Берег Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества

 

На острове Русском прошло совещание по вопросам подготовки к проведению «Недели саммита АТЭС», которая пройдёт в Приморье в 2012 году. Совещание провел Президент России Дмитрий Медведев, также в нем приняли участие первый вице-премьер Игорь Шувалов, глава Минрегиона Виктор Басаргин, глава Минтранса Игорь Левитин, полпред президента в ДФО Виктор Ишаев, губернатор Приморья Сергей Дарькин, представители министерств и ведомств.

Президент России Дмитрий Медведев: – Мы с вами встретились в этом уникальном месте – в здании штаба строительства Дальневосточного федерального университета.

Повестка дня нашей с вами встречи (совещания) известна, мы с вами проанализируем текущую ситуацию с транспортной, энергетической, инженерной, социальной инфраструктурой подготовки к саммиту АТЭС, а также обсудим некоторые другие вопросы. В основном сконцентрируемся на вопросах организационно-технической подготовки к саммиту и, что, на мой взгляд, не менее важно, на тех изменениях, которые саммит должен принести Владивостоку, Приморскому краю и всему Дальнему Востоку.

Сейчас я ходил по этому, на мой взгляд, уникальному кампусу, действительно беспрецедентному для нашей страны, и думал о том, что этот саммит, конечно, очень важен для нашей страны в дипломатическом плане, как признание Российской Федерации в качестве существенного элемента Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Но я напомню вам, что саммит будет продолжаться пару дней, а все, что мы создадим, будет стоять, надеюсь, десятилетиями или веками, в том числе этот университет, в котором должны готовиться кадры высочайшего уровня и который должен войти в рейтинг ведущих университетов мира.

Теперь по текущей ситуации. Мы все понимали, за что принимались, чем начинали заниматься. Абсолютное большинство объектов строится практически с нуля, и более 80 процентов средств, которые выделены государством и инвесторами для проведения саммита, было направлено именно на эти цели, именно исходя из того, что в результате саммита мы должны создать новый Владивосток, удобный для граждан города, для всего Приморского края. Вот это главная задача. Подчеркиваю, задача качественно провести саммит, на мой взгляд, важная, но она вторая.

Сумма средств очень внушительная: более 600 миллиардов рублей, в том числе из федерального бюджета – 205 миллиардов, из регионального бюджета – 33 миллиарда, из бюджета Владивостока – 44 миллиона.

За последние несколько лет это единственная стройка в нашей стране, где запланированные расходы не превысили фактические. Это отрадный факт с учетом масштабов этого проекта, потому что большинство других крупных проектов (вы знаете названия этих проектов) – везде идет удорожание и осуществляются выходы на руководство страны, на руководство правительства с предложениями дать все больше и больше денег. Здесь этого нет, и это неплохой признак. Надеюсь, что мы завершим приблизительно на таком же уровне.

Всего запланировано построить 96 объектов. Что сегодня главное? Конечно, мы должны реализовать все проекты качественно и в намеченные сроки. Очевидная вещь, но, тем не менее, очень трудная, и не только потому, что мы должны подготовиться к проведению саммита АТЭС; самое главное – достичь нового качества жизни в регионе. Напомню, что один объем возводимого жилья составит практически миллион квадратных метров. Это огромная цифра. Сколько всего сейчас жилья во Владивостоке?

Реплика: – Двенадцать с половиной миллионов.

Д. МЕДВЕДЕВ: – То есть это десять процентов города. Причем это, что называется, начало процесса, потому что старт, который должен дать саммит и подготовка к нему, впоследствии должен конвертироваться в инвестиционную привлекательность Владивостока и, соответственно, в дополнительные рабочие места, строительство дополнительных жилых домов и объектов социальной инфраструктуры.

В какой-то момент мы с вами все стояли перед довольно сложным выбором, я помню это время, и определялись, где проводить саммит. В конечном счете решили провести его на острове Русский. Это была изначально очень сложная задача. Задача сложная по нескольким причинам. Все понимали, что представляет собой эта территория. Она в принципе не соответствовала ни одному из требований, которые предъявляются к такого рода проектам. Здесь не было ничего. И предстояло реализовать грандиозный комплексный проект: за четыре года возвести на острове Русский научно-образовательный центр мирового уровня, который должен был создать инфраструктуру для проведения саммита и заложить основу для работы будущего Дальневосточного федерального университета. Это первая трудность. Вторая трудность – это, что называется, подумать о будущем самого острова Русский. Это уникальное место, мы здесь все с вами бывали, кто-то неоднократно, кто-то, может быть, первый раз здесь. Тем не менее здесь абсолютно уникальная природа, которая в результате проведения саммита и этой грандиозной стройки, которая идет, не должна исчезнуть. Наоборот, те возможности, которые создает дополнительная инфраструктура, должны пойти во благо развития острова и, соответственно, всего Владивостока.

Сегодня обустройство острова идет полным ходом, с применением передовых технологий, на основе самых современных стандартов, в чем, собственно, мы сейчас и убедились при посещении кампуса Дальневосточного университета. Отметил бы, что профессионализм всех, кто работает (это не просто похвала, это констатация реального положения дел), проектировщиков, строителей, которым пришлось не только действовать с колес, но и реагировать на новые задачи, помогает эти задачи решать.

В принципе, комплекс Дальневосточного университета, конференц-центр готов уже, я так понимаю, на две трети или даже больше, с учетом того, что мы сегодня видели. Это хорошо, это означает, что мы находимся в графике. И в целом большинство объектов возводится в соответствии с графиком. Тем не менее проблем предостаточно, и именно на этом я хотел бы сейчас сконцентрировать свое внимание. Сегодня мы должны с вами проанализировать причины отставания или переноса сроков сдачи важнейших объектов. Я, собственно, ради этого специально сюда и приехал: чтобы посмотреть, что произошло за год (я здесь был ровно год назад), что удалось сделать и в чем сегодняшние проблемы.

 Несколько моментов, которые вызывают тревогу.

Во-первых – это неготовность пунктов пропуска через границу: два автомобильных, два воздушных и три морских. Да, там идет работа. Сегодня мы смотрели аэропорт, который производит хорошее впечатление,  тем не менее по другим объектам есть проблемы. Насколько я понимаю, лишь на автомобильном пункте «Краскино» работы идут по плану. На других – есть проблемы и отставание.

Вторая тема, очень важная. Не решен вопрос поставки газа через газопровод «Сахалин - Хабаровск - Владивосток» (готовность объектов сейчас где-то 90 процентов, да?) и через межпоселковый газопровод на остров Русский. Разговаривал вчера с председателем правления компании «Газпром» и с министром энергетики. Надо эту проблему в ближайшие две недели закрыть. Еще раз обращаю на это внимание. Сегодня проблемы не в «Газпроме», а прежде всего в решениях правительства. Правительству в двухнедельный срок нужно выпустить все документы. Вчера я поручение министру энергетики дал. Прошу контрольное управление [президента] проконтролировать, как это будет происходить.

На полгода отстает строительство международного пассажирского терминала аэропорта Кневичи. Это мои данные. Если сейчас это отставание меньше – можете об этом сказать.

Теперь по поводу моста. Здесь ситуация не до конца мне понятна. Только что я прослушал доклад, который мне был представлен, о том, что все будет сделано в сроки. Я это принял во внимание. Тем не менее существует отставание, которое определяется разными экспертами по-разному. Некоторые говорят чуть ли не о годичном отставании моста через бухту Золотой Рог, а строительство моста через пролив Босфор Восточный якобы идет без резерва времени на непредвиденные работы. Конечно, это также ставит общую конструкцию под удар. Еще раз подчеркиваю, заверения сегодня были даны. Я исхожу из того, что все это является ответственной и аргументированной позицией. Тем не менее мы обязаны предпринять шаги для того, чтобы зарезервировать другие возможности доставки на остров делегаций, которые будут прибывать на саммит. Просто для того, чтобы у нас не было проблем.

Невысокими темпами идут строительство гостиниц класса пять звезд (которые мы смотрели с вертолета), здесь выполнение работ пока не превышает 20 процентов, и реконструкция фасадов зданий. Как я понимаю, есть проблемы со строительством гостиниц менее высокой классности. Надо обязательно эту работу продолжить.

Еще одна тема – земельные участки. Для того, чтобы обеспечить сдачу объектов в эксплуатацию, нужно продолжить работу по изъятию земельных участков. Пока полностью решены вопросы на 40 процентах участков, то есть порядка 400 из 1111. Затягивается передача 51 участка, принадлежащего Министерству обороны.

Когда пролетаешь над Владивостоком, понимаешь, насколько большая работа идет. В принципе, это скорее такое радостное зрелище. В то же время видишь и всю неустроенность, неухоженность части территорий, включая промышленные зоны, видишь и масштаб изменений. Но действовать необходимо значительно быстрее.

Мы сейчас летали на вертолете, смотрели: в пределах города, куда ни плюнь, – земли Министерства обороны. И сами ничего не делают, и другим не дают делать. Поэтому поручаю министру обороны в месячный срок представить предложения о незамедлительной передаче земель городу и краю. Хватит на этих землях сидеть. А министру обороны Анатолию Сердюкову – в ближайшее время вылететь во Владивосток и принять все решения лично. Срок – две недели, потом доклад мне. И хотел бы, чтобы министр обороны передал всем своим подчиненным: всех, кого за руку поймаем с незаконной продажей земель, или «как бы продажей», или арендой, – всех привлечем к уголовной ответственности, сидеть будут. Надо разобраться с тем, что происходит. Как ни приеду – земли не переданы и ничего не делается. С этим бардаком надо кончать. Контрольное управление [президента] – возьмите это на заметку.

И последнее. Можно сколько угодно долго корректировать всякого рода сроки, но мы с вами понимаем, что саммит состоится в те сроки, которые установлены соглашением между государствами – членами АТЭС, а именно 1 сентября 2012 года. Эту дату невозможно перенести. Я хотел бы, чтобы все присутствующие исходили из этого. Это ваши обязанности, и нужно все сделать. Но сделать не так, как было принято в приснопамятные времена, когда в последние два -три месяца начиналась гонка для того, чтобы все сдать неизвестно какого качества, а сделать все надлежащего качества. В принципе для этого возможности есть, потому что все, что я сегодня видел, в целом производит впечатление. Просто приятно, что во Владивостоке такие изменения. Мы посмотрели – одни очистные сооружения чего стоят. Никогда этого здесь не было. Сейчас – абсолютно современные очистные сооружения, которые готовы к вводу в эксплуатацию. Вот даже для этого нужно было провести саммит, чтобы эти очистные сооружения сделать.

Мы поговорим о некоторых других вопросах, если это потребуется. У нас есть мероприятия в рамках председательства России в АТЭС. Здесь в целом все идет в нормальном ритме. Мы готовимся, есть концепция председательства, есть традиционные темы, есть российская тема. Она отвечает нашей основной повестке дня. Я имею в виду – модернизация экономики, развитие потенциала. Об этом тоже можно несколько слов сказать.

Давайте начнем работать.

По транспортным вопросам передаю слово министру транспорта Игорю Евгеньевичу Левитину.

Пожалуйста, Игорь Евгеньевич.

И. ЛЕВИТИН: – Уважаемые коллеги!

Хотел бы доложить, что на транспортную инфраструктуру из всего объема средств выделено 126 миллиардов рублей, из них из федерального бюджета 98,19 миллиарда – бюджет субъекта Российской Федерации, около 9 миллиардов – это внебюджетные источники.

Хотел бы сразу сказать, что транспортная концепция была утверждена, и мы выполняем весь тот транспортный план, который был запланирован для обеспечения работы саммита АТЭС. (У меня есть презентация.) Хотел бы сказать, что впервые здесь применили прямое железнодорожное сообщение города и аэропорта. Вы видели, когда мы были в аэропорту. Компания «Российские железные дороги» ведет этот проект, и мы считаем, что он у нас идет в плане вовремя.

В графике по аэродромной инфраструктуре. Это новая взлетно-посадочная полоса, которая сегодня работает. Через месяц мы приступаем к ремонту второй взлетно-посадочной полосы. Здесь будут две взлетно-посадочные полосы для приема и отправки любых самолетов.

Также готовится большой перрон в соответствии с тем транспортным заданием, которое мы получили. На нем будут размещаться самолеты всех делегаций. Мы одновременно будем размещать порядка 40 самолетов, в том числе большой вместимости, под те задачи, которые нам поставили организаторы саммита.

Хотел бы также сказать, здесь применены самые современные системы радиотехнического обеспечения полетов, светосигнальное оборудование высокой яркости. Мы вам не показали, но в аэропорту строится новый командно-диспетчерский пункт, где будет находиться диспетчерская нового аэродрома. Она совмещена с военным сегментом.

Хотел бы также доложить, что для государственной авиации, для Минобороны в качестве компенсации выделена общая сумма – около 1 миллиарда рублей. Мы для Минобороны строим шесть новых объектов – это учебные классы курсантам, ангар для обслуживания самолетов. В общем, территорию, которую мы у них взяли, мы им компенсируем созданием новых объектов на новом месте.

По морской инфраструктуре. Создаются новые грузовые причалы на острове Русский для обеспечения строительства университета. Практически через этот причальный комплекс проходит вся перегрузка грузов, которые идут на остров. Все эти грузовые причалы в последующем будут использоваться и федеральным центром, и регионом для туристических судов, для того чтобы развивать туризм. Если надо будет организовать пассажирские перевозки, они будут организованы здесь через этот причал.

Когда мы были, нам докладывал генеральный проектировщик по мосту. Нормативный срок строительства моста – 60 месяцев, у нас по контракту – 45 [месяцев]. Поэтому, если говорить о 60 месяцах, то это 2013 год. Наверное, когда говорят о нормативном сроке, вот откуда появляется 2013 год. 31 марта 2012 года – окончание строительства, то есть замыкание всех конструкций моста. Дальше строители просят два месяца на отладку всех систем работы моста и асфальтирование, чтобы асфальт класть уже в летнее время, когда будут положительные температуры. В июле строителями планируется уже сдача объекта в эксплуатацию. Мы понимаем, что строительство проходит в сложных метеоусловиях – морская составляющая.

Хотел бы доложить, что впервые за последнее десятилетие мы вынуждены были сюда зимой привлекать ледокол. Кромка льда была до метра у берега, и ледокольные проводки осуществлялись для строительства и подвоза грузов. Мы это все учитываем и понимаем, что как резерв здесь запланированы четыре судна: два судна строит регион (два корабля), и два корабля мы сюда доставим из Сочи, где сегодня уже есть два катамарана. Общая вместимость этих четырех судов - 1000 человек с одновременной доставкой. Здесь будут работать эти четыре судна плюс еще другие суда. Это позволит резервировать на случай, если произойдут какие-то или аномальные, или другие техногенные ситуации по мосту.

Хотел бы также доложить, что сегодня очень важен подвоз груза во Владивосток для обеспечения саммита. Хочу сказать, что здесь с 2009 года работает совместный центр мониторинга доставки грузов (мы совместно с компанией «Российские железные дороги»). Все грузы, которые идут во Владивосток, имеют отметку АТЭС и обладают приоритетом при доставке. В целом по состоянию на сегодня на строительство объектов саммита во Владивосток доставлено 3 миллиона 667 тысяч тонн грузов, из них 2 миллиона 750 тысяч - на остров Русский. Это более тысячи железнодорожных составов. Хочу сказать, что здесь практически есть центр мониторинга. Мы знаем, какой вагон или контейнер нужен, и стараемся с каждым подрядчиком работать так, чтобы оперативно его сюда доставить.

По аэропорту я доложил, по мосту тоже. Мост через бухту Золотой Рог находится в ведении края. Хочу сказать, что он у нас был предварительно [запланирован] на ноябрь 2011 года, но мы согласовали его на май 2012 года тоже из-за зимы, для того чтобы заниматься обустройством, асфальтированием уже при положительных температурах. На остальных объектах транспортной инфраструктуры у нас нет отставаний, мы идем по графику.

Губернатор Приморского края С. ДАРЬКИН: – Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Мы являемся заказчиками по 16 объектам транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. Всего на эти объекты выделено 80 миллиардов рублей, 50 миллиардов рублей – из федерального бюджета и 32 миллиарда рублей – из краевого бюджета. Это самые большие деньги, которые край когда-либо выделял. Мы сейчас находимся в предельном дефиците, но все эти наши полномочия вытягиваем. В 2010 году мы сдали три объекта, восемь объектов будут сданы в 2011 году, и пять объектов – в 2012 году.

По транспортной инфраструктуре. Мы в 2011 году сдадим три объекта, в том числе, как сказал министр транспорта, по поручению, которое у нас было, мы зафрахтовали круизный лайнер класса «Принцесса» на 2076 пассажиров. Наша восточная верфь строит, в ноябре будет уже сдача, два скоростных пассажирских судна вместимостью 223 пассажира каждый, срок поставки – 15 ноября 2011 года. Это новая технология, углепластик, по которой мы впервые в нашей стране делаем. Они конкурентоспособные, мы уже два поставили в Санкт-Петербург.

По мостовому переходу, Дмитрий Анатольевич, я вам еще раз докладываю (он стоит 19 миллиардов рублей), – 71 процент готовности. Вы видели сегодня, уже навешаны первые ванты, вчера ночью был поднят третий подъем конструкции, и мы войдем в зиму [к работам] по смыканию мостов. Поэтому просим в мае 2012 года его завершить, чтобы, как вы правильно сказали, качество было превыше всего.

Сегодня, Дмитрий Анатольевич, мы вам докладывали по строительству абсолютно новой дороги «Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл», которая существенно, практически на 10 лет вперед разгрузит всю инфраструктуру города Владивостока. Вся эта дорога стоит 28 миллиардов рублей. Первично она стоила примерно 49 миллиардов рублей. Мы в два раза снизили ее стоимость. [Протяженность дороги] – 42 километра. Там большой низководный (4,7 километра) мост, который строится по современнейшей новой технологии, методом надвигания. Часть этой дороги, которая проходит по материку, мы сдадим в этом году, уже пустим движение, сейчас ведется асфальтирование. Тот мост, который вы сегодня видели, действительно большой, на год у нас была сдвижка по началу проекта из-за проектно-сметной документации. Мы тоже в мае 2012 года пустим полностью эту дорогу.

Что касается коммунальной инфраструктуры. Дмитрий Анатольевич, огромное спасибо за те деньги, которые были выделены. Мы в прошлом году пустили третий водовод, который нам полностью замкнул город Владивосток водой; построили очистные сооружения Артемовского гидроузла; полностью (мы сегодня докладывали вам, Дмитрий Анатольевич) произведена рекультивация существующего полигона твердо-бытовых отходов, который горел у нас на протяжении 30 лет.

Д. МЕДВЕДЕВ: – Да, этот полигон на самом деле теперь смотрится очень хорошо. Выглядит как современный рекультивированный полигон. Нужно только все довести до конца.

С. ДАРЬКИН: – Два года мы еще его будем охранять, потому что там газ выделяется, а потом сделаем сверху спортивные плоскостные сооружения.

У нас была огромная проблема с питьевой водой в городе Владивостоке. Вы об этом хорошо знаете. Были специально выделены деньги для подачи в город на расстояние 47 километров 120 тысяч кубометров пресной воды из подземных источников так называемой Пушкинской депрессии. В этом году эта вода будет подведена к городу Владивостоку, и мы на долгие годы обеспечим Владивосток питьевой водой не только из-за дождей, а из подземных источников, которые очень важны для нас.

Дмитрий Анатольевич, как я вам уже доложил, готовы к запуску центральные очистные сооружения города Владивостока. Вы их сегодня видели. Мы их начинаем, с вашего разрешения, в ближайшие дни заполнять. Первые очистные сооружения появились в городе Владивостоке. Остальные (южные и северные), планировочные районы, будут сданы до конца года. Извиняемся за неудобства, которые происходят в городе в данный момент. Мы действительно сегодня перекапываем примерно 90 километров канализационных сетей по самым центральным улицам города Владивостока. Сегодня заложено 47 километров.

Дмитрий Анатольевич, у нас несколько объектов социальной инфраструктуры. Это в первую очередь, конечно, строительство театра оперы и балета. Спасибо большое за то, что в прошлом году было восстановлено финансирование этого театра. Мы его планируем сдать в 2012 году. Это будет, я считаю, один из современнейших театров в нашей стране. Он многоплановый и будет иметь большое значение для всего Дальнего Востока.

Что касается гостиниц на материковой части. В первую очередь это две гостиницы, на которые вы дополнительно выделили финансовые ресурсы. Я докладывал, и мы их сегодня видели, мы начнем их пуск в эксплуатацию в первом квартале 2012 года. Проблема, которая там есть, я на ней позже остановлюсь: мы, к сожалению, получили 5,8 миллиарда рублей из запланированных 7,5 миллиарда рублей.

Ваше замечание по поводу низкого освоения количества финансовых ресурсов, которые были выделены на «Морской фасад» (2 миллиарда рублей), справедливое. Сейчас все проекты сделаны, уже реконструируются 22 зоны отдыха, 29 наземных и подземных переходов и 900 фасадов многоквартирных домов. Раскрепощенные проститутки Киева готовы переломить ход событий в вашей спальне.

Дмитрий Анатольевич, Игорь Иванович Шувалов оказал нам большую помощь вместе с Министерством финансов. Будет выделено, мы надеемся, 2 миллиарда рублей. Мы, не дожидаясь этого, выделили из своего краевого бюджета на сегодняшний день уже 1 миллиард 375 миллионов рублей, что позволило нам начать ремонт 450 фасадов многоквартирных домов – это примерно 70 процентов всех фасадов по гостевым маршрутам. Это только начало, потому что мы хотим сделать краевую программу, которую назвали «Дом, в котором мы живем», дополнительно финансировать ремонт всех многоквартирных фасадов в городе Владивостоке.

Дмитрий Анатольевич, если говорить про проблемы, на которых хотелось бы заострить внимание, во-первых, у меня большая просьба: если можно, выдать поручение ряду министерств, которые имеют здания в городе Владивостоке, но, к сожалению, не выделяют деньги на их ремонт и реконструкцию фасадов в рамках своих смет. Большинство таких ведомств откликнулось на наши просьбы, я писал всем письма, примерно процентов 70 ведомств. Но есть некоторые, в частности Министерство обороны, Министерство внутренних дел, которые пока, к сожалению, деньги не выделяют на это.

Д.МЕДВЕДЕВ: – Кстати, построенный микрорайон, который мы смотрели, «Снеговая Падь», конечно, производит очень хорошее впечатление. Большой, современный. Сколько там метров?

С. ДАРЬКИН: – 500 тысяч.

По этому микрорайону как раз, к сожалению, Министерство обороны объявило конкурс по продаже земель под торговые центры, парикмахерскую, в общем – весь коммунальный быт. 29 июня он должен был состояться, ни одной заявки подано не было. У нас микрорайон стоит без магазинов, без почты, без парикмахерских, без всего, а нам уже сейчас квартиры надо сдавать под заселение. Уже с нового года квартиры готовы.

Дмитрий Анатольевич, Министерство регионального развития выделило нам как субъекту Российской Федерации дополнительные финансовые ресурсы на обеспечение военнослужащих, которые уволены из Вооруженных сил. Мы в этом же микрорайоне, в «Снеговой Пади», сделали всю инфраструктуру: провели туда газ, дорогу, сделали очистные [сооружения], воду, школы, больницы, вы их сегодня видели, поликлиники. Просьба, чтобы нам Министерство обороны передало 10 гектаров земли для того, чтобы мы могли там построить небольшой микрорайон для военных.

Д. МЕДВЕДЕВ: –В отношении Министерства обороны я все только что сказал. Чего к этому возвращаться-то? Не просто 10 гектаров, а нужно определиться окончательно, чего и как передавать, а не сидеть на этом.

С. ДАРЬКИН: – В заключение хотелось бы сказать, что все объекты, которые поручено делать администрации Приморского края, мы сдадим в те графики, которые согласованы с Минрегионом, и в сроки, которые нам были поручены.

30 июня 2011 года, 12:00, Владивосток,

остров Русский

 



← Назад в раздел