Новые высоты авиакомпании «Прогресс»

– Какой сегмент отечественной вертолетостроительной отрасли занимает Арсеньевская авиационная компания «Прогресс»?

– Всего, как известно, в России существует пять производственных площадок, занимающихся строительством вертолетной техники. По объемам производства лидируют те предприятия, которые заняты выпуском наиболее массовой машины типа Ми-8 и ее многочисленных модификаций, но по динамике наращивания и обновления производства наша авиакомпания, безусловно, более перспективна. У нас идет подготовка к запуску в серийное производство сразу нескольких типов вертолетов. Вот когда это производство будет развернуто, тогда и можно будет сравнивать загруженность площадки и определять истинное положение предприятия на вертолетном рынке.

– Какая летающая техника производится сегодня авиакомпанией «Прогресс»?

– В настоящее время авиакомпания «Прогресс» освоила серийный выпуск боевого ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор», на который Минобороны планирует подписать долгосрочный контракт. Мы понимаем, что Ка-52 надолго станет основной продукцией предприятия по оборонному профилю. Ка-52 – это боевой бронированный двухместный вертолет, выполненный по соосной схеме расположения несущих винтов. Вертолет оснащен двумя двигателями и способен выполнять весь объем пилотажных фигур, необходимых для выполнения боевой задачи. В первую очередь он предназначен для поражения наземных бронированных целей, а также живой силы противника и стационарных объектов. Для обнаружения целей Ка-52 оснащен гиростабилизированной оптико-электронной станцией, позволяющей ему «разглядеть» танк противника с расстояния более десяти километров и навести на цель управляемую ракету.

Также освоено мелкосерийное производство спортивных самолетов мастерского класса Як-54. Эта машина представляет собой глубокую модернизацию замечательного спортивного самолета типа Як-55. На самолетах Як-54 сборная России по высшему пилотажу неоднократно занимала призовые места на самых различных международных соревнованиях. Лучшие российские пилоты отзываются о нашем самолете только в положительных тонах: машина надежная, маневренная, легкоуправляемая и безопасная. К ней проявляют интерес специалисты из многих стран.

Но наиболее обширной программой у нас является подготовка производства вертолетов двух типов - легкого вертолета Ми-34С1, а также среднего универсального вертолета Ка-62, который мы будем выпускать как в военном, так и в гражданском варианте. 

Ми-34С1 – это легкий вертолет, способный помимо пилота перевозить троих пассажиров. Машина предназначена для корпоративных перевозок, несения патрульной службы, применения в нефтегазовой отрасли. Модернизированные варианты вертолета получат двигатели иностранного производства, а также новую авионику.

Вертолет Ка-62 является машиной среднего класса и способен перевозить до 14 человек. Ожидаемый спрос на эти машины составляет порядка двух сотен вертолетов в ближайшие годы.

– Какой ожидается результат от реализации программы «Восстановление серийного производства вертолета Ми-34»?

– Вертолет, который будет выпускаться в новом облике, востребован во многих областях народного хозяйства. В настоящее время разработаны две основные модификации – один из вертолетов будет оснащен поршневым двигателем, а второй получит французский газотурбинный двигатель, что заметно увеличит энерговооруженность машины, а также повысит летные характеристики. Потребность в вертолетах этого типа существует немалая, и наше предприятие уже в скором времени приступит к выпуску Ми-34С1 в новом облике.

– Вертолет Ка-52 «Аллигатор» – состояние и планы на будущее.

– В настоящее время вертолеты Ка-52 приняты к опытной эксплуатации в Торжке и Черниговке, ожидается, что осенью будет принято решение о рекомендации к принятию его на вооружение. У нас есть долгосрочный контракт на производство этих вертолетов минимум до 2020 года – здесь речь может идти о постройке более сотни боевых машин. На сегодняшний день вертолет прошел первый этап государственных совместных испытаний, по которым были приняты соответствующие решения. В перспективе он поступит на вооружение авиационных бригад, которые создаются в каждом военном округе.

– В мае состоялась передача первых серийных машин Ка-52 в боевую часть на замену вертолетов Ми-24. Каковы преимущества новой машины?

– В первую очередь нужно отметить, что вертолет Ка-52 оснащен серьезным набором средств разведки и целеуказания, куда входят радиолокационная станция, оптико-электронная станция, система обмена информацией с центром управления и другими машинами, принимающими участие в бою, а также с наземными войсками. В отличие от Ми-24, в котором пилотам приходилось визуально обнаруживать цели, экипаж Ка-52 находится буквально в информационном поле – летчики знают, куда им лететь и где находится противник. Ка-52 оснащен сверхзвуковыми противотанковыми ракетами «Вихрь», которые позволяют уничтожать наземные цели без захода в зону действия противовоздушной обороны противника, что резко повышает выживаемость вертолета в бою. Так же «Аллигатор» сможет бороться и с воздушным противником – для этого он вооружен ракетами комплекса «Стрелец», которыми способен сбивать не только вертолеты, но и самолеты противника. Кроме того, на вооружении вертолета находится 30-мм автоматическая пушка, способная поразить цель на дальности пять километров. Из-за того, что пушка установлена в районе центра масс, она имеет высокую точность стрельбы.

 Но главным отличием этой боевой машины от всех остальных вертолетов в мире является наличие реактивной спасательной системы, которая позволяет в критической ситуации катапультировать пилотов и спасти их жизни.

– Морские перспективы Ка-52.

– Головной разработчик – фирма «Камов» – в настоящее время ведет работы по «оморячиванию» машины. Вертолет получит надувные баллонеты на случай аварийной посадки на воду, лопасти несущего винта станут складными – для удобства базирования в тесных ангарах боевых кораблей. Известно, что Россия и Франция подписали договор о поставке для Военно-морского флота России десантных вертолетоносцев типа «Мистраль». Принято решение оснастить эти корабли вертолетами Ка-29 и Ка-52. Если первая машина изначально разрабатывалась для базирования на кораблях, то в случае с «Аллигатором» создается специальная корабельная модификация «сухопутного» вертолета. Ранее озвучивалось, что каждый «Мистраль» будет иметь от 8 до 16 боевых вертолетов. Уже в следующем году мы должны построить первые два опытных экземпляра «морского» «Аллигатора».

– Производственные и финансовые показатели работы предприятия за 2010 - 2011 годы.

– Одним из главных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия является выручка, которая уже несколько лет показывает положительную динамику. Только за последние два года выручка увеличилась вдвое. Разумеется, это связано с ростом выпуска основной продукции. В наших планах, как уже ранее сообщалось, - довести темпы производства до двух вертолетов в месяц, и мы вполне способны справиться с этой задачей.

Если говорить о численности персонала предприятия, то за последние несколько лет видна динамика к увеличению – в 2007 году, когда на предприятии только-только начались действия по оздоровлению ситуации, среднесписочная численность составляла порядка 3500 человек, к 2009-му она увеличилась до 4500 человек, а в настоящее время на нашем предприятии трудится свыше шести тысяч человек. Такая численность увязана с нашими производственными планами, и очевидно, что это еще не предел.

– Какая социальная политика проводится на предприятии?

– Авиакомпания «Прогресс» неоднократно признавалась «предприятием социальной направленности» – у нас есть свои санаторий-профилакторий, медико-санитарная часть, на берегу Амурского залива – база отдыха «Бригантина», где за лето успевают отдохнуть практически все желающие, при этом часть затрат берет на себя предприятие, еще часть принимает на себя профсоюзная организация. Нет нужды говорить, что работники предприятия получают все, что им положено трудовым законодательством. Немало внимания мы уделяем быту наших молодых специалистов, которые приехали к нам буквально со всех концов России. Специально для них в одном из двух имеющихся в распоряжении предприятия общежитий оборудовали целый этаж – сделали ремонт в комнатах, закупили бойлеры, стиральные машинки, микроволновые печи, утюги, телевизоры.

 Очень активно на предприятии действуют общественные организации – Совет молодежи предприятия, Союз машиностроителей, Совет мастеров… Все это, безусловно, способствует сплачиванию трудовых коллективов, и это напрямую влияет на микроклимат среди работников авиакомпании.

– Какая работа проводится по модернизации производства?

– В прошлом году мы ввели в эксплуатацию новый литейный комплекс итальянской фирмы IMF, который позволил нам значительно улучшить качество отливок. Аналогов такому комплексу в России нет. Соответственно, нам передаются заказы на выполнение литейных работ со стороны других предприятий вертолетостроительного комплекса, тем самым развивается межзаводская кооперация. В механообрабатывающем производстве мы практически закончили оснащение современным оборудованием цех программной обработки деталей. Установили и проводим пуско-наладочные работы на обрабатывающем центре, предназначенном для обработки крупных корпусных деталей. В ближайшее время на предприятии будет установлен трубчатый автоклав производства Германии.

Что также немаловажно – мы проводим капитальный ремонт корпусов предприятия: практически везде уже стоят пластиковые окна, утепляются стены – это позволит более бережно относиться к сохранению тепла, что также даст и экономический эффект. Проводим асфальтирование внутризаводских дорог. Все это в комплексе позволит не просто изменить предприятие, но и сделать его высокоэффективным, способным выпускать конкурентоспособную продукцию не только на внутренний, но и внешний рынок.

Беседовал Алексей СУКОНКИН.

г. Арсеньев

 

 



← Назад в раздел