Особая зона роста

 

Многие политические и экономические обозреватели России в деятельности свободных зон страны усматривают лишь вред: «У нас, к сожалению, свободные экономические зоны себя полностью дискредитировали. По большому счету режим свободных экономических зон должен быть в стране, и он очень нужен для развития экономики в целом. Но только это должен быть режим реальной свободной экономической зоны, а не «оффшорной дыры». Этот термин вполне уместен для обозначения российских экономических зон. Хотя само понятие «экономическая зона» – вполне распространенное в мировой экономической практике. В цивилизованном мире подобные зоны действуют успешно».

– Однако есть успешно действующие свободные зоны и в России, – рассказывает корреспонденту «Парламентской газеты на Дальнем Востоке» руководитель ГУ «Администрация ОЭЗ Магаданской области» Сергей Николаевич ГРЕБЕНЮК. – Одной из подобных является Особая экономическая зона (ОЭЗ) Магаданской области, созданная еще в мае 1999 года специальным Федеральным Законом № 104-ФЗ. Процесс ее формирования шел очень непросто. Но усилия были целеустремленными, ибо годы разрушительных реформ привели экономику Колымы на грань краха. Такие базовые отрасли, как горнодобывающая, топливно-энергетическая, рыбная, испытывали серьезные экономические трудности. Брошенные поселки золотодобытчиков, оставленные прииски напоминали картину послевоенных лет, люди при первой возможности старались покинуть территорию, где не было работы, нормальных бытовых условий. Была поставлена основная цель для ОЭЗ – развитие производительных сил региона, насыщение финансового и товарного рынков.

Введенный с 1999 по 2006 год льготный налоговый режим освобождал участников новой зоны от уплаты поступающих в федеральный бюджет таких налогов, как НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, водный налог. Но с января 2007 года участники Магаданской ОЭЗ стали освобождаться лишь от уплаты налога на прибыль в части прибыли, инвестируемой в развитие производства и социальной сферы. Льготный таможенный режим предусматривал, что иностранные товары, ввозимые на территорию ОЭЗ, размещаются и используются на этой территории без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Товары, полностью произведенные участниками ОЭЗ, при вывозе с ее территории за пределы РФ освобождаются от таможенных пошлин и других платежей.

Кто у нас мог воспользоваться этим «особым правовым режимом» в хозяйственной деятельности? Только юридические лица, зарегистрированные на территории Особой экономической зоны, а также граждане – физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Все они должны иметь регистрационные свидетельства, осуществлять основную хозяйственную деятельность и иметь не менее 75% основных фондов на территории Магаданской области.

В первый год своего существования в ОЭЗ пришло ни много ни мало – 343 участника. Правда, за 10 лет число их почти в два раза уменьшилось. Почему? На то были основательные причины: значительно расширился круг налогоплательщиков, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения и единый налог на вмененный доход, после чего большое количество участников ОЭЗ перешли с общей системы налогообложения на специальные налоговые режимы. В распределении указанных налогов с 2004 года отсутствует федеральная доля, соответственно, налоговые льготы не предоставляются. Кроме того, по результатам 2007 года значительное снижение количества участников ОЭЗ обусловлено сокращением объема предоставляемых налоговых льгот (осталась льгота только по налогу на прибыль организаций).

И все же, несмотря на сложности жизни Магаданской ОЭЗ, она сыграла исключительно положительную роль в восстановлении колымского хозяйства. Самое главное – в сложных «депрессивных» условиях удалось сохранить предприятия, рабочие места. Началось пусть не взрывное, но все же заметное оздоровление финансового состояния предприятий, стала расти налогооблагаемая база. Льготы, гарантированные законом, дали дополнительные средства участникам ОЭЗ. Деньги пошли на расширение производства, повышение зарплаты работникам, инвестиции. Легче стало с обеспечением региона необходимыми товарами, оборудованием, ведь и для импорта тоже предусматривался льготный режим.

В итоге за 10-летний период объем промышленной продукции, произведенной участниками ОЭЗ, вырос с 6,4 млрд. до 29,7 млрд. рублей – в 4,5 раза! Несмотря на то, что только 4% от общего количества хозяйствующих субъектов Магаданской области, прошедших процедуру государственной регистрации, являются участниками ОЭЗ, именно на их долю приходится около 65% общего объема промышленного производства области. Это свидетельствует о том, что в настоящее время в состав участников ОЭЗ входят крупнейшие предприятия региона. В структуре отгруженной промышленной продукции на добычу полезных ископаемых приходится основная часть общего объема.

Однако действие льготного налогового режима в соответствии с законодательством об ОЭЗ в Магаданской области не распространяется на участников ОЭЗ, осуществляющих деятельность в горнодобывающей и рыбной промышленности, предприятия авиатранспорта, которые играют определяющую роль в общей структуре промышленного производства одного из сложнейших регионов Дальнего Востока. Ситуация, когда именно предприятия базовых отраслей окраинной территории не имеют возможности использовать льготный режим в полной мере, значительно затрудняет достижение целей, для которых создавалась ОЭЗ.

За счет дополнительных средств, остающихся в распоряжении участников ОЭЗ благодаря особому правовому режиму, участниками зоны до 2007 года обеспечивалось 50 - 60% областного объема инвестиций в основной капитал. После изменения льготного налогового режима данный показатель снизился до 16% в 2010 году. За период 2000-2010 годов объем инвестиций в основной капитал предприятий – участников ОЭЗ вырос с 908,3 млн. до 2147 млн. рублей, данный показатель в целом по области вырос с 2057,0 млн. до 13 419 млн. рублей.

Изменений много. Так, в связи с развитием предприятий и освоением новых производств снижается общая численность безработных в области – с 15,7 тыс. человек в 1999 году до 6,3 тыс. человек к 2010 году. Уровень безработицы имеет постоянную тенденцию к снижению: если в 2001 году он достигал своего максимального значения – 11,7%, то к 2010 году сократился до 2,5%.

С момента создания ОЭЗ наблюдается рост собственных доходов консолидированного бюджета Магаданской области, что немаловажно для высокодотационного бюджета региона, характеризующегося высокой демографической нагрузкой. Для разрешения проблем финансирования и достижения стратегических целей развития в рамках своих полномочий властью субъекта был создан внебюджетный фонд, формирующийся за счет взносов участников Особой экономической зоны. Основными целями функционирования данного фонда явились обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики, стимулирование развития отсталых отраслей инфраструктуры, оказание социальных услуг населению. Кроме того, в связи с низкой бюджетной обеспеченностью средства внебюджетного фонда ОЭЗ являются основным источником софинансирования федеральных целевых программ, которые способствуют развитию инфраструктуры области.

Всего за период функционирования ОЭЗ из внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности ОЭЗ на мероприятия социального характера и особо значимые для области проекты выделено 5156 млн. рублей.

В промышленность области с 2000 года инвестировано 645,6 млн. рублей, средства направлялись на строительство и пуск ряда новых производств, освоение новых технологий, техническое перевооружение предприятий, оснащение их современным оборудованием, поддержку малого предпринимательства. Средства внебюджетного фонда также расходовались на приобретение нового оборудования, используемого при производстве геологоразведочных работ, способствующих увеличению минерально-сырьевой базы области, на внедрение телекоммуникационных технологий, предоставляющих новые возможности населению.

Именно благодаря действию ОЭЗ в условиях высокой энергозависимости региона обеспечена его энергетическая безопасность, что позволило избежать чрезвычайных ситуаций, типичных для районов Крайнего Севера. За счет средств фонда ведется строительство новых объектов энергетики и ЖКХ, выделяются средства на модернизацию и реконструкцию объектов энергосистемы региона для технологического обновления энергетической отрасли, приобретение нового оборудования, подготовку к отопительному сезону, приобретение энергоресурсов. На указанные цели с 2000 года из внебюджетного фонда было выделено 2161,2 млн. рублей.

Для повышения уровня жизни населения области за счет средств внебюджетного фонда реализуются мероприятия в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта, правоохранительной деятельности, молодежной политики. Одним из направлений выделения средств внебюджетного фонда является решение социальных проблем – на это израсходовано 1311 млн. рублей. Кроме того, исторически население и трудовые ресурсы Магаданской области формировались в основном за счет привлечения рабочей силы из других регионов страны, в связи с чем в регионе были населенные пункты, вообще не имеющие перспектив развития, где безработными являлось до 95% трудоспособного населения, действовала областная целевая программа по расселению жителей этих поселков в другие населенные пункты области, одним из источников финансирования которой являлся внебюджетный фонд.

Проблем, которые были за десятилетие решены, масса. Несмотря на положительное влияние особого правового режима на экономику территории, весь период функционирования ОЭЗ явился периодом доказательства легитимности ее существования, а также становления правовой базы в условиях часто изменяющегося налогового и таможенного законодательства. Множество ненормативных правовых актов, ставящих под вопрос законность льгот, предоставляемых участникам ОЭЗ, препятствовали реализации правового режима ОЭЗ в полной мере. Только налоговыми органами за период действия ОЭЗ вынесено около трех тысяч решений о признании льгот, предоставляемых режимом ОЭЗ, незаконными и привлечении участников ОЭЗ к ответственности за их использование.

К сожалению, действующее в настоящее время на территории области законодательство об Особой экономической зоне ограничивает в применении особого правового режима предприятия базовых отраслей экономики региона – горнодобывающей и рыбной промышленности, предприятия транспорта, перерабатывающие производства. Остро стоит проблема разделения единого пространства региона границами ОЭЗ, так как в настоящее время режим действует только в административных границах города Магадана.

Кроме этого в настоящее время, в связи с унификацией подхода к ОЭЗ в рамках Таможенного союза, ставятся дополнительные условия для использования режима ОЭЗ, чем фактически вводится новый таможенный режим Особой экономической зоны на территории Магаданской области.

Таким образом, действующее законодательство об ОЭЗ содержит ряд положений, препятствующих достижению в полной мере целей, определенных Федеральным Законом от 31.05.1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области». Для решения данной проблемы разработаны предложения по совершенствованию действующего особого правового режима с учетом накопленного опыта его функционирования. В течение последнего времени администрацией области ведется работа по их продвижению.

С учетом необходимости интенсивного перехода на инновационное развитие экономики корректировка правового поля в рамках существующих возможностей, предлагаемых действующим законодательством об ОЭЗ, становится особенно актуальной. В этой связи администрацией Магаданской области предприняты меры по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность Особой экономической зоны в Магаданской области. При этом учитывается, что перспективы развития территории связаны, прежде всего, с добычей и переработкой природных ресурсов, соответственно, развитие базовых отраслей региона (горнодобывающая и рыбная промышленность) – первый приоритет. Наряду с развитием базовых отраслей региона необходима принципиально новая модель организации промышленного производства, направленная на создание новых и развитие имеющихся перерабатывающих производств. Ориентация экономики области на производство продукции высоких переделов на базе собственных ресурсов обеспечит не только выход из условий относительной замкнутости, но и создание более широкой и диверсифицированной связи производства области со всеми регионами Дальнего Востока и страны в целом. Третий приоритет – развитие инфраструктуры. Здесь, на Северо-Востоке России, государство должно поддерживать крупные инвестиционные проекты, направленные на улучшение инфраструктуры края. Имея богатейшие природные ресурсы и перспективы экспорта продуктов переработки, уникальные инвестиционные проекты, а также учитывая близость азиатского рынка, у Магаданской области сегодня есть широкие перспективы для привлечения инвесторов, однако слабая инфраструктура не позволяет в полной мере использовать данные преимущества. Привлечение инвестиций позволит создать принципиально новую экономическую базу Дальневосточного региона, что неизбежно повлечет за собой рост денежных доходов населения, улучшение демографической ситуации и целого ряда других параметров, характеризующих уровень и качество жизни населения как Магаданской области, так и региона в целом.

г.  Магадан

 



← Назад в раздел