Чемпионы международных трасс

В глубине огромного бетонированного плаца виднелись три ремонтных блока, а перед ними, словно для старта, выстроились в ряд видавшие виды китайских и дальневосточных дорог красавцы Volvo.

– Основной ростекский парк машин составляют Volvo, у нас 95 % этих тягачей. Отечественные МАЗы и КамАЗы ушли на заслуженный отдых – вон один из них стоит сиротливо в сторонке, – словно на экскурсии рассказывает Николай Николаевич.

– Я это предприятие не организовывал, – продолжает он, – но международными автомобильными перевозками стал заниматься с 1995 года в должности замдиректора некоей фирмы «Альт» и там отвечал чисто за техническую сторону дела, хотя на тех порах фирма наработала немалый опыт обеспечения населения продуктами питания, овощами и фруктами, а также товарами народного потребления, транспортируемыми из Поднебесной.

Безусловно, мы и теперь этим занимаемся. Только, понимаете, объемы и масштабы стали иными. С того момента, как я принял бразды руководства «Ростек-ДВ-Транс», многое изменилось: работающих теперь более 100 человек, техники вполне достаточно, чтобы справиться с программой, разработанной еще в связи с кризисной ситуацией в стране, расставившей немало шипов на пути дальнейшего развития международных автомобильных перевозок.

 Считаю большой удачей своего предприятия и главным рычагом выхода из тяжелого состояния работу с кадровым составом. Только благодаря начальнику этого отдела Светлане Николаевне Стародубцевой у нас сформирован незыблемый никакими текучками костяк из молодых и среднего возраста специалистов автомобильной сферы. Тем не менее как ни крути, но по социальным мотивам кое-кто все же «выбивался» из коллектива, но… видимо, мы не худшие среди подобных фирм – возвращались назад и писали заявления о восстановлении на прежнем месте и должности.

Заходим в первый блок, где идет кузовной ремонт рефрижераторов. Полыхают зарницы электросварки.

– Знакомьтесь: суперспециалисты Валерий Петрович Кузнецов и Геннадий Алексеевич Митягин. Они неразлучно работают на нашем предприятии даже раньше момента его образования, трудились еще на автобазе филиала в Заводском, где и проживают сейчас. Базы теперь нет, а мы перевели ценных работников на центральный участок, таких специалистов – не разлей вода – еще поискать: они интуитивно знают, что, когда и как делать, вместе работают, идут в столовую, домой возвращаются.

– А вон, кстати, и мой родственник – двоюродный брат, – продолжает наш маршрут директор. – По «великому уговору» после пенсии принял его, что называется, на «руководящую» должность: с 1996 года занимается восстановлением агрегатов любой марки. Может оживить и старинное, и современное оборудование, станки и производить ремонт широкого масштаба. Я называю Анатолия Ивановича Ефименко ходячим техническим академиком. Через него пропускаем молодое поколение, и новичок становится хорошим специалистом. Некоторые ребята, прошедшие через его «техническую лабораторию», стали бригадирами.

– Вот моя академия, – услышав сквозь цеховой гул наш разговор, разводит руками человек, показывая весь корпус, а пальцем тыча на длиннющую яму для постановки на ремонт автомобилей, – тут совершаются все работы: колодки меняем, двигатели, поддоны снимаем, коробки передач, вкладыши, рулевые тяги, втулки на колесах.

– Молодежь что? – вопрошает Анатолий Иванович сам себя. – Она нынче сообразительная. Иной парень и в техническом училище не обучался (их все «разбомбили» за ненадобностью!), но в глазах чувствуется страсть, а в руках, как пульс, бьется талант: если талантливый малый – его сразу видно, а коль таланта нет, так хоть сиди на университетской скамейке до седых волос, не станешь специалистом высшей пробы.

В качестве примера Ефименко рассказал, как они классически с ребятами восстановили низкую и очень жесткую раму для Volvo, деформировавшуюся во время аварии.

Теперь уже сам мастер ведет нас с Николаем Николаевичем по целому блоку цехов и знакомит со специалистами ООО «Ростек-ДВ-Транс».

– Газосварщики и слесари Василий Романов, Сергей Кузнецов, Дамир Ахметшин – специалисты, которых «во тьме» с огоньком поискать, работают давно... А вот – моторный цех. Здесь Дмитрий Карбушев три года назад пополнил нашу кадровую основу. Кое-что парень взял от своего отца Геннадия Николаевича, тоже работающего на нашем предприятии. Вот уж кто специалист от бога: он, как хороший доктор, без «трубки» послушает гул двигателя и определит все его болезни. И что ценное – скажет и покажет молодым, как нужно сделать. Его школа диагностики поразительная! Вот Карбушев-старший и привел на свое место за ручку сына: учись и продолжай, мол, династию.

– У меня есть образование, – как бы оправдываясь, отвечает Дмитрий Геннадьевич, – учился в ПТУ на автослесаря, но толком профессии научился только на Volvo.

– А я токарь-фрезеровщик Станислав Оникович Саркисян, – представляется его товарищ. – Работы хватает по горло, еще успеваем оказывать помощь мотористам.

Заходим в механический цех. В ряду – несколько станков различных марок. На одном из них крупно краской начертано: «ОТВ Ефименко».

– ОТВ – это как ОТК на заводе? – спрашиваю.

– ОТВ – значит, что ответственным здесь был Ефименко. Он некоторые из станков восстанавливал. Вот чудо сталинской эпохи – станок, сделанный из швейной обувной машинки. Теперь клепает, как автомат, заклепки, – пересыпая из ладони в ладонь «зерна» заклепок, рассыпанных по станине, разъясняет Николай Николаевич.

Останавливаемся перед шлифовальным цехом. Закрыт. И ключа не нашли, чтобы показать. Его хозяин Владимир Цой, оказывается, ушел в отпуск.

Выходя из бокса к холодному складу, директор сожалеет, что не сумел познакомить меня с главным механиком Владимиром Станиславовичем Юнах, на плечах которого держатся и темп ремонта, и качество.

– А почему у вас такой большой объем ремонта?

– Из-за наших дорог. Именно дальневосточные дороги для чутких Volvo – чистое убийство! Вообще, эта машина как раз для дальнобойщиков – на Западе, например, считается самым ходовым автомобилем, потому что сборка ее отличная, а дороги там – не чета нашим.

– А что делаете, если в пути сломается тягач, тем более – зимой?

– У «Ростек-ДВ-Транс» есть «скорая техническая помощь», оборудованная на 20-тифутовом контейнере. Своеобразная мастерская на колесах. Она, при наличии двух специалистов на борту, осуществляет полный ремонт в экстремальных условиях.

– На дороги жалуетесь, а мимо вас проходит трасса М-60, уже почти полностью реконструированная – в шесть полос. К 2012 году, когда состоится саммит АТЭС во Владивостоке, она будет как на Западе – показательной.

– Маршруты дальнобойщиков простираются не только к четырем приморским автопереходам через границу с Китаем, но и по направлениям всего Дальнего Востока: в Хабаровск, в Благовещенск, в сторону порта Ванино... И даже экспериментируем на Запад по хваленой и расписанной в прессе трассе «Амур». Однако не все там так красиво и гладко на самом деле. Нынче еще все трассы надо делать и делать, чтобы соответствовали своему назначению. Сколько помнится, в рыночных условиях их все латают и латают, а нашим большегрузам, скажем, после Липовцев в пограничном направлении приходится постоянно объезжать по дорогам местного значения. В порт Ванино трасса в стадии вечного строительства. Да и хабаровское направление – сплошное испытание на выживаемость.

– Хорошая трасса – безусловный успех работы автомобилистов и сохранения техники. И, тем не менее, главная пробка, говорят, остается на всех приморских пограничных переходах?

– На автопереходах, особенно в Пограничном, часто идут простои в очереди. Одно время поставлена была задача – внедрить нормы. А очереди и без норм выстраиваются. Что остается водителям? Жить в кабинах, где нет никаких условий. Транзитный «уголок» построен, а там невозможно ни питаться, ни отдыхать. Это хорошо, что в кабинах Volvo можно «роскошно жить»: чай вскипятить, раздеться и поспать. А раньше как обходились?

– Ругаете, Николай Николаевич, дороги, пограничные переходы, а сами, смотрите, в региональные чемпионы выбились. Мы с вами осмотрели все хозяйство, со многими вашими работниками познакомились. А главного героя – чемпиона Сергея Владимировича Аминева и его сотоварища по гонкам на соревнованиях АСМАП я видел только на соревновании Дальневосточного представительства АСМАП.

– Чемпионам положено быть в вечном пути, Сергей Аминев и сейчас в поездках. Зато есть возможность пообщаться с главным наставником чемпионов – начальником производственного отдела Игорем Николаевичем Непша.

Трудно из-за возраста Игоря Непша величать по имени-отчеству, недаром он все больше возится с молодежью. Полтора года назад он перешел из владивостокской компании, занимающейся сбором мусора, где проработал четыре года. Потянуло на международные перевозки. Но… угодил за начальственный стол и принял широкие обязанности производственно-технического отдела.  Не растерялся, а даже с великой пользой для предприятия использовал свои полномочия, когда стали готовиться к отборочным соревнованиям открытого Всероссийского конкурса профессионального мастерства водителей магистральных поездов «АСМАП-Профи».

– Водителей молодых у нас немало, – рассказывает Игорь Николаевич. – Опыта с каждым месяцем набираются, и растут они потому не по годам, а по месяцам. Готовились к соревнованию ответственно: задолго начали тренировки. У меня есть расклад всех фигур. На территории, где вы были, размечаю фигуры по рулетке. Устанавливаем вешки, и гоняю Сергея Аминева и Александра Крючкова, которых мне рекомендовало руководство.

Весь маршрут обрисовать на нашей территории невозможно, а отдельные сложные фигуры можно исполнять. Так отрабатывали элемент за элементом. Их набор в этом году несколько изменился непосредственно на соревновании. Но мои парни опытные: Александр Крючков, например, в 2010 году занял личное 2-е место. Сергей Аминев и Александр Крючков сориентировались и сделали все точно. Они реагируют на все случаи жизни мгновенно. На работе они отменные водители и прекрасно знают и владеют современной автомобильной техникой.

Беседы

в ООО «Ростек-ДВ-Транс»

вел  Николай БРАТЧИКОВ.

 

 



← Назад в раздел