Виктор ГРЕБНЕВ: «Мы строим, а не спектакли играем...»

 

ПРЕДЛАГАЮ«МАХНУТЬ КРЫЛОМ»

Виктор Александрович Скляров от генподрядчика – ЗАО «ТМК» – непосредственно отвечает, следовательно, и организует строительство моста через бухту Золотой Рог. Спросила его прямо:

– По сообщениям СМИ, у вас наметилось серьезное отставание от графика работ. Чем это вызвано?

– Признаться, я не очень тщательно анализирую эти публикации. Не потому, что не любопытен. Времени нет. Мы же строим круглосуточно - днем и ночью. А тут читаю в газете, что своих подрядчиков «кинули», «согнули». Вроде ТМК виновата. Но натыкаюсь, что речь в статье идет о мосте на остров Русский. А у нас – через Золотой Рог. К тому и высота его принципиально иная – аж 225 метров. У нас ведь пролет над уровнем моря будет всего 65 метров. Вся шумиха пока похожа на досужие сплетни. Кто кого «наклонил и кинул», еще разобраться надо.

Об отставании – правда. Но мы уже наверстываем упущенное – сократили отставание в два раза. Конечно, это стоило дополнительных усилий. Сегодня мы забетонировали анкерный пролет. Cмонтировали второй блок морского пролетного строения. Ванты начинаем устанавливать, вымеряем их тригонометрию. Сложно и очень интересно. Понимаете, через реки, другие преграды мосты наводить мне приходилось. А ванты, морской пролет – впервые. Впервые это делается и во Владивостоке, и в Приморском крае, и на всем Дальнем Востоке России. Вот это напишите. Будет точно.

– Но как вы допустили отставание в несколько месяцев? Мне Виктор Григорьевич Гребнев еще полгода назад рассказывал, что график работ на стройке проверяется чуть ли не ежедневно. И составляется он если не поминутно, то буквально по часам. Неужели не заметили провала?

– Настаиваете, скажу. Заметили сразу. Но руководители подрядной организации «Дальмостострой» докладывали, что случайные упущения ликвидируют в кратчайшие сроки. Мы же доверяли им, как себе. Ведь «Тихоокеанская компания» выросла из «Дальмостостроя». Там всегда были крепкие профессионалы. Они и сейчас есть. Только хозяева у хабаровчан ныне другие. Не строители, а менеджеры от экономики и финансов. Вот когда они стали жаловаться, что авансовых платежей, которые поступали точно по расписанию, им мало, мы забеспокоились. У мостостроителей как-то не принято требовать дополнительные средства, когда работа не выполнена. А здесь случилось именно так: работу не сделали, но деньги давай!

– Московский арбитражный суд принял исковое заявление «Дальмостостроя» к производству…

– Это профессиональная ответственность судей. Меня никто не убедит, что надо платить за невыполненную работу. К тому же несколько хабаровчан – мои добрые знакомые, классные мостостроители, с которыми я раньше работал бок о бок, – пожаловались на плохую организацию труда в сегодняшнем «Дальмостострое». Ну, я и порекомендовал в шутку (в любой шутке – только доля шутки): «махните крылом» своему московскому начальству и переходите в ТМК.

В любом случае мост через бухту Золотой Рог мы сдадим в эксплуатацию, как и определено, весной 2012 года. Уже и цвет, в который он будет окрашен, губернатор Приморья Сергей Михайлович Дарькин утвердил. Мост станет образцом надежности, элегантности, красоты…

АСФАЛЬТПОД КОНТРОЛЕМ ЛАЗЕРА

С Александром Анатольевичем Гофманом – заместителем генерального директора по строительству    мы «катались» по дефризовской дороге, когда она только прокладывалась. Тогда я писала: «Джип затрясло на ухабах, а порой мы вынуждены были тормозить и объезжать огромные каменные глыбы, загораживающие чуть не полдороги. Пыль от работающей техники просто не успевала оседать на землю». Еще помню, Гофман с восторгом говорил о новой технике, которая применяется на стройке. Очень хвалил виброкаток, трамбующий основу дорожного полотна на полтора метра вглубь. Отсюда и вопрос:

– Александр Анатольевич, как обстоят дела на участке дороги, по которому мы с вами когда-то пробирались на джипе?

– Дорога сегодня совсем не напоминает привычную горную трассу с серпантином и перепадами высот. Она стала ровной. Пришлось потрудиться: выемки и насыпи кое-где составляли до 30 метров перепада высоты, в среднем для выравнивания мы перемещали по 300 тысяч кубометров грунта и скальных пород. Дорога выпрямилась, прошла сквозь скалы. Конечно, пришлось много взрывать. Но сегодня все это позади.

Уже месяц мы ведем укладку асфальта. И снова не могу не рассказать о приобретении компании. В нашем распоряжении сейчас самые современные немецкие асфальтоукладчики. У них лазерное, струнное наведение. То есть асфальтобетонная смесь, так сказать - парадное одеяние дороги, вымеряется до сантиметра. Но мы не ограничились лазерным контролем. Пригласили опытного немецкого специалиста для обучения персонала. Он наблюдает за работой асфальтоукладчиков, помогает, обучает наших дорожников. Не помню точно, но кто-то из русских классиков назвал Невский проспект в Питере «полированным». Так вот, у нас получается не хуже, а, наверное, даже лучше.

Дорога очень красивая. Ширина - 21 метр, движение будет организовано в два ряда в обе стороны. Были некоторые проблемы, но мы построили и строим путепроводы, уже вышли к золоотвалу ТЭЦ-2, который вскоре перестанет парить и из «черной пустоши» превратится в экологически безупречное пространство.

Практически дефризовская дорога – это один из первых автобанов Владивостока. Двигаться по ней можно будет со скоростью до 90 - 100 километров в час.

– То есть обещание дорожного прораба Сергея Сергеевича Шафранского, который полгода назад уверял меня, что к концу 2011-го можно будет с ветерком промчаться к проливу Босфор Восточный, сбудется?

– Не сомневайтесь. График работ выполняется четко, все технологии соблюдаются и жестко контролируются. Уже проложен силовой электрокабель для освещения трассы. Эта дорога будет радовать владивостокцев и гостей города не год-два, а десятилетия.

... И СОКРАЩАЮТСЯ БОЛЬШИЕ РАССТОЯНИЯ

Должность Сергея Георгиевича Собина звучит интересно: заместитель генерального директора по строительству искусственных сооружений. Меня разобрало любопытство:

– Сергей Георгиевич, ведь и дороги возникают вовсе не как природное явление. Почему то, чем вы занимаетесь, называется «искусственные сооружения»?

– Дороги все же в абсолютном большинстве прокладываются непосредственно по земле. А наши инженерные сооружения поднимаются над водой или, можно сказать, зависают в воздухе.

– Но вас довольно часто критикуют. В СМИ прошла информация, что низководный мост, за строительство которого вы отвечаете, на самом деле слишком низкий, чуть ли не лежит на воде. И даже небольшая волна будет через него перехлестывать…

С глазомером у информатора, очевидно, не все в порядке. Над уровнем воды низ пролетного строения поднимется ровно на 6 метров. Такая волна в Амурском заливе – редкость чрезвычайная. Высота моста достаточна, чтобы под ним свободно проходили суда маломерного флота. Крупные лайнеры, как известно, на мелководье у берега никогда не появляются.

А критика? Что ж, у строителей на этот счет существует давняя присказка: первый этап стройки на неискушенный взгляд – страшная шумиха, второй этап – всегда неразбериха, третий – наказание невиновных, четвертый, завершающий, – награждение непричастных.

Шутка, конечно, но доля правды в ней есть.

– А как в действительности вы оцениваете ход строительства низководного моста?

– Строительство проходит в условиях нормально-деловой ругани. По-моему, это высшая оценка организованности всех наших подрядчиков и поставщиков. Просто мы знаем, что требования «усилить и улучшить» лишними не бывают. Сами себя воспитываем.

На стройке работают только профессионалы, применяются современные технические комплексы по установке опор. Всего их будет 81. Рубежной мы считаем 36-ю опору. Со стороны Седанки и полуострова Де-Фриз работа по их установке практически выполнена. Другие находятся в разной степени готовности. Понятно, очень многое зависит от своевременной поставки металлоконструкций. Они идут к нам из разных мест: Улан-Удэ, Кургана, других городов. Это пролетные строения, опорные части, барьерные и перильные ограждения. Комплектующие поступают без задержек, хорошо соблюдается и очередность поставок. Уверен, так будет впредь. А значит, с поставленной задачей – к ноябрю нынешнего года завершить сооружение опор моста, эстакады и собрать три четверти пролетных строений мы справимся. То есть контуры низководного моста протяженностью 4 километра 368 метров с пролетными и анкерными строениями будут видны всем заинтересованным гражданам. Окончательно это искусственное сооружение, прошедшее тщательную экологическую экспертизу, вступит в эксплуатацию летом 2012 года.

ИСПОЛНЕНИЕ МЕЧТЫ

Время, отпущенное генеральным директором на беседы с его заместителями, вышло. Виктор Григорьевич заглянул в кабинет и поинтересовался, остались ли у меня невыясненные вопросы.

– На днях Владивосток посетил  Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. Он интересовася ходом строительства дорожно-транспортного комплекса, большую часть которого осуществляет ЗАО «ТМК» и ваши подрядчики. Готовились ли вы к  визиту Президента?

– Специально нет. Ведь мы строители, а не актеры и не собираемся разыгрывать какие-то спектакли. У нас своя ответственность, которую мы хорошо осознаем. Обстановка на стройке, несмотря на то, что нас сильно подвела компания «Дальмостострой», спокойная, деловая. Для ликвидации отставания на участок, где «трудились» (скорее - старались деньги урвать!) менеджеры-временщики, мы направили около 200 своих специалистов. Они во многом уже выправили ситуацию. К августу, думаю, на сооружении моста через Золотой Рог не будет ни одного пришлого начальника из «Дальмостостроя». Профессионалам - строителям, если они захотят остаться, мы скажем: «Добро пожаловать!»

И нам не стыдно показать свою работу ни премьер-министру, ни Президенту страны.

Вантовый мост для нас – воплощение вековой мечты. Это не просто труд, за который платят неплохие деньги. Это для каждого приморского строителя – дело чести и гордости.

Однажды на стройке, любуясь растущими пилонами, выдвинувшимися над водной гладью бетонными пролетами будущего моста, губернатор Приморья Сергей Дарькин сказал мне доверительно: «Как жаль, что мой батя не дожил до этого дня…» Очень по-человечески. Мечта о мостовом переходе через бухту Золотой Рог во Владивостоке жила в каждом, кому дорог Дальний Восток России. Она в наших сердцах.

Валентина ЧАРСКАЯ.

г. Владивосток

 



← Назад в раздел