Местное самоуправление: Колымский опыт

В Магаданской области образовано восемь муниципальных районов и один городской округ Магадан. Как известно, наш регион – северный край, с суровыми климатическими условиями. При большой, по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, площади его население составляет всего 156 тысяч человек, две трети которых проживают в областном центре – городе Магадане. Остальные населенные пункты небольшие, число жителей в них редко превышает 5 тыс., как правило, поселки находятся на значительном расстоянии друг от друга. В регионе нет железных дорог, а ряд отдаленных поселков городского типа и сел не имеет круглогодичного автомобильного сообщения с областным центром. Особенностью социальной инфраструктуры нашей области является ее неравномерное распределение по населенным пунктам.

Такая специфика нашей территории привнесла свои особенности в ход муниципальной реформы и организацию местного самоуправления. В этих условиях многие проблемы, характерные для всех других регионов Российской Федерации, приобретают еще более острый характер. К сожалению, при разработке Федерального закона 131-ФЗ местные условия учитывались в недостаточной степени, тем не менее сегодня мы обязаны как все работать в рамках правового поля и соблюдать действующее законодательство.

Главной проблемой большинства муниципальных образований, особенно поселенческого уровня, является отсутствие налогооблагаемой базы и как следствие – недостаток финансовых средств в муниципальном бюджете. В некоторых небольших поселениях собственных доходов не хватает не только на исполнение определенных законодательством полномочий, а даже на содержание собственной поселковой администрации. Менее остро этот вопрос стоит в Магадане и промышленных районах Колымы, где ведут деятельность крупные горные предприятия. В сельскохозяйственных районах, где не ведется разработка полезных ископаемых, муниципалитеты имеют мизерные источники дохода, что не позволяет им исполнять свои полномочия без помощи регионального бюджета.

К примеру, наиболее затратной частью в бюджете любого муниципального образования и в целом консолидированного бюджета Магаданской области являются расходы на подготовку и прохождение отопительного сезона. С тем уровнем доходов, который существует сегодня, практически ни одно муниципальное образование не в состоянии справиться с этой задачей самостоятельно. Переложить же всю финансовую нагрузку по проведению этой важнейшей для нас кампании на население, включив все затраты в коммунальный тариф, также не представляется возможным. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, в каких климатических условиях живут наши земляки, и в том, что многим из них не под силу оплачивать экономически обоснованные тарифы. В полном объеме ежегодно мы закладываем средства на снижение платежей населения за коммунальные услуги. Их размер в 2011 г. – 1,1 млрд. рублей, из которых 950 млн. мы уже направили в муниципальные образования. Несмотря на то, что такие субсидии населению в федеральном центре считаются неэффективными расходами бюджета, областная администрация вынуждена их выплачивать. Мы не можем допустить ни ухудшения социального положения незащищенных слоев населения, ни срыва отопительного сезона. А снижать издержки на прохождение отопительного сезона мы начинаем за счет повышения энергоэффективности и внедрения энергосберегающих технологий. Передовым поселением в этом плане у нас является поселок Синегорье Ягоднинского района. Коммунальщикам этого населенного пункта удалось после внедрения энергосберегающих технологий вдвое сократить издержки на отопление и горячее водоснабжение жилого фонда. Областная администрация оказала им при этом финансовую поддержку. Сегодня мы планируем распространить их опыт и на остальные муниципальные образования, в том числе и на областной центр.

Коммунальная сфера – не единственная, в которой органы государственной власти действуют совместно с муниципалитетами. У нас в регионе создан и активно функционирует Совет территории Магаданской области – совещательный орган при губернаторе. В его состав также входят председатель Магаданской областной Думы, мэр Магадана, главы районов, руководители региональных управлений ФСБ, МВД, МЧС, главный федеральный инспектор в Магаданской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в ДВФО. Совет территории рассматривает вопросы по созданию необходимых условий для социально-экономического развития муниципальных образований и Магаданской области в целом. Фактически, нет ни одной значимой темы, которая бы не выносились на его обсуждение – поддержка малого бизнеса, антитеррористическая безопасность, оказание государственных и муниципальных услуг населению и многое-многое другое. Мы стараемся проводить заседания совета не только в Магадане, но и в других населенных пунктах, причем необязательно в районных центрах, но и просто в обычных поселках.

 Могу сказать, что в Магаданской области удалось достичь взаимопонимания между органами местного самоуправления и государственной власти по всем стратегическим вопросам, касающимся развития нашей территории.

В области хорошо зарекомендовала себя практика социального партнерства между крупными предприятиями и муниципальными районами, которая позволяет решать многие вопросы в сфере образования, здравоохранения, городского благоустройства. Например, в Омсукчанском районе Колымы имеется положительный опыт сотрудничества с предприятием «Серебро Магадана», в Хасынском – с Колымским аффинажным заводом, в Сусуманском – с ОАО «Сусуманзолото». Как правило, крупный бизнес заинтересован в развитии тех поселений, в которых ведет свою деятельность, в создании комфортных условий жизни для работников своих предприятий. Хорошо известно, что Магаданская область обладает значительными запасами полезных ископаемых: золота, серебра, железа, угля. Мы постоянно ведем работу по привлечению серьезных инвесторов, как отечественных, так и из-за рубежа. В 2011 году мы заключили восемь инвестиционных соглашений с компаниями горной отрасли, агропромышленного комплекса, связи на сумму 15,8 миллиарда рублей. Большинство из них будет вести свою деятельность в районах, а не в областном центре, создавать рабочие места и платить налоги в муниципальные бюджеты, поддерживая их.

Еще одной важной проблемой, стоящей перед муниципалитетами, является нехватка квалифицированных специалистов. Без соответствующего кадрового обеспечения невозможна успешная реализация полномочий органов местного самоуправления. Главы муниципалитетов и муниципальные служащие часто не обладают необходимой квалификацией, уровнем подготовки для исполнения своих обязанностей. Поэтому администрация Магаданской области регулярно проводит обучающие семинары как для глав муниципальных образований, так и для их специалистов. На семинарах затрагиваются вопросы не только юридического и экономического характера, но и охраны окружающей среды, модернизации образования, здравоохранения, предоставления социальных услуг населению и другие.

 При этом региональная власть вовсе не устраняется от своих обязательств по развитию малых и больших населенных пунктов.

За последние годы областной бюджет выделил немалые средства на развитие социальной инфраструктуры. Ежегодно дотации областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов составляют около 1,5 млрд. рублей. Практически во всех населенных пунктах видны результаты нашей работы: строятся и ремонтируются школы, больницы, спортивные сооружения, жилые дома.

За последние два года введены в строй новые школы в пос. Армань, селах Гижига и Балаганное, спортивный зал в п. Тахтоямск. Завершена реконструкция здания средней школы в пос. Дукат.

В селе Тауйск введена в эксплуатацию новая участковая больница с современным оборудованием. Это старейший населенный пункт Магаданской области и второе по старшинству русское поселение на берегу Тихого океана после Охотска. Не так давно Тауйск отметил 350-летнюю годовщину. Больница здесь остро необходима еще и потому, что 1,5 - 2 месяца в году села Тауйск, Балаганное и Талон не имеют связи с областным и районным центром, так как во время ледостава и ледохода не работает паромная или ледовая переправа, которая связывает эти населенные пункты с областным центром. В 2011 году в старейшем поселении Магаданской области также начинается строительство этнокультурного центра.

В рамках областной программы «Развитие физической культуры и спорта в Магаданской области» в малых населенных пунктах развивается спортивная инфраструктура. Для создания условий занятий массовыми видами спорта приобретены и введены в строй мини-футбольные поля с искусственным покрытием в Палатке, Сусумане, Оле, Омсукчане, Сеймчане и других населенных пунктах. Завершено строительство плавательного бассейна в п. Сокол.

Для преодоления транспортной отдаленности в области действуют программы поддержки внутрирегиональных пассажирских авто- и авиаперевозок. Могу сказать, что нам удалось возродить малую пассажирскую авиацию. С одной стороны, бюджет Магаданской области предусматривает дотации авиаперевозчикам, с другой – льготы пассажирам старше 50 и моложе 23 лет. В этом году мы открываем еще один авиамаршрут Магадан - Ягодное. Рассчитываем, что стоимость обычного билета составит 3 тыс., льготного – 1 тыс. рублей, что вполне по карману большинству наших земляков.

В целом, считаю, что возможности местного самоуправления на Колыме пока раскрыты не в полной мере. Оно имеет значительный потенциал во многих сферах жизни общества. Преимущества развитого местного самоуправления – в возможности самостоятельного решения гражданами достаточно широкого круга вопросов с наиболее полным учетом местных условий, традиций, хозяйственного и жизненного уклада. Я разделяю точку зрения, что все насущные вопросы деятельности своего населенного пункта люди в состоянии решать сами, без вмешательства высокого начальства. Мы же со своей стороны всегда готовы поддерживать любые созидательные инициативы на местах, в том числе и финансово.

г. Магадан

 

 



← Назад в раздел