Амурский государственный университет работает на регион

Студенты Амурского государственного университета - это молодые люди, которые достаточно серьезно относятся к своему будущему и отдают себе отчет в том, что построить его без фундаментального образования невозможно, но при этом они не ограничивают свою жизнь учебой. Такой коллективный портрет своих подопечных нарисовал по моей просьбе ректор АмГУ, профессор кафедры информационных и управляющих систем Андрей Долиевич Плутенко.

 

Выбор не ограничен

 

Действительно, в вузе достаточно развита внеучебная жизнь, существует масса общественных проектов. Студенты имеют возможность реализовать свой творческий потенциал на сцене театра “Глобус”, в Клубе веселых и находчивых, в других коллективах и студиях, занимаются спортом. Для этого созданы все условия, в частности, в университете есть общественно-культурный центр, спорткомплекс, стадион.

И все же, главная цель любого студента – получение заветного диплома по выбранной специальности. А выбирать в Амурском государственном университете есть из чего – девять факультетов ведут обучение по 40 специальностям.

Технологический институт, с которого берет начало современный АмГУ, был образован в 1975 году. В то время он готовил специалистов легкой, текстильной и швейной промышленности. Но в период известных событий, которые привели к ее упадку на Дальнем Востоке, стало ясно: если не изменить профиль, вуз прекратит свое существование. Ректор института Борис Виноградов добился того, что в 1992 году БТИ был преобразован в Благовещенский политехнический институт. В результате появилось много специальностей инженерного направления, а также гуманитарного, открылся экономический факультет. В таком статусе институт просуществовал чуть более двух лет, а затем на его базе был создан Амурский государственный университет.

– В это же время выпускники ведущих вузов России - ее европейской части, Урала и Сибири, перестали приезжать в Приамурье (кстати, ситуация не изменилась и до сих пор). Поэтому перед Приамурьем встала задача подготовки специалистов самых разных направлений на месте, - делает небольшой экскурс в историю Андрей Плутенко. – Таким образом, появление Амурского государственного университета было закономерным: здесь совпали интересы вуза и региона.

Сейчас в АмГУ больше 10 тысяч студентов. Условно можно выделить несколько направлений, по которым ведется подготовка будущих специалистов - естественнонаучное и инженерное (все, что связано с математикой, физикой, энергетикой, материаловедением, геологией); экономическое; гуманитарное; творческое – специальности, основанные на изучении различных направлений дизайна, декоративно-прикладного искусства. Из стен вуза выходят энергетики, юристы, переводчики, программисты, психологи…

– Несмотря на то, что мы считаем себя университетом классического типа, стараемся реагировать на те потребности в специалистах, которые испытывает наш регион, - говорит ректор АмГУ. - К примеру, два года назад в университете открылась специальность, связанная с разведкой полезных ископаемых, потому что для Амурской области и для всего Дальнего Востока их добыча является важной частью экономики. Большое значение придаем развитию энергетического факультета. Считаем его лучшим среди подобных факультетов в вузах ДФО и очень важным для развития энергетики на Дальнем Востоке.

От лицеиста до доктора наук

 

Основная задача, которую ставит перед собой руководство вуза, – построить эффективную систему подготовки кадров, начиная от довузовской работы с потенциальными абитуриентами и заканчивая активной деятельностью докторских диссертационных советов, подготовкой специалистов высшей квалификации. Выстраивается достаточно длинная цепочка, над которой в вузе работают вот уже более двух десятков лет.

Что касается довузовской подготовки, то создана разветвленная, эффективно действующая система, благодаря которой на студенческую скамью попадают лучшие выпускники средних школ. Еще в середине 90-х годов, вскоре после основания университета, был создан учебный округ АмГУ. Сейчас в него входят 35 школ Приамурья, с которыми поддерживаются тесные деловые отношения. Хорошо зарекомендовали себя вечерний лицей и заочная физико-математическая школа. Используют в университете и практику проведения олимпиад по разным отраслям науки для старшеклассников.

Становясь студентами Амурского государственного университета, молодые люди попадают в новые, прекрасно оборудованные корпуса, аудитории, лаборатории, живут в благоустроенных общежитиях.

– Мы придаем большое значение развитию инфраструктуры вуза, - отмечает Андрей Долиевич – думаю, не ошибусь, если скажу, что наш университет – один из наиболее много и быстро строящих университетов Дальнего Востока. Каждый год мы сдаем новый объект.

Причем – заметим - за все, что здесь делается, расплачиваются сами.

– Деньги на развитие университета, его инфраструктуры поступают из внебюджетных источников, - подчеркивает ректор АмГУ. – Хотя справедливости ради, надо отметить: в строительстве некоторых объектов доля из федерального бюджета была, но достаточно скромная. В основном средства получаем за счет образовательных услуг, научных исследований по заказу тех или иных организаций и предприятий, деятельности многочисленных внебюджетных подразделений университета.

За последние пять лет в АмГУ появились седьмой учебный корпус, где разместился ряд гуманитарных факультетов, спортивный комплекс, общежитие для аспирантов и молодых преподавателей, жилой дом для сотрудников, студенческий культурный центр. Сейчас возводится восьмой корпус, куда в скором времени переберется юридический факультет, и технопарк АмГУ. В конце года начнется строительство студенческого общежития.

Университет постоянно расширяет свое влияние в регионе, стараясь сделать учебный процесс доступным в любом уголке Приамурья. И здесь единственный путь: использование современных дистанционных образовательных технологий, создание в области сети филиалов, предоставление студентами современных мультимедийных средств обучения, учебников и учебных пособий с мультимедийными приложениями – всего того, что сегодня позволяет создать условия для серьезной индивидуальной работы студента даже на удалении от вуза, но при постоянной помощи преподавателя. Сегодня в университетской сети работает около 1000 компьютеров, связанных высокоскоростными линиями с доступом в Internet.

Информационный потенциал научной библиотеки Амурского государственного университета составляет около 2-х миллионов экземпляров документов различных видов изданий. Ежегодные поступления приближаются к 40 тыс. экземпляров. Научная библиотека является держателем территориального патентного фонда Амурской области, содержит более миллиона документов и обслуживает читателей области. В библиотеке созданы условия для творческой и эффективной работы студентов и преподавателей. В ее структуре 8 читальных залов, Центр правовой информации, зал иностранной литературы и т.д.

Вуз не остался в стороне и от процессов, происходящих в области обеспечения качества образования. Одной из главных задач образовательной деятельности АмГУ в течение последних лет является обеспечение качества подготовки специалистов, что требует постоянного совершенствования создаваемой в вузе адаптивной системы управления. Завершается разработка Программы развития университета на 2007 – 2012 годы, создается информационная система, которая обеспечит решение задач управления и мониторинга качества в основных сферах деятельности: учебной, научной, учебно-методической, кадровой, социально-бытовой, информационно-библиотечной. В перспективе будет создана система управления качеством учебного процесса, охватывающая все без исключения подразделения университетской структуры, позволяющая добиться от каждой из них самой высокой эффективности.

С целью подготовки высококвалифицированных научных кадров в вузе активно работают отдел докторантуры и аспирантуры, два докторских совета: в области физики твердого тела (его возглавляет профессор Н.С. Костюков) и в области социальной философии (профессор А.П. Забияко). Кроме того, АмГУ является учредителем ряда региональных советов, расположенных в других городах Дальнего Востока.

В университете развита издательская деятельность. Здесь выходит ряд периодических изданий. В частности, журналы “Вестник Амурского государственного университета”, “Информатика и системы управления”, “Религиоведение”. Печатаются монографии и учебная литература.

Мало учиться - важно пригодиться

 

Еще один момент, который в вузе считают тоже очень важным, - это чтобы специалисты, подготовленные Амурским государственным университетом по разным направлениям, были востребованы в регионе.

– Если специалисты гуманитарного цикла и экономического факультета, как правило, остаются в Приамурье, то выпускники энергетического работают по всему Дальнему Востоку и всей Восточной Сибири, - рассказывает Андрей Плутенко.

Подобрать место приложения полученных знаний и молодых сил будущим специалистам помогает служба трудоустройства студентов, которая вот уже много лет действует в вузе. Старшекурсникам, особенно дизайнерам, программистам, предлагают поработать на рынке вторичной занятости, совмещая учебу и трудовую деятельность.

Кроме того, существует система договоров с крупными работодателями нашего региона, с которыми университет поддерживает тесные связи. Всего их 450.

– Студент всегда может узнать, на какие должности и где существует потребность, а потом подобрать то, что ему нужно, - говорит Андрей Долиевич. - И каждый факультет, особенно на первых порах, отслеживает трудоустройство и начало профессиональной карьеры своих питомцев.

Многие из первых выпускников университета, особенно энергетики, уже достигли высоких должностей и теперь по мере своих возможностей стараются поддержать альма-матер, помочь ей развиваться дальше.

Амурский государственный университет уверенно смотрит в будущее и связывает свое развитие с развитием Дальнего Востока России.

Международная деятельность

В условиях развития мирового образовательного рынка Амурский государственный университет использует разнообразные формы международного сотрудничества. Основными партнерами являются университеты и организации США, ФРГ, Англии, Китая, Республики Кореи и Японии. В настоящее время вуз осуществляет совместные проекты с университетом г. Джексона (США), Берлинской высшей технической школой – Университетом прикладных наук (ФРГ), Университетом Лидс (Англия), Чанг Шин колледжем (Республика Корея) рядом учебных и научных заведений КНР.

С 1998 г., при поддержке немецкой службы академических обменов(DAAD), между АмГУ и Берлинской высшей технической школой – Университетом прикладных наук осуществляется совместная деятельность по научному и научно-техническому сотрудничеству, обмену студентами, аспирантами и преподавателями. Ежегодно в обмене участвуют порядка 10 представителей вузов. В 2005, 2006 годах представители экономического факультета с успехом прошли стажировку в Берлине у своих коллег.

С сентября 2000 г. студенты, молодые преподаватели АмГУ имеют возможность проходить учебные стажировки в Чанг Шин колледже, наряду с производственной практикой на предприятиях г. Масан.

Участвуя в программе “Дальний Восток – Россия – США – активное партнерство”, проводимой фондом российско-американского экономического (делового) сотрудничества (FRAEC), университет выиграл грант на реализацию проекта “Поддержка малого бизнеса в Амурской области”, в рамках которого был создан бизнес-центр. На базе центра проводится обучение представителей малого и среднего бизнеса. Совместно с университетом г. Джексона бизнес-центр обучил группу предпринимателей Амурской области по программе MBA. В 2003 г. был выигран очередной грант на создание Российско-американского центра развития предпринимательства и инноваций – Бизнес-инкубатор для начинающих предпринимателей.

В августе 2006 г. Амурский государственный университет совместно с университетом Лидс (Англия) успешно принял участие в конкурсе, проводимом Британскими Советами (British Councils). В соответствии с заявкой, средства выделены на подготовку специалистов по бизнес администрированию (программа MBA) с привлечением как российских, так и иностранных преподавателей. Проект рассчитан на два года.

Географическое положение г.Благовещенска обуславливает основную направленность международного сотрудничества университета на работу с партнерами из КНР. Успешно развиваются взаимовыгодные связи с Пекинским и Харбинским политехническими университетами, Ичанским техническим университетом, Пекинским университетом языка и культуры, Дунбэйским финансово-экономическим университетом (г. Далянь), Палеонтологическим центром Цзилиньского университета, Шанхайским институтом международных проблем и Хэйхэйским институтом. Помимо традиционных языковых стажировок студентов, аспирантов и преподавателей АмГУ, активно используются такие формы работы как специализированные курсы, совместные исследования, организация и участие в совместных научно-практических конференциях.

Кроме того, в настоящее время совместно с Пекинским университетом языка и культуры ведется активная работа по созданию Института Конфуция на базе Амурского государственного университета. Это позволит улучшить качество преподавания китайского языка не только в АмГУ, но и в регионе в целом. Открытие такого Института позволит приглашать квалифицированных преподавателей китайского языка, осуществлять повышение квалификации российских преподавателей, проводить творческие мастерские и научно-методические семинары, а также консультации по сдаче государственного квалификационного экзамена по китайскому языку (HSK).

Амурский государственный университет является членом различных международных ассоциаций учебных заведений. В частности, активная работа в рамках N.E.W.S. (объединения вузов из ФРГ, Республики Корея, КНР, Республики Сербия, России и Японии), позволяет расширять рамки своего сотрудничества с иностранными партнерами, обсуждать актуальные проблемы, стоящие перед системой высшего образования в мире, согласовывать тематику совместных научных исследований.

В целом, работа по расширению международных связей, углублению установившихся связей является одним из приоритетных направлений в деятельности Амурского государственного университета.

Татьяна Холкина,Амурская область.  

 

 

 

 



← Назад в раздел