй производство по выпуску клееных изделий в виде бруса и щита. Вводится в эксплуатацию крупнейший завод по производству топливных гранул. Предприятие использует канатную технологию при заготовках круглого леса и работающие на отходах котельные, вырабатывающие тепло для всего технологического процесса и работы сушильных камер. При необходимости котельные способны вырабатывать электроэнергию для передвижных обрабатывающих производств. Перспективным направлением является выпуск плит ОСБ для дальнейшего использования, в том числе и в малоэтажном строительстве.

 Модернизация крупных производств должна стать центром притяжения для предприятий малого и среднего бизнеса. Формирование кластеров позволит повысить рентабельность и создать новые рабочие места в лесных поселках. Что касается обновления оборудования, то здесь ставка делается на самые современные технологии и оборудование. Так, группа компаний «Римбунан Хиджау» планирует организовать выпуск сверхтонкой плиты МДФ, которая может использоваться для производства не только мебели, но и корпусов электронного оборудования. Продукция «Аркаим» и «Амур Форест» уже завоевала популярность в странах Европы благодаря отлаженной логистике поставок и возможности использования собственного флота. Вопросы сотрудничества с зарубежными компаниями по выпуску новых видов продукции будут обсуждаться в ходе международного экономического форума в Хабаровске в октябре 2011 года. Образцы изделий предприятия на стенде Хабаровского края на выставке в Москве привлекли внимание даже премьер-министра правительства России Владимира Путина.

Существуют и неиспользованные возможности лесного комплекса. Благодаря идеям ученых ДальНИИЛХ предприятия ЛПК могли бы приобретать технологии химической переработки отходов и наладить выпуск новых видов лекарственных препаратов, пищевых добавок, продуктов бытовой химии. Правда, решение таких задач во многом зависит от конъюнктуры рынка, хотя уже сейчас можно констатировать: внутренний рынок Хабаровского края развивается не стихийно, а осмысленно - в соответствии с выбранной стратегией и возможностями смежных отраслей экономики.

Успешная реализация программ модернизации в лесном комплексе в полной мере зависит от расширения вовлечения в производственный процесс имеющейся сырьевой базы. Предприятия Хабаровского края имеют в аренде лесной фонд с годовым отпуском 11,5 млн. кубометров, но осваивают ресурсы лишь наполовину. Значительная часть сырья остается в зоне недосягаемости для заготовителей.

 Реализация стратегии на период до 2020 года потребует строительства новых лесных дорог. В Хабаровском крае их 1560 километров, из которых 317 – круглогодичного использования, а остальные - так называемые зимники. Запущена государственная программа софинансирования строительства лесных дорог. Принято решение компенсировать 60 процентов затрат из федерального бюджета, но за государственной поддержкой руководители предприятий не спешат. По закону для ее получения необходимо представить на экспертизу готовую проектно-сметную документацию, а после сдачи дорог в эксплуатацию они переходят в федеральную собственность. Разработка проекта строительства обходится компаниям более чем в 30 млн. рублей, а строительство одного километра грунтовой дороги – не менее четырех миллионов рублей. Ремонт и содержание дорог ежегодно требуют для среднего предприятия отвлечения оборотных средств в объеме до 30 млн. рублей. Десятки миллионов рублей необходимы на содержание дорожных отрядов строителей. Нагрузка на ось используемых в крае лесовозов, как правило, превышает максимально допустимую для дорожного полотна такой категории, что влечет за собой наложение контролирующими органами из состава ГИБДД и Хабуправтодора штрафных санкций. При перевозке круглого леса на расстояние в 120 километров штраф за каждый выявленный факт достигает 60 тысяч рублей, что делает лесозаготовки нерентабельными. Предприятия вынуждены останавливать вывозку древесины в период весенней распутицы для сокращения затрат, так как штрафы на водителя достигают пяти тысяч, а на руководителя предприятия – до 50 тысяч рублей.

 Для вывозки древесины лесовозы идут по дорогам разных видов собственности: федеральной, муниципальной, частной. Частно-государственного партнерства в сфере строительства дорог пока достичь не удается. Руководители предприятий совместно со специалистами комитета лесной промышленности ищут приемлемые варианты выхода из ситуации, но признают: без поправок в федеральное законодательство не обойтись. Необходимо менять подход к схеме софинансирования строительства, чтобы предприятия могли получать компенсацию за пользование дорогами общего назначения. Возможен и вариант изменения категории дорожного полотна под эксплуатацию лесовозов большой грузоподъемности с целью исключения штрафных санкций.

Согласно утвержденной стратегии развития ЛПК Хабаровского края к концу 2012 года производство плит ДСП и МДФ вырастет по отношению к показателям 2009 года в 10, а шпона – в девять раз. Производство пиломатериалов увеличится почти в два раза, а объемы инвестиций в переработку древесины вырастут более чем на 50 процентов. Структура валютной выручки от экспорта краевой лесопродукции существенно изменится в сторону продукции деревопереработки. От успешной реализации стратегии во многом зависят выполнение программы социально-экономического развития и инвестиционная привлекательность Хабаровского края.

Андрей СМИРНОВ.

г. Хабаровск

 



← Назад в раздел