Игорь ПУШКАРЕВ: «Мы живем в великое время для Владивостока»

 

– До саммита осталось чуть больше года,  на территории Владивостока возводится столько объектов, сколько единовременно не строилось со дня его основания – за всю 150-летнюю историю. Это мосты, дорожные развязки, очистные сооружения, идет реконструкция морского фасада. Сейчас в плане объектов – возведение жилья, энергетики, развитие социальной инфраструктуры – закладывается фундамент для полуторамиллионного города, – так сказал мэр главного города на Тихом океане Игорь Пушкарев на пресс-конференции журналистам по случаю 151-ой годовщины Владивостока

А что было полтора века назад?

Историки писали: «Когда в далеком 1860 году дикие места морского побережья на своем корабле обходил генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский, то он обратил особое внимание на хорошо укрытую от ветров бухту, которая напоминала ему бухту Золотой Рог в Стамбуле. Генерал-губернатор предложил назвать её так же, а на берегах этой неизведанной бухты приказал основать военный пост, который он же и назвал Владивостоком». Мог ли в ту пору великий сын России мечтать о том, какой прекрасный город вырастет в этих покрытых тайгой местах?

Шли годы. Бухта Золотой Рог, защищенная от ветров и штормов, стала удобным местом для стоянки судов. Именно здесь потом построили торговый и рыбный порты, судостроительный завод. И никогда эта часть суши не рассматривалась градостроителями и архитекторами как зона отдыха. Но три года назад, когда стало известно, что саммит АТЭС пройдет во Владивостоке в 2012 году, в Приморье приняли решение – обновить морской фасад, ибо этот город России оказывается в роли хозяина, который должен встречать многих заморских гостей наивысшего ранга стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Наводить порядок в собственном «доме» – это правило хорошего тона не только русского человека. И потому решили по инициативе губернатора Приморского края Сергея Дарькина обновить «морской фасад», и термин этот внесли в Федеральную целевую программу «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Первым делом поставили задачу обустроить порты и причалы – на Русском и во Владивостоке. И сейчас полным ходом идет реконструкция причальной стенки возле морского вокзала и по всему побережью бухты, чтобы в порты ее без проблем могли заходить суперлайнеры и паромы.

– Морской фасад – это глобальный проект, – подчеркнул Игорь Пушкарев. – Узкое на первый взгляд название затрагивает работу над абсолютно всем обликом города. Во-первых, это вид с моря. То есть все высотные здания со стороны Чуркина, Эгершельда, центра города должны выглядеть на все сто. Капитальному ремонту подвергся первым долгом фасад Морского государственного университета имени адмирала Невельского, который кует кадры моряков для всего тихоокеанского региона страны. До 2011 года строители сделали новое лицо 11 фасадам. И это был только начальный этап реализации масштабного и дорогостоящего проекта по комплексной реконструкции всего морского фасада юга Приморья…

Для тихоокеанской столицы важно было воссоздать красивый вид города не только со стороны залива Петра Великого, но сформировать детальную структуру всей сухопутной линии Золотого Рога и Амурского залива и потому измененный проект набережной переходит из генплана в генплан. Ведь здесь исторически формировался промышленный облик – размещались промышленные зоны 178 завода, Дальзавода, работали причалы для судов прибрежного плавания, хотя здесь – в сердце Владивостока – главная площадь, сюда «стекаются» как реки все улицы города, здесь сосредоточены уникальные памятники всех времен. И потому набережные должны быть отданы для отдыха горожан, доступны для туристов и посетителей не тоолько со всего Дальнего Востока, но и стран Азиатско-Тихоокеанского содружества.

Однако изменения не должны навязыватьть, как в прошлом, администраторы, на совет не раз собирались архитекторы и вносили свои проекты. Это они предложили от Корабельной набережной до автосборочного заводы создать искусственную насыпь шириной в 40 метров. параллельно пустить автомобильную дорогу на 4 полосы. Некоторые корпуса Дальзавода постройки прошлого века предложили переоборудовать под кафе, рестораны и магазины. Вдоль проложить пешеходные переходы и сделать парковки автомобилей. Реконструировать стадион «Авангард» . Эта часть фасада, естественно, должна органично вписываться в уникальную картину моста через бухту Золотой Рог, который жителям Владивостока через год подарят золотые руки строителей ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания», возглавдяемого Виктором Гребневым. ТМК сделала неоценимо много для единого морского фасада города.

Реконструкцией морского фасада Владивостока занималась не только мэрия, руку на пульсе строительства многих объектов держала администрация Приморья, она была главной темой ни одного совещания при губернаторе края Сергее Дарькине, в которых принимали участие представители ФГУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» и ОАО «ДНИИМФ». Еще в 2008 году был разработан план по благоустройству береговой линии Владивостока и острова Русский, включенный в федеральную подпрограмму «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР».

Откровенно говоря, трудно отфильтровать, что относится к «морскому фасаду», а что идет в рамках великих строек заново рождающегося города у Тихого океана. Советская власть после поездки Никиты Хрущева во Владивосток решила превратить его во второй Сан-Франциско. Но за все годы своего существования так и не смогла построить простейшие очистные сооружения, и уникальнейший Амурский залив – это зеркало души морского города чуть не угробила, а теперь этот объект идет в списке как бы «рядовых» строек рыночной поры к саммиту АТЭС. Бывшие руководители, безусловно, очень много сделавшие для развития Владивостока и всего Приморья Виктор Ломакин и Дмитрий Карабанов, приезжая в гости на торжества в честь 150-летия Владивостока, поражались размахом строительства шестиполосной трассы, сооружаемой строительными подразделениями генподрядчика ОАО «Примавтодор» или уникального низководного моста Седанка - Де-Фриз, который и по времени, и по «километражу» значительно сократит путь во Владивостокский аэропорт, ставший эталонным – не хуже многих аэропортов стран АТР. Не называем объектов саммита АТЭС на острове Русском, готовящихся к сдаче, они тоже составят и новое лицо, и новый «морской фасад» Владивостоку на международном уровне.

Не случайно же в ряду международных безотлагательных дел Президент России Дмитрий Медведев, нашедший время приехать на край России, чтобы проинспектировать: как идут дела на стройках саммита, подчеркнул: надо обновлять «старый Владивосток», городом надо предметно заниматься. За все время подготовки к саммиту АТЭС на стройки объектов ушло более 662,88 млрд рублей! При этом 31% из них – 205, 51 млрд выделен из федерального бюджета, 5% – 33, 59 млрд рублей из краевого и 0,1% – 44 млн рублей внес бюджет города Владивостока. Основная же часть – 63% (423,72 млрд рублей) составили внебюджетные средства.

Статистика говорит о том, что городу вполне по силам заниматься социальными объектами, особенно внутридомовыми территориями, детскими садами, ремонтом ветхого жилья, дорогами на окраине города и различными транспортными маршрутами. Не случайно именно эти «больные проблемы», а не только благоустройство так называемого «гостевого маршрута» затрагивали журналисты на пресс-конференции и задавали мэру многочисленные вопросы.

Надо признать, мэрия стала немало делать для жителей владивостокских микрорайонов. «В работе – сквер Комарова и исторический центр города Владивостока. Это дороги – Светланская, Океанский проспект, Фокино, Арбат. На вторую очередь – 9 скверов по городу Владивостоку – это самые центровые места. Это такие, как парк Ленина, сквер Невельского, корабельная набережная, спортивная набережная», – рассказывал Игорь Пушкарев. – В этом году мы планируем в общей сложности отремонтировать в городе порядка 500 фасадов зданий – это очень большой объем. Такого объема не выполнялось никогда, наверное».

По словам специалистов, новые фасады, выполненные из самых современных материалов, прослужат около 20 лет. Весной, с наступлением теплой погоды, подрядчики планируют приступить к реконструкции объектов уже второй очереди «морского фасада» – это около 7 городских скверов.

– Владивосток будет развиваться либо на север, либо на юг, в сторону островов. В любом случае, ему будет куда расти – в ближайшие годы в столице Приморья появятся три новых микрорайона – строится Снеговая Падь с перспективой увеличения числа жителей микрорайона до 75 тысяч человек (а это больше, чем население Дальнегорска и Дальнегорского района вместе взятое), микрорайон Патрокл (с населением 12 тысяч человек), и малоэтажная застройка Синяя сопка на границе с Артемом с населением 3,5 тысячи человек.

Если бы решить проблему с детскими садами, население и вовсе перестанет покидать Приморье, – отметил Игорь Сергеевич и пообещал, что в городе в будущем появятся новые учреждения дошкольного образования.

Создаваемая на острове Русском инфраструктура позволит обеспечить проживание там населения численностью до 150 тысяч человек. В отдаленной перспективе, по мнению мэра, во Владивостоке, как в столице Приморья, может проживать в комфортабельных условиях не менее 1,5 млн человек. Игорь Пушкарев реально убежден, что строительство объектов саммита, особенно новых дорог, жилых микрорайонов, создание социальной и коммунальной инфраструктуры, неизбежно приведет к сращиванию с соседними муниципальными образованиями- прежде всего с Артемовским городским округом и Надеждинским районом.

Пресс-конференция была симптоматична в том отношении, что она проходила в канун праздника 151-ой годовщины морского форпоста России на Тихом океане, ставшей своеобразным этапом развития и становления нового города, как справедливо подчеркнул Игорь Пушкарев: «Мы живем в великое время для Владивостока!»

Николай ГУЛЯЕВ.

г. Владивосток

 



← Назад в раздел