Министр-реформатор

Свыше двадцати лет на-зад, в сентябре 1990 года, когда был депутатом Верховного Совета Якутской АССР XII созыва, сразу после принятия Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха ССР, я вместе с абсолютным большинством депутатов проголосовал за избрание народного депутата СССР Андрея Борисова министром культуры новой республики.

Совпадение это оказалось символическим.

Культура – один из самых важных государствообразующих факторов. Мощь государства олицетворяют не только количество заводов и фабрик, школ и университетов, но и зримые успехи культуры и искусства.

Также культура играет огромную роль в консолидации общества – гордость за культурные успехи сплачивает народ.

В 70-х годах якутяне гордились выдающимися успехами своих борцов, которые становились чемпионами мира и Европы, олимпийскими чемпионами и призерами. Роль этого фактора в процессе национального развития якутского народа до сих пор мало осмыслен историками, но хорошо понимается многими. В 80-х годах эту эстафету подхватил возглавляемый Андреем Борисовым Якутский драматический театр, потом ставший академическим. Гремевшие на всю республику и даже на всю страну успешные российские, всесоюзные и зарубежные гастроли театра пробуждали сильное чувство гордости за свой немногочисленный в масштабах Советского Союза, но талантливый народ.

Провозгласив государственный суверенитет Якутии, то есть, взяв на себя ответственность за социально-экономическое и культурное развитие республики, важно было сделать культуру одним из ключевых факторов строительства новой государственности и консолидации общества на принципах межнационального согласия и гражданского мира.

Республике повезло, что тогда культуру возглавил Андрей Борисов, имевший громадный авторитет в среде интеллигенции республики, уже тогда достаточно известный в масштабе большого союзного государства, наполненный новыми идеями, с яркой харизмой, умеющий вдохновлять и вести за собой большие массы людей. И это оказалось одним из мудрых и дальновидных кадровых решений первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева.

Андрей Борисов тогда был также одним из ведущих политических лидеров, создал и возглавил Союз общественных организаций «Саха омук», а как народный депутат СССР был одним из самых успешных и пробивных, в 1990 году сумел добиться присуждения звания Героя Советского Союза трем воинам-якутянам, которые в годы Великой Отечественной войны были представлены к этой высокой награде, но в силу различных причин не сумели получить Золотые звезды Героя.

Я еще с 1990 года имел непосредственную возможность впрямую наблюдать, как Андрей Борисов придал мощнейший импульс развитию культуры и искусства Якутии, стал неутомимым локомотивом, который потянул за собой сложный и трудный процесс возрождения национальной культуры, постепенного взлета искусства республики. Это стало возможным благодаря тому, что Андрей Борисов всецело себя отдавал ответственной работе, вокруг себя собрал инициативных, современно мыслящих личностей. Например, сейчас трое заместителей министра культуры, включая первого заместителя – из поколения тридцатилетних, находящихся на пике творческой энергии. Мне отрадно сознавать, что большая часть работников аппарата Министерства культуры прошли обучение через возглавляемый тогда мною Департамент подготовки кадров.

Андрей Борисов всегда обращает большое внимание подготовке квалифицированных кадров культуры и искусства. Воспитанники Высшей школы музыки сейчас высоко котируются в музыкальном мире России. Выпускники Арктического государственного института искусств и культуры уже начинают громко заявлять о себе, берут престижные награды и это только начало их большого творческого пути.

За последние 20 лет все наши гости любого ранга – как зарубежные, так и российские – дают очень высокую оценку развитию культуры в республике.

И такая значимая оценка не случайна. Только в Москве и отчасти в последние годы в Санкт-Петербурге сфера культуры и искусства развивалась в русле прежних советских времен. А в большинстве регионов России и почти во всех обретших независимость бывших союзных республиках культура либо откатилась далеко назад, либо чудом сумела удержаться на уровне конца 80-х годов прошлого века. Только у нас в республике, как можно убедиться, поездив по России и ближнему зарубежью, культура сделала очень мощный рывок, став одним из самых весомых, видимых и ценимых народом достижений эпохи суверенитета. Дело не только в «алмазных долларах». В неизмеримо более богатых нефтегазодобывающих регионах – Ямале, Ханты-Мансийске и других просто построили новые шикарные дворцы культуры, но сама культура не получила серьезного толчка к внутреннему развитию.

Замысел Андрея Борисова был верным – для возрождения очень долгое время практически находившейся в стагнации провинциальной по сути культуры нужен высокий ориентир и сильный стимул. Не зря в России есть поговорка «Нет пророка в своем Отечестве».

Поэтому первые большие проекты по возрождению традиционной культуры были проведены при поддержке и под эгидой ЮНЕСКО. Это стало, надо признать, для нации и для элиты республики большим потрясением – мировая культура признала не просто самобытность и уникальность, но и ценность культуры народов Якутии, необходимость их развития и включения в контекст мировой цивилизации. Эффект был предсказуемым – интерес к национальной культуре вырос прежде всего в глазах ее носителей, до того считавших, что у них фактически нет подлинной культуры, а то, что есть – просто «этнографическая экзотика». Позже правильность такого подхода признали министры культуры республик России, с трудом сумевшие дать толчок возрождению своих национальных культур.

В 1993 году отмечалось 100-летие великого якутского классика и выдающегося государственного деятеля Платона Ойунского, которое проходило под эгидой ЮНЕСКО. Мне кажется, что именно фактор того, что это знаменательное событие проходило при активной поддержке высокоавторитетной международной культурной организации ООН, стало решающим при принятии решения Борисом Ельциным прибыть в Якутию для участия в торжествах. Визит президента России специально для участия в национальном празднике Ысыах в честь 100-летия Ойунского стал историческим событием для Якутии.

Энергия и умение чувствовать новое у Андрея Борисова не иссякают. Свидетельство этого – его назначение президентским указом руководителем инновационного проекта «Страна Олонхо», который фактически является детищем двух Борисовых – Егора Афанасьевича и Андрея Саввича. Проект инновационного прорыва в XXI век по времени появления опередил российский аналог – проект Сколково, что, впрочем, не удивительно – в России реализуется много идей и концепций, которые были выдвинуты и уже реализованы или начали реализовываться именно в Якутии во время николаевской эпохи суверенитета, даже термины совпадают, например, об «инвестициях в человека» говорили у нас в начале 90-х годов, а в России заговорили в 2005 году.

Андрей Борисов сейчас является самым авторитетным среди всех российских региональных министров культуры, часто выступает лидером общероссийских культурных инициатив. Поэтому его международный кинопроект поддержали практически все российские республики, коренное население которых говорит на тюркских и монгольских языках.

Андрей Борисов является подлинным реформатором, сейчас вместе со своим старшим по должности единомышленником Егором Борисовым запускает проект «Страна Олонхо».

Я верю, что лидер творческой элиты республики Андрей Борисов, умеющий реализовывать свои масштабные замысли, умеющий вдохновлять людей, мобилизовывать их энтузиазм, при активной поддержке президента, правительства и Ил Тумэна Республики Саха (Якутия) сумеет реализовать проект «Страна Олонхо».

 

 



← Назад в раздел