«Лучше учиться на чужих, а не на своих ошибках»

Эхо протеста предпринимателей Хабаровского края донеслось до участников международного экономического форума в Санкт-Петербурге. Там Президент РФ предложил снизить ставку единого социального налога на малый бизнес в сфере производства и реализации социальных проектов с 2012 года до уровня 20 процентов. Государство вынуждено признать: пополнить бюджет социальных фондов не удалось, однако, по мнению члена Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей Александра Бронштейна, допущенная законодательной и исполнительной властью ошибка оказалась не единственной.

 

– Александр Михайлович, вы удовлетворены уровнем государственной поддержки малого бизнеса в Хабаровском крае?

– В своем стремлении получить максимальный объем налогов в бюджет членов правительства страны можно смело отнести к категории предпринимателей. Судя по статистике, вложив в развитие малого бизнеса рубль, они получили в бюджет семь рублей доходов. Таким образом, инвестиции в малый и средний бизнес оказались выгодными. Прямую финансовую поддержку из бюджета Хабаровского края в размере 90 миллионов рублей в 2010 году назвать достаточной трудно, особенно если разделить ее на общее число субъектов предпринимательства. И, хотя краевой фонд поддержки делает для развития малого бизнеса много, объединение промышленников и предпринимателей предлагает уровень оказания помощи увязать с уровнем доходности инвестиций. Чем выше отдача в бюджет от бизнеса, тем больше должна быть сумма поддержки. Что касается объемов косвенной поддержки, достигающей 1,2 миллиарда рублей в год, то наличие льгот и преференций – фактор отличия между малым и крупным бизнесом.

– Уместны ли в формах поддержки ссылки на зарубежный опыт, где стартующий бизнес освобождается от налогов на срок до трех лет?

– Умные люди учатся на чужих ошибках, а неумные – на своих. Зарубежный опыт надо использовать эффективно и с умом. Среди чиновников распространено мнение, что наши предприниматели недостаточно воспитаны, чтобы не платить налоги три года. Хотелось бы напомнить логику, которую используют в других странах: любое семечко, положенное в землю с целью получения урожая, надо сначала полить и удобрить. Иначе ничего не вырастет, а коль не вырастет, то и «косить» в бюджет будет нечего. Впрочем, это позиция не регионов, а федерального правительства, основанная на непонимании важности малого бизнеса. Достаточно вспомнить, что недавно предприниматели договорились с правительством не менять нормативную базу в течение трех лет, но законодательная и исполнительная власть не смогла выполнить и это условие. Взаимодействие предпринимателей с органами власти напоминает игру в шахматы, где после первых трех ходов начинаешь понимать, что в поединке принимает участие Чапаев.

– Но повышение ставки социального налога произошло не случайно, а с целью сохранения социальных программ. В чем же ошибка правительства?

– Предприниматели платили налог в размере 14 процентов фонда зарплаты. Им говорили, что для всеобщего счастья этого достаточно. Когда необходимого баланса в бюджете достичь не получилось, их просили платить 34 процента, но и тогда благоденствие не наступило. Теория простая: кто платил, ушел в теневой сектор, а кто и раньше не платил, оказался в еще более выгодном положении. Государство поддержало нелегальный бизнес. На призыв не повышать социальный налог, а заняться борьбой с теневым сектором правительство не отреагировало. Никакой ответственности за незаконное предпринимательство не возникло – закон не работает. Между тем, по данным статистики, 40 процентов предпринимателей уходят от налогообложения.

 Закон должен быть таким, чтобы налоги платить было выгодно. Уповать на то, что кто-то недопонимает Налоговый кодекс РФ, нельзя. За все надо платить, а воспитать законопослушного налогоплательщика, отказавшись от его воспитания, невозможно.

– Правительство обозначило предпринимателям направление: идите в производственный и инновационный сектор. Пошли?

– Доля сектора торговли и услуг в малом бизнесе пока велика. Но так ли это плохо? Прежде мы производили продукцию двух типов: средства производства и потребительские товары. Перекос в сторону орудий производства оставил народ с пустыми полками магазинов. По крайней мере, высокий уровень развития торговли дал потребителю огромный выбор, хотя по объему торговых площадей на одного жителя края мы не достигли показателя развитых стран. Войти в русло инноваций рискованно - пока не получается. Что касается производственного сектора, то здесь проблем не меньше. Сроки окупаемости проектов достигают 10 лет, а уровень рентабельности предприятий - 10 процентов, значит, для развития сферы производства нужны не длинные, а очень длинные кредиты. Их объем должен составлять не меньше 10 миллионов рублей. Такие условия кредитования в банках отсутствуют, а если учесть высокие процентные ставки, то рентабельность производства оказывается в минусе. Она уходит на погашение кредитов. Чтобы условия для развития производства в сфере малого бизнеса улучшились, потребуется время.

– Считается, что такие условия появились в сельхозпроизводстве. Как оцениваете перспективы развития малого бизнеса на селе?

– Надо понимать, что под создание собственного бизнеса по статистике «заточено» не более 10 процентов населения. Считать предпринимателями тех, кто в состоянии прокормить лишь себя, нельзя. Для успешного бизнеса на селе необходимо два условия: наличие продукции и наличие привлекательных цен на рынке. Продукции пока немного – рабочих рук не хватает. Что касается цен, то тенденции неопределенные, так как следовать зарубежному опыту мы не хотим. Рассчитываем на мелкое производство, хотя в Китае политика изменилась. Недавно побывал в китайской провинции Хэйлунцзян и увидел, что там поля засеяны кукурузой. Свободный гектар трудно найти. Рядом – крупные свиноводческие фермы, использующие маточное поголовье из Европы. Вокруг ферм – предприятия малого бизнеса по переработке свинины. Прежде в провинции преобладала пустыня, а сегодня она поставщик мяса на экспорт. Что нужно, чтобы последовать зарубежному опыту и обеспечить себя мясом? Эффективная аграрная политика, а за предпринимателями дело не встанет.

– Ставка социального налога 20 процентов устроила бизнес и государство. Что будет с пенсионной реформой при недостаточном наполнении федерального бюджета?

– Правительство пыталось провести пенсионную реформу в течение пяти лет, но для этого необходимо 50 лет, поэтому ничего придумывать не надо – пенсионеров предыдущих поколений обеспечивать из федерального бюджета и резервных фондов. Что касается будущих пенсионеров, то задача государства – сохранить их накопительную часть. Соблюдать моральные принципы социального государства, а не строить новые здания отделений Пенсионных фондов РФ за миллиард рублей каждое при средних пенсиях по стране в 8000 рублей. В пенсионной реформе должен участвовать сам пенсионер и нести ответственность за свои отчисления от заработной платы. Не все же сваливать на плечи бизнеса. Пока же сохраняется принцип: деньги на карман. Число пенсионеров растет быстрее, чем доходы бюджета, поэтому надо заставить работников отвечать за свою будущую пенсию и начинать бороться с неплательщиками налогов. Получим прирост субъектов легального предпринимательства, а значит, и поступлений в бюджет для исполнения пенсионных обязательств.

Андрей СМИРНОВ.

Г. Хабаровск

 

 

 



← Назад в раздел