Их поезд стоял на запасном пути…

Десять лет назад на заседании Госсовета при Президенте РФ была принята концепция развития предпринимательства. В 2008 году малый бизнес получил реальную поддержку региональных и местных органов власти в виде налоговых льгот. Но фискальные функции государства вошли в противоречие с социальной политикой государства, что породило споры между органами власти и бизнес сообществом. В ходе обсуждения вопроса влияния налоговых льгот на бизнес разногласия обострились, что обернулось пользой. В Законодательной думе Хабаровского края родилась стратегия развития предпринимательства.

В последние годы для правительства края социальная политика оставалась приоритетом. Увеличение социальных льгот населению потребовало наращивания доходной части бюджета и экономии в расходных обязательствах. Поддержка затрагивает уже 350 тысяч пенсионеров, инвалидов, ветеранов. Мы научились раздавать льготы, но не знаем, как оценить их эффективность? – отметил на депутатских слушаниях председатель Думы Сергей Хохлов. За наполнение бюджета отвечает министерство финансов, а за развитие предпринимательства – министерство экономического развития и внешних связей. Сложилась ситуация, когда дальнейшее наращивание льгот может привести к снижению налоговой базы и невозможности исполнять социальные программы. Настало время менять стратегию. Нарастив нужное количество, государство не получило качество развития малого бизнеса. В торговле он занял лидирующие позиции, а в сфере производства и инноваций остался в зачаточном состоянии. Развитие предпринимательства должно теперь строиться по отраслевому принципу, поэтому к разработке стратегии обязано подключиться министерство промышленности, транспорта и связи. Объемы выпадающих при распределении льгот доходов должны компенсироваться ростом эффективности экономики. Но создан ли механизм оценки льготного налогообложения?

Каждый год число субъектов предпринимательства увеличивается на три процента. Доля в доходной части бюджета от 50 тысяч представителей малого и среднего бизнеса выросла до 16 процентов. Численность их в общей массе экономически активного населения увеличилась до 27 процентов. Финансовый эффект в бюджете от предпринимательства достиг восьми миллиардов рублей, – подчеркнула в своем докладе заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Думы Наталья Пудовкина. Тем не менее, налоговые льготы – спорная тема. Они не имеют адресного характера. Мы развиваем и другие формы поддержки предпринимательства. Льготы не рассматриваются отдельно от общей системы налогообложения, потому 70 процентов предпринимателей используют специальные режимы, которые позволяют им оставлять в своем распоряжении 1,2 миллиарда рублей в год. Льготы и преференции привели к выпадающим доходам краевого бюджета на размере пяти миллиардов рублей. С учетом состояния экономики и бюджета необходимо сдерживать размеры предоставления льгот.

С мнением Натальи Пудовкиной согласилась заместитель министра финансов Галина Бабич, но их позиция по льготам отличается от позиции бизнес сообщества. Возможности увеличения доходов бюджета не исчерпаны особенно в части противодействия нелегальному бизнесу. Продолжается процесс устранения административных барьеров и упрощения отчетности. Прежде чем направлять бизнес в производственную и инновационную сферу, надо понять – почему он туда не пошел? Дать оценку увеличению отчислений в социальные фонды до 34 процентов от заработной платы. Отток капитала из страны продолжает расти. Ведь кроме политических и инвестиционных появились налоговые риски. Предпринимателей огорчили высказывания относительно 1,2 миллиардов, оставшихся в их распоряжении, и выпадающих доходах в объеме пяти миллиардов рублей. Откуда информация?

 Бизнес рассматривает введение правительством РФ специальных налоговых режимов как поддержку, позволяющую открыть свое дело, получить средства на развитие или просто выжить в условиях рынка. Долгое время мы подменяли понятия льгот и спецрежимов, что выливалось в искажение информации для первых лиц правительства края, – отметил председатель Совета по предпринимательству при губернаторе Хабаровского края Сергей Степанов. В основном поддержка идет за счет федеральных органов власти. Стоило Президенту РФ ввести спецрежимы, как регионы начали считать виртуально выпадающие доходы. Краевые законы позволили осуществить поддержку предпринимательства в 2010 году в объеме 11 миллионов рублей, и говорить о косвенной поддержке в 1,2 миллиарда некорректно. При росте доходов от деятельности малого бизнеса до восьми миллиардов по итогам года оценивать эффективность поддержки в 11 миллионов рублей не стоит. Понять министерство финансов можно, ведь единое правовое поле в сфере поддержки предпринимательства в стране не создано. При выделении средств бизнесу финансисты не знают, как потом за них отчитаться, но нельзя опираться только на федеральные законы. На здравоохранение дополнительно выделено 6,9 миллиарда рублей. Мы обсуждаем – как их потратить за два года? Отсутствует механизм их использования, а значит, и эффективность трат оценить сложно, хотя речь о модернизации отраслей экономики. Нужно подключать к процессу предпринимателей и работать на опережение, особенно в сфере промышленности и инноваций. Депутатам следует заниматься не только распределением бюджетных средств, но и созданием региональных законов, позволяющим развивать малый и средний бизнес.

_ Надо адаптировать наши законы к рыночным условиям. За экономикой должна следовать стратегия, а не наоборот, – отметил Сергей Хохлов. – Необходимо разрабатывать специальные налоговые режимы, чтобы включить малый бизнес в модернизацию отраслей экономики. Пока получается так: создаем производство за счет инвестиций, которые «съедает» налог на имущество. Формируем инвестиционные проекты, но без оформления собственности на земельные участки. Разрабатываем закон об инвестициях, не спрашивая мнение бизнес сообщества. В США развитием предпринимательства занимается федеральное агентство – у нас начальники управлений или отделов. Пора менять стратегию! Фабрики и заводы уже никто не строит! Поэтому законы должны соответствовать чаяниям бизнеса, иначе проекты и программы останутся в статусе деклараций.

Андрей СМИРНОВ.

г. Хабаровск

 

 



← Назад в раздел