Вячеслав ШТЫРОВ: «VII БЭФ должен быть нацелен на решение практических задач»

БЭФ ВСЕГДА БЫЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКОЙ

Время от времени высказывается мнение, что БЭФ – это филиал Петербургского форума. С одной стороны, это так, но с другой – он всегда имел самостоятельное значение, потому что сама идея форума заключается в том, чтобы привлечь внимание к проблемам восточных регионов страны. Причем не в контексте каких-то общефедеральных  вопросов, а как самостоятельная большая тема, суть которой – в том, что это стратегически важный для России регион, который во многом определяет ее сегодняшний день и будет иметь большое значение для нашей страны в будущем.

Как мы знаем, на востоке РФ дела идут не очень хорошо по многим позициям, особенно это касается демографической сферы. В советское время тоже были свои трудности, но все-таки уровень жизни был выше, чем в среднем по стране, а сейчас все наоборот - в Сибири и на Дальнем Востоке люди живут хуже, чем в среднем по стране. И это как раз основная причина того, что с востока идет отток населения.

Эту проблему надо решать комплексно, развивая экономику и одновременно вкладываясь в социальную сферу. В какой-то степени это стало идеологическим вопросом, потому что от того, насколько будут населены наш Дальний Восток и Восточная Сибирь, зависит стратегическое развитие России. Вот почему Байкальские форумы всегда имели самостоятельное значение.

КАК РЕАЛИЗОВАТЬ СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА  И БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА

Предстоящий БЭФ продолжает выполнять миссию привлечения внимания к проблемам восточных регионов страны, но появились и новые элементы. Мы видим, как стремительно возрастает экономическое и политическое влияние стран Азиатско-Тихоокеанского региона. И именно Россия, и Сибирь в особенности, является соединяющим мостиком между Востоком и Западом. С другой стороны – это важный сырьевой регион, который интересен в экономическом плане для обеих сторон.

БЭФ должен стать мероприятием практического характера и дать ответы на вопрос: как реализовать Стратегию развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Это очень важный документ, который разрабатывался по поручению Совета Безопасности и Президента РФ. Речь идет не только об укреплении нашего военного положения и стабилизации политической ситуации на востоке страны, но и о социальной безопасности – демографической, экономической. Именно ради этого руководство страны и дало поручение разработать Стратегию развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

В документе сформулированы основные вызовы, а также возможности этого огромного региона. Теперь их надо реализовать на практике. И в этом контексте VII БЭФ очень важен: мы должны воплотить во что-то реальное основные установки Стратегии – подготовить предложения по разработке государственной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Этот документ охватывает более широкий круг вопросов, чем обычная федеральная целевая программа (ФЦП). Он должен открыть новые горизонты планирования, так как помимо ФЦП у нас существуют отраслевые программы. Например, Восточная газовая программа, которая предполагает создание новых газовых центров на базе месторождений Якутии и Иркутской области и создание трубопроводной системы, которая объединила бы все газовые промыслы страны в единую систему. По масштабам эта программа, реализуемая корпорацией «Газпром», значительно больше, чем действующая ФЦП. Ее влияние на другие отрасли, инфраструктуру и на людей очень велико. И это надо учитывать при создании  новой государственной программы, стыковать все эти планы.

Я привел только один пример. Но там есть еще программа развития нефтяной промышленности вдоль трассы ВСТО, программа развития энергетики, а также большие проекты, которые реализуются сейчас на принципах частно-государственного партнерства. Это все мы должны объединить в одно целое и превратить будущую программу в инструмент реализации Стратегии. Не исключено, что есть еще какие-то  инструменты. Может, необходимо создать специальный фонд, шире использовать малый бизнес, может, создать условия для привлечения капитала, в том числе зарубежного, но очень осторожно, потому что мы должны опираться на свой капитал. В общем, мы должны поискать на БЭФ какие-то идеи относительно того, как Стратегию воплотить в жизнь. И эти идеи должны носить прикладной характер. Они могут стать основой для разработки новых программ, которые делают министерства и ведомства, и должны способствовать развитию законодательной базы.

НАДО ВЕРНУТЬСЯ К ПЛАНОВОМУ РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ

Одним из недостатков нынешней структуры экономики нашей страны является то, что мы не учитываем региональный аспект. В советское время было такое понятие – размещение производительных сил. Оно меняло жизнь целых регионов, за этими силами двигались люди, наука, идеи. Так был создан мощный научный центр в Новосибирске, а Иркутская область стала одним из крупнейших энергетических регионов не только Советского Союза, но и мира. Это было сознательное решение. Вот эти идеи целенаправленного размещения производительных сил должны вернуться, но уже в новом качестве, с новым рыночным инструментарием. А вот для того, чтобы использовать этот ресурс, требуются дифференциация экономических условий, принятие новых законов.

Например, я считаю, что уровень налогообложения малого бизнеса в Иркутске (где масса своих специфических проблем – неблагоприятный климат, отдаленность, отсутствие широкого рынка сбыта и т. д.) не должен быть таким же, как, предположим, в Подмосковье. Москва и Подмосковье – это особая агломерация, в которой сегодня живет чуть ли не треть населения страны. И надо ли здесь в таком случае стимулировать строительство жилья, в том числе и для молодежи? Возможно, это слишком смелая мысль, но, может, эти средства стоит перенаправить в сибирские и дальневосточные регионы и сделать там более значимые и весомые льготы - раз мы хотим добиться, чтобы этот регион развивался и прирастал населением. Это тоже вопрос законодательного характера. Сейчас он кажется не вписывающимся в общую идеологию, даже дерзким, но в принципе мы к этому должны подходить, иначе ничего не получится.

О ТРАССЕ «ВИЛЮЙ»

В 2010 году мы решили все вопросы по Иркутской области относительно выбора маршрута трассы. Она пойдет из Усть-Кута на Непу, а дальше у нас возникли споры – как  вести маршрут по Якутии. Было два варианта: один - от Непы свернуть к реке Лене, дойти до Ленска и опять вернуться в Мирный, то есть сделать крюк. Мы мотивировали это тем, что на этой территории сосредоточена большая часть населения, а транспортная инфраструктура не развита. Минтранс же настаивал на том, что дорога должна из Непы повернуть прямо на Мирный. Разгорелся спор. Но теперь вдоль трассы нефтепровода ВСТО уже построена дорога, которую хоть завтра объявляй федеральной. Конечно, пока по ней ездить нельзя, но там ведь и газовая труба пройдет, и рано или поздно она станет дорогой общего пользования, это лишь вопрос времени.

Этот спор длился почти полтора года, поэтому вопрос по проектированию дороги откладывался. Но сейчас решение принято, и дорога будет строиться. Деньги, которые были выделены на ее строительство, идут по двум направлениям – иркутская часть проектируется до Непы, а якутская часть - от Якутска до Мирного. Там идут реконструкция старых участков и самое главное – строительство мостов. Необходимо построить четыре больших моста через Вилюй, а еще уйму маленьких мостов через небольшие речушки. Поэтому проект реализуется не так быстро, как хотелось бы, но он идет, и дорога Якутск - Иркутск у нас будет.

НУЖНО СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГАЗОПЕРЕРАБОТКИ  И ГАЗОХИМИИ

На БЭФ мы будем обсуждать вопросы создания благоприятного климата для привлечения инвестиций на Дальний Восток и в регионы Восточной Сибири: что для этого нужно сделать в законодательном плане, что - на уровне местных администраций, а что – на уровне правительства РФ. Но самым важным для Дальнего Востока и Байкальского региона являются, на мой взгляд, решение по строительству трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) и утверждение Восточной газовой программы.

В Якутии со временем будет добываться  50 млрд. кубометров газа, к 2016 году все газовые промыслы уже будут введены в строй. Это эквивалентно 50 млн. тонн нефти. В Иркутской области будет добываться еще больше. Причем иркутский и якутский газ богат разного рода полезными компонентами и примесями (фракциями легких углеводородов, которые являются сырьем для производства пластмассы и других веществ). Поэтому на базе газовой промышленности мы можем создать еще мощную газопереработку и газохимию.

В Иркутске химическая отрасль уже есть. Она будет переведена с нефти на газ. Это – настоящая технологическая революция, дающая не только позитивный экологической эффект, но и более широкие экономические возможности для развития Иркутской области в целом. Строительство ВСТО позволит создать интегрированную экономическую систему и мощные стимулы для развития современных производств, поэтому решения по нефти и газу для нас – самые главные, ключевые.

НА БЭФ НЕОБХОДИМО ОБСУДИТЬ ПРОБЛЕМЫ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ

Я являюсь сторонником и в какой-то степени – идеологом создания нашего знаменитого инвестиционного проекта комплексного развития южной Якутии, где на принципах частно-государственного партнерства будет построено несколько крупных предприятий. И это тоже в свое время обсуждалось на БЭФ.

Сейчас в Якутии строятся две железные дороги. Первые поезда придут на правый берег реки Лены уже к концу этого года, а в 2013-м эта железнодорожная магистраль будет полностью завершена. Вторая дорога – из Амурской области на восток Якутии – будет введена на следующий год. В то же время мы настаиваем, чтобы из Усть-Кута железная дорога пришла в Ленск, чтобы можно было не только использовать потенциал нефтегазовой промышленности, но и разрабатывать месторождения, которые есть на Непе, чтобы лесная промышленность могла развиваться.

Относительно лесного комплекса. На мой взгляд, существуют две серьезные проблемы в этой отрасли. Первая –  большая удаленность леспрома от рынков сбыта. И развитие газовой и нефтяной отраслей должно помочь в расширении рынка сбыта для лесной промышленности (наличие железной дороги этому будет способствовать).

Ну а вторая проблема (она тоже должна обсуждаться на БЭФ) – большая доля лесной продукции вывозится контрабандой. Глубокая переработка внутри страны не стимулируется. Так что откладывать решение проблем лесного комплекса нельзя. И предстоящий БЭФ должен уделить этим вопросам повышенное внимание.

По материалам

пресс-центра

Совета Федерации.

 

 

 



← Назад в раздел