Александр Бондарь: «Невозможное возможно»

Звезда Александра Бондаря

Звезда Александра Бондаря вспыхнула на литературном небосклоне Приморья после крутого поворота в судьбе генерала Александра Бондаренко – так зовут писателя в жизни. В конце 90-х годов генерал, отдавший 17 лет жизни службе в милиции, прошедший весь путь от лейтенанта до генерал-майора, работавший начальником налоговой полиции Приморского края, по сфальсифицированному делу был вынужден уйти в отставку. Бондаренко прошел круги тюремного ада в Лефортово, а потом выяснилось, что обвинения были просто-напросто сфабрикованы. Но слишком высокие чины были замараны в этом неприглядном деле, и ими было предпринято все, чтобы генерал, профессионал своего дела, в самом расцвете сил остался за бортом своего дела.

Надо сказать, судьба его обидчиков сложилась незавидно: один умер от рака, другой был отравлен при загадочных обстоятельствах, третий погиб в Чечне тоже при странном стечении обстоятельств…

– Вселенский закон: порожденное тобой зло тебя же и настигнет, – размышляет Александр Сергеевич. – Я понял одну важную вещь: все, что казалось тебе невозможным, может произойти. И все, что с нами случается, – неизбежно. Вот, пока я служил – было не до творчества, 24 часа в день занимала служба. А потом все оборвалось. Представьте: отставка в звании генерала крепкого мужчины, которому еще и 50 нет… Появилось очень много времени. Может, для того, чтобы что-то в жизни осмыслить и открыть в себе что-то новое?

Для Александра Бондаренко размышления о жизни вылились в первую книгу. Затем последовали вторая, третья... Сегодня у члена Союза писателей России Александра Бондаренко (литературный псевдоним – Александр Бондарь) издано восемь книг: «Сахарная голова», «Шингон», «Месть палача», «Монах из Клерво», «Зея», «Боракайский закат», «Зея», «Сорока на рододендроне», «Мягкое время». В настоящее время в работе находятся еще три романа.

 Его детективы не залеживаются на полках книжных магазинов – свой читатель давно уже нашелся и с нетерпением ждет новых книг. Понятно, что в романах Александра Бондаря линия поиска и поимки преступника четко выверена, и читателя не раздражают смешные ляпы – сказывается профессионализм автора. По признанию писателя, сюжетная канва его детективов взята из реальной милицейской практики и обрамлена художественным вымыслом автора. Его герои очень активны и мобильны, они передвигаются по разным городам, странам и континентам.

– Вы и сами, видимо, легки на подъем?

– Точно так. Для меня очень важно не просто географическое «сопровождение», а и мое личное присутствие в стране, когда знакомишься с ее обычаями, культурными ценностями, памятниками архитектуры и достопримечательностями. Многое я переношу в свои книги – если мне это все интересно, наверняка других людей тоже заинтересует.

Когда пишу, я это представляю. Как бы я стал описывать, к примеру, Сахарную Голову, если бы я не побывал в тех местах? Сижу как-то в маленьком ресторане в Рио-де-Жанейро, красивый закат, чудная природа, настроение соответствующее. К перилам у лестницы ресторана подходит очаровательная мулатка в облегающем темно-синем платье. Она любуется закатом, а я – ею. И в этот миг я вдруг увидел и весь сюжет будущего романа, вплоть до каких-то деталей, и реальную главную героиню.

Сюжет другого романа – «Монах из Клерво» – родился, когда в одной из французских провинций я зашел в монастырь и услышал там хоровое пение. Вообще-то я человек эмоциональный и церковное пение очень люблю. Я сидел и слушал, замерев от восторга, а вышел из монастыря с готовым сюжетом будущего романа.

Как признался Александр Бондаренко, для него детектив – это возможность через призму криминальной истории осмыслить ту или иную ситуацию или явление современной жизни:

– Мы построили государство, в котором все вопросы решаются через откаты. В результате народ доведен до точки, бизнес у деловых людей разваливается! Это стало темой одного из моих романов, где я показал, как процветает коррупция среди депутатов.

Творческий тандем

«Владивосток – один из самых запоминающихся городов Дальнего Востока. Это бурлящий котел Восточной Азии, в котором плавятся культуры, религии и традиции. Здесь все немного чересчур: яркая природа, красивые женщины, свободные нравы. Моряки, командировочные, приезжие из приморской глубинки, иногородние студенты – в столице Приморья мне легко было затеряться» – так описывает в романе «Мягкое время» прозаик Александр Бондарь Владивосток, ставший для него родным городом.

Они просто не могли не встретиться – писатель Александр Бондаренко и художник Всеволод Мечковский. Кажется, что их пересечение было давно запланировано кем-то свыше, и нужен был только толчок, чтобы это произошло. При всей несхожести их судеб – один бывший генерал МВД, другой считался почти диссидентом – у них много общего. Оба – дети своего времени, у того и другого украинские корни, оба с искрометным чувством юмора. Но главное – они находят в творчестве друг друга нечто сближающее их и даже объединяющее. Поэтому все книги Александра Бондаря выходили с иллюстрациями Всеволода Мечковского. А электронная книга «Красные акулы» не только элегантно «упакована» работами Мечковского – в ней целая галерея его картин, насчитывающая около трех сотен. «Наш творческий тандем весьма плодотворен», – не без юмора отзываются оба о своем сотрудничестве.

– Познакомились мы через мои картины, – рассказывает Всеволод Мечковский. – И мне по душе, что никто из нас не посягает на свободу творчества друг друга. Я ведь не делаю специально иллюстрации к романам Александра. Просто раскидываю перед ним видеоряд – 200 - 300 картин, и он находит среди них те, которые созвучны роману по теме и по смыслу. Конечно, я не рисую сержанта с пистолетом или труп в луже крови - такой прямолинейности нет. Эффект достигается через метафору, через образ. А вы в курсе, что я его спровоцировал на роман «Осколки ледяных зеркал»? Он его написал, насмотревшись моих картин.

– Правда-правда, – подтверждает Александр Сергеевич. – Прототипом главного героя моего нового романа стал именно Всеволод Мечковский. Это новое направление у меня. И фамилия у художника в романе созвучна – Крестовский. Книга «Осколки ледяных зеркал» состоит из двух частей. Первая часть – роман о жизни художника и его творчестве. О художественном замысле, о рождении картин, а вторая – галерея самих картин художника.

– Причем я ему о своих картинах ничего подобного не рассказывал, он написал то, что сам увидел и понял.

– И это совпало с вашим видением, как автора картин?

– Думаю, что нет. Каждый видит в картине свое. Знаете, лет 30 назад, когда картин у меня было еще немного, моя Танюша (жена) пригласила в мастерскую несколько друзей – журналистов, писателей и поэтов. Они задумчиво ходили от картины к картине, обменивались репликами и мнениями, от которых я был в большом удивлении. Что-то вроде: «Как глубоко копает!.. Этот фрагмент так наглядно символизирует… А здесь – ну чисто Моне или даже Мане!..» и так далее. Но когда художник пишет картину, у него и близко нет каких-то конкретных задач: он просто рисует, или, как я говорю, «красит». Что из этого получилось – найдется потом кому рассказать.

А во второй части романа – каталог моих работ. Причем, когда Александр рассказал мне о своей идее включить в книгу альбом с моими картинами, я ему ответил: «Ну ладно, посмотрим»…

О любви

– Александр Сергеевич, вот появился в вашей жизни Мечковский – в ваших романах появилась новая тема – об искусстве, о творческой лаборатории художника. Возникнет на вашем горизонте новый интересный человек, – значит, можно ждать нового направления и в творчестве?

– Если появится красивая интересная женщина – то конечно!

– А как же жена?

– Жена – это святое. Я, например, убежден, что мир держится на женщине. Для меня это закон.

– Саша, полностью согласен, – поддерживает Всеволод Мечковский. – Я даже образ такой вижу: ось Земли, и в виде втулки – некая вселенская мадонна. Ощущение именно такое – Землю крутит Женщина. Пока это все схематично, плакатно, но картина такая вынашивается.

– Как ребенок?

– Вот именно.

– А как вы считаете, любимая женщина может быть в жизни мужчины только одна или с каждым новым периодом в жизни появляется новая любовь?

– Только одна! – уверен Александр Бондаренко. – У меня одна и на всю жизнь. Я с женой живу уже 35 лет.

– Нет, у меня, например, все женщины были только по любви! – смеется Мечковский. – Бывает ведь, что у мужчины может быть стаж семейной жизни больше его реального возраста.

– Это как?

– По совокупности лет. Живет он с одной женщиной в гражданском браке, а с предыдущей еще не развелся. Но все ведь только по любви!

Зависть

– Меня Бог миловал – я никогда никому не завидовал, – признается Бондаренко. – Почему? Да некогда и некому было завидовать. Был лейтенантом, опером, кроме работы, ничем и не занимался. Так сложилась жизнь, что довольно быстро по служебной лестнице дошел до генерала. Я парень из деревни – под Уссурийском родился, а мама даже писать и читать не умела. Никакой «волосатой» руки у меня не было, всего добивался собственным трудом.

– А как вы относитесь к распространенному мнению о том, что нередко успешные писатели не гнушаются использовать литературных негров и «пекут» свои романы, как иная хозяйка пирожки?

– Это вопрос не ко мне – подобным не занимаюсь. Отношусь к этому резко отрицательно. Сам встаю в 6 утра, и до 10 – время моей прозы. Пишу обыкновенной ручкой на обычной бумаге, а жена потом набирает текст на компьютере. В день у меня выходит по четыре машинописных страницы. Хотя бывает, что за день вообще ни строчки не напишется. Но потом все равно происходит какая-то энергетическая подпитка, какой-то эмоциональный всплеск – и, как сказал поэт, рука тянется к перу, а перо – к бумаге.

– Вы как-то сказали, что к вам обратились с предложением снять фильм по одному из ваших романов…

– Да. Но, как я понял, проект не сдвинулся с места. Причина известная – нет финансирования.

Почему электронная?

– И все же – почему вдруг электронная книга? Мода? Необходимость?

– Честно говоря, мне самому милее книга, традиционно отпечатанная в типографии, которую можно взять и полистать. Но… время диктует новые формы, – поясняет писатель.

Как свидетельствует статистика, во всем мире электронная книга все больше завоевывает популярность. В Америке, например, 60% детективной литературы выходит в электронном варианте. В России ниша электронной книги на рынке занимает 7%, и тенденция растущего интереса к электронной книге налицо.

Поэтому автором было принято решение идти в ногу со временем и повезти на международную книжную ярмарку в Лондон диск, который вызвал большой интерес у издателей многих стран.

Электронная книга «Красные акулы» совместила сразу три версии романов – электронную, аудиокнигу и видеогалерею Всеволода Мечковского. Красочное, удобное, компактное и современное издание. Книга будущего, которую мы читаем уже сегодня.

Татьяна Надеина,

Владивосток

 

 



← Назад в раздел