Юрий Чайка: «Связка инновации с личным интересом всегда ведет бизнес к успеху»

– Юрий Афанасьевич, позиция не совпадает даже в вопросах объемов прямой и косвенной поддержки, которую предприниматели считают недостаточной. Какова здесь точка зрения правительства края?

– Косвенная поддержка складывается из объемов льготного налогообложения и снижения платежей за аренду недвижимого имущества, материализованных в статистические цифры. Но принимать их за финансовую поддержку не совсем корректно. Косвенная поддержка в объеме около 1,2 миллиарда рублей в 2010 году позволила предпринимателям экономить на расходах. Прямая финансовая поддержка из бюджета составила порядка 90 миллионов рублей. Основные средства пошли на капитализацию гарантийного фонда и фонда для выдачи микрозаймов. Данные средства продолжают работать и в этом году, облегчая доступ предпринимателям к финансовым ресурсам. Часть средств пошла на гранты начинающим предпринимателям. Таким образом, уровень поддержки считаем достаточным для активизации бизнеса.

– Предприниматели часто ссылаются на опыт зарубежных стран. В Китае бизнес в стартовом режиме освобожден от налогов. Почему бы не воспользоваться положительным опытом?

– Налоги платят во всех странах, но с разным уровнем льгот и преференций. В нашей стране используются упрощенные системы налогообложения с учетом менталитета предпринимателей, выросших в другой системе, где налоги не платились в принципе. Такой подход оправдан, так как в советское время не существовало ни самого бизнеса, ни проблем с уплатой налогов. Люди стали грамотнее с точки зрения ухода от платежей в бюджет, и если вы освободите компанию от налогов на три года, то через три года она разделится на мелкие предприятия и снова запустит для себя стартовый безналоговый режим. Придумано много инструментов ухода от платежей, в том числе и на упрощенных системах налогообложения. Малый бизнес пока не готов к тому, чтобы не платить совсем, потому надо сначала воспитать законопослушного предпринимателя, а потом принимать решения, опираясь на зарубежный опыт. Проблема с уплатой единого социального налога возникла не случайно, просто повышение ставки до 34 процентов произошло слишком резко для предпринимателя. Честные предприниматели оказались в неравных конкурентных условиях по отношению к теневому бизнесу. В Германии, например, связка подоходного и социального налога достигает 80 процентов, хотя там государство и возвращает обществу значительно больше благ.

– Функции муниципалитетов – создавать условия для бизнеса, но они активные игроки на рынке и создают свои предприятия, поддерживая их административным ресурсом в условиях реформы антимонопольного законодательства. Видите ли вы в этом барьер для развития малого бизнеса?

– Примеры создания МУП, имеющих поддержку местных органов власти, известны. В судах прокуратура и антимонопольная служба становятся на защиту малого бизнеса и заставляют муниципалитеты соблюдать закон, например в части ставок аренды на землю. Со временем проблема исчезнет. Но правительство края волнует низкая активность муниципальных образований в вопросах поддержки малого бизнеса как инструмента борьбы с безработицей. В поселениях бизнес развит слабо, что не приводит к пополнению бюджетов, потому власть мотивирована на создание МУПов. Но так происходит не везде. Грамотный глава территории поддерживает предпринимательство, и там, где это происходит, уровень безработицы падает. В Хабаровске безработица на уровне 0,5 процента от экономически активного населения, продолжается концентрация бизнеса, отсюда - развитие предпринимательства с опережением. С 2011 года стали активно работать власти Комсомольска-на-Амуре в части создания инфраструктуры поддержки бизнеса. Но не во всех поселениях взаимодействие бизнеса с властью отлажено, и предприниматели вынуждены обращаться за поддержкой в краевые структуры власти.

– Доля участия предпринимателей в сфере торговли остается высокой. Какие еще направления деятельности перспективны в Хабаровском крае?

– Долгое время предприниматели шли в сферу торговли и услуг. Сейчас для них открылось поле деятельности, например в сфере ЖКХ, но наиболее перспективен инновационный бизнес, хотя он остается рискованным и требует взаимодействия с наукой. Выход на рынок с новым продуктом всегда приносит высокий доход, а значит, и возможность развития. Необходимо «будить» свои мозги и включаться в процесс создания новых производств, например в стройиндустрии. Местное сырье и отсутствие высоких транспортных тарифов позволяют  получить там высокую рентабельность. Перспективны бизнес-инкубаторы при вузах, где должен зарождаться не вынужденный, а идейный бизнес, основанный на собственном интересе заниматься любимым делом. В планах – в 2012 году построить краевой бизнес-инкубатор. Для оказания помощи предпринимателям создано агентство содействия инновациям. В 2010 году из 23 предложенных и «упакованных» в бизнес-планы идей восемь инновационных проектов стали победителями и привлекли федеральные средства на свое развитие. Связка инновации с личным интересом всегда ведет начинающий бизнес к успеху.

– С реализацией программ занятости населения открылось направление развития малого бизнеса в сельском хозяйстве. Как вы оцениваете шансы жителей села заняться собственным делом?

– Проблема агробизнеса – сбыт продукции, потому необходимо развивать потребкооперацию. Предприниматели пока не идут в сельскую местность, и позитивный опыт Вяземского района, где администрация взяла на себя функции сбыта продукции сельчан, следует признать в какой-то степени инновационным. В свою очередь, понимая проблемы сбыта, наше министерство запустило электронную торговую площадку, на которой размещает информацию о продукции, выращенной и собранной в сельской местности. К развитию бизнеса на селе надо подходить комплексно, не останавливаясь на поддержке по программе занятости населения в размере 58 тысяч рублей. Для следующего этапа развития работает система грантов для стартующего, приоритетного бизнеса, а бизнес на селе – это одно из приоритетных направлений в системе краевой поддержки малого бизнеса. Такую поддержку можно получить на конкурсной основе при условии вложений собственных средств на уровне 10 процентов объема гранта и защиты бизнес-плана. Тем не менее хорошие стартовые возможности для малого бизнеса в сельской местности нам создать удалось.

– И все же, ваш прогноз относительно снижения ставки социального налога? В июле предприниматели ждут от правительства страны реакции на свой протест.

– Возможны два варианта решения вопроса. Первый - снизить ставку налога для предпринимателей и переложить нагрузку на крупный бизнес. Второй - снизить ставку для всех, но найти механизм компенсации потерь в бюджете страны, особенно в части отчислений в Пенсионный фонд. Вопрос экономический, но от его решения зависит развитие малого и среднего бизнеса, а министерство экономического развития, отвечающее за это направление в экономике, заинтересовано, чтобы ставка была выгодна как бизнесу, так и государству.

 

 

 

 



← Назад в раздел