Транспортные маршруты СМП

И для этого есть объективные предпосылки:

1.     Повышение стоимости природных ресурсов и экономическая привлекательность их добычи в Арктическом регионе;

2.     Наличие у России мощного атомного ледокольного флота (шесть действующих ледоколов), опыта его строительства и эксплуатации;

3.     Новые технологии в судостроении, позволяющие осуществлять строительство крупнотоннажных судов, приспособленных для арктического судоходства;

4.     Новые технологии в навигационно-гидрографическом и метеорологическом обеспечении, в том числе спутниковые системы, обеспечивающие точность и оперативность необходимой информации;

5.     Реализация национальных проектов позволит создать условия для экспорта транспортных услуг, включая транзитные перевозки нероссийских грузов.

К Арктике приковано большое внимание, так как там разведаны богатейшие запасы углеводородов. И, естественно, Северный морской путь играет значительную роль в обеспечении транспортировки добытого сырья.

По различным оценкам, общий грузооборот в Арктике может достигнуть 30 млн. тонн в 2016 году и более 80 млн. тонн к 2030 году.

Основу этого грузопотока составят добываемые в Арктике углеводороды и транзит грузов из портов Европы в Азию. Обслуживание такого грузопотока требует создания необходимой транспортной инфраструктуры, включая грузовые терминалы, системы обеспечения безопасности, поиска и спасения терпящих бедствие людей, системы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также систем связи, навигации и слежения за перемещением транспортных средств и грузов.

Арктическая транспортная система включает в себя комплекс транспортных средств морского и речного флота, авиации, железнодорожного и автомобильного транспорта и береговой (наземной) инфраструктуры (порты, аэропорты, средства навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, связи).

Очевидно, что основным видом транспорта по обслуживанию грузопотоков в Арктике в ближайшее время будет морской и речной.

Большую часть времени года арктические моря покрыты льдом и судоходство по ним требует наличия ледокольного флота достаточной мощности для обеспечения круглогодичной навигации.

Проекты новых универсальных атомных и дизель-электрических ледоколов нового поколения предусматривают выполнение работ не только по проводке судов, но и по спасению людей и спасанию судов, а также по ликвидации аварийных разливов нефти на море.

Существующий российский линейный ледокольный флот является федеральной собственностью и включает в настоящее время шесть действующих линейных атомных ледоколов и пять линейных дизель-электрических ледоколов. До 2020 года планируется построить универсальный атомный ледокол типа ЛК-60Я и три дизель-электрических ледокола типа ЛК-25Д.

Наличие у Российской Федерации мощного ледокольного флота, в том числе и атомного,  для работы на трассах Северного морского пути, строительство специального флота для работы в Арктике с высокими категориями ледовых усилений дают основания для расширения временных рамок навигации по трассам Северного морского пути.

Российские транзитные маршруты Северным морским путем являются также достаточно привлекательными для иностранных грузовладельцев и обладают большим потенциалом по привлечению транзитных грузов в Арктике. Экспериментальные рейсы, совершенные в 2010 году по Северному морскому пути, показали не только возможность, но и экономическую целесообразность развития таких перевозок. На 2011 год только компания «Совкомфлот» планирует увеличить количество рейсов по Северному морскому пути до 10 в навигацию.

В рамках Арктического совета Минтранс России ведет работу с зарубежными партнерами по созданию координированной системы спасания в Арктике.

В связи с увеличением активности судоходной деятельности аварийно-спасательная готовность в Арктическом регионе требует дополнительных мер.

Минтрансом России в настоящее время ведется работа по реструктуризации аварийно-спасательной службы, которая предусматривает создание аварийно-спасательного подразделения в порту Тикси, а также дополнительных спасательно-координационных центров в Арктике. Совместно с МИД России и МЧС России завершается работа по подготовке многостороннего международного соглашения о сотрудничестве в морском и авиационном поиске и спасании в Арктике.

Поскольку Арктический регион является сложным в географическом и климатическом аспектах, серьезно стоит вопрос об обеспечении безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения.

На состоявшемся  15 - 17 февраля 2011 года в Осло (Норвегия) заседании Рабочей группы по защите арктической морской среды (ПАМЕ) Арктического совета рассматривался Доклад о судоходстве в Арктике и делегация Российской Федерации отстояла позиции не ограничивать судоходство в Арктике.

На этом заседании российская делегация проинформировала о работе, проводимой Минтрансом России, в частности о системе обучения плавания во льдах, разработанной и проводимой МГА имени адмирала С. О. Макарова.

Кроме того, российская делегация приняла участие в рассмотрении отчета по выполнению первой фазы Проекта по перевозке тяжелых сортов топлива в Арктике, представленного Норвегией и США, и возражала против запрещения использования тяжелых сортов топлива в Арктических водах, аналогично принятым поправкам к Приложению I «Правила предотвращения загрязнения нефтью с судов» к Международной конвенции о предотвращении загрязнения с судов 1973 года (МАРПОЛ) в отношении района Антарктики, а также приняла участие в обсуждении содержания доклада Рабочей группы по защите арктической морской среды (ПАМЕ) Арктического совета, который будет представлен на рассмотрение министерской сессии Арктического совета в 2011 г., и проконтролировала отражение в докладе тезиса о том, что Россия является одним из лидеров по выполнению второй фазы проекта по тяжелым сортам топлива.

Имеющееся в настоящее время законодательство Российской Федерации не соответствует состоянию транспортной системы в Арктическом регионе.

Минтрансом России в инициативном порядке подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части государственного регулирования плавания по трассам в акватории Северного морского пути» (далее – законопроект) и внесен в Правительство Российской Федерации на рассмотрение.

Основной идеей законопроекта является совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере регулирования отношений, связанных с плаванием по трассам в акватории Северного морского пути.

Северный морской путь – это исторически сложившаяся национальная единая транспортная магистраль Российской Федерации в Арктике.

Законопроект направлен на реализацию статьи 234 Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) по морскому праву 1982 года, в соответствии с которой прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдом большую часть года районах в пределах исключительной экономической зоны, а также на реализацию задач Российского государства в Арктике, морской доктрины, в том числе на «обеспечение национальных интересов Российской Федерации в отношении Северного морского пути, централизованное управление этой транспортной системой, ледокольного обслуживания и предоставления равного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным».

Реализация положений законопроекта позволит конкретизировать статус Северного морского пути как единой национальной транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике, подчиненной суверенитету и юрисдикции России; воссоздать Администрацию Северного морского пути – организацию, осуществляющую контроль за судоходством, проводкой судов и гидрографическим обеспечением на трассах Северного морского пути; создать условия для активизации арктических морских перевозок и социально-экономического развития Арктического региона в целом.

Принятие законопроекта будет способствовать развитию транспортной системы в Арктике, созданию единой системы управления на трассах Северного морского пути и современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасные условия плавания судов в арктических морях, включая навигационно-гидрографическое обеспечение и ледокольное сопровождение, и Минтранс России просит Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока поддержать этот законопроект.

С задачей развития Северного морского пути тесно сопрягается задача создания эффективной системы авиационного обслуживания северных районов на базе глубокой модернизации системы управления воздушным движением, аэропортовой сети и развития малой авиации. Основной задачей авиационного транспорта Арктики в предстоящие годы станет полное удовлетворение платежеспособного спроса населения на воздушные перевозки и обеспечение его доступности.

Крупными транспортно-логистическими узлами (внутрироссийскими узловыми аэропортами) для магистральных и международных перевозок определены аэропорты Мурманск, Архангельск, Норильск (Алыкель) и Анадырь. Аэропорты Нарьян-Мар, Салехард, Хатанга, Тикси, Певек включены в перечень аэродромов национальной опорной сети, как обеспечивающие ее связность. Дальнейшее развитие указанных аэропортов предусмотрено федеральными целевыми программами.

Кроме того, получит развитие сеть малых аэропортов с взлетно-посадочными полосами для грузопассажирских перевозок в районы Арктики. Предстоит оснащение местных аэропортов легкими многофункциональными вертолетами Ка-226 и «Ансат», новыми самолетами для местных авиационных линий.

Развитие средств управления воздушным движением в Арктическом секторе и сфере кросс-полярных полетов обеспечит существенную экономию затрат при авиационной доставке грузов между странами евроазиатского континента и Америки, создаст условия для развития малой и коммерческой авиации в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ), значительно расширит возможности пассажирских перевозок.

По железнодорожному транспорту можно выделить группу проектов, которые интегрируют Арктику с освоенными районами страны (это создание новых транспортных коридоров в меридиональном и широтном направлениях), и другую, проекты которой целиком посвящены развитию АЗРФ.

В результате строительства железной дороги Полуночная - Обская, достройки линии Обская - Бованенково с последующим выходом на порт Харасавей, создания железнодорожного сообщения Надым - Салехард и далее через Салехард до Лабытнанги, а также линии Коротчаево - Игарка с перспективой выхода на Дудинку и Норильск, строительства автодороги Тюмень - Урал - Агириш - Салехард рудные ресурсы Полярного Урала, зона нефтегазодобычи Ямала будут связаны по железнодорожной трассе с освоенными районами промышленного Урала – промышленными предприятиями-потребителями Челябинской и Свердловской областей.

1. Наиболее важным мероприятием в настоящее время является работа по внесению изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Актуальность внесения изменений в Федеральный закон  «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» обусловлена построением и развитием новых экономических отношений, которые поставили перед железнодорожным транспортом задачи по развитию конкуренции в сфере железнодорожных перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа.

Целью подготовки законопроекта является совершенствование рыночных механизмов на железнодорожном транспорте.

Законопроектом предусматривается законодательное закрепление сложившейся за период структурных преобразований в отрасли системы отношений, формирование правовых основ для дальнейшей реализации мероприятий реформы и создание условий для развития конкурентных отношений в соответствующих сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг.

Законопроектом, в частности, предлагается:

– более подробная регламентация отношений, связанных с предоставлением услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и обеспечения равного доступа к таким услугам;

– восполнить пробелы в правовом регулировании, связанные со строительством и эксплуатацией объектов инфраструктуры за счет различных источников;

– определить общие принципы взаимодействия владельца инфраструктуры и владельцев собственных локомотивов при курсировании таких локомотивов по инфраструктуре;

– уточнить круг прав и обязанностей участников рынка железнодорожных транспортных услуг.

В настоящее время законопроект прошел все стадии рассмотрения и согласования и внесен в Правительство Российской Федерации.

На совещании в Правительстве Российской Федерации в конце 2010 года законопроект был в целом одобрен.

2. В рамках повышения эффективности транспортной системы решается имеющаяся на сегодняшний день проблема правового обеспечения функционирования и развития системы прямых смешанных перевозок пассажиров и грузов, а также комбинированных перевозок грузов.

Функционирование эффективной системы прямых смешанных перевозок пассажиров и грузов, а также комбинированных перевозок грузов позволит повысить уровни:

– транспортного обеспечения потребностей экономики;

– транспортной доступности регионов России.

Вместе с тем доля прямых смешанных перевозок в Российской Федерации в настоящее время ничтожно мала, в то время как за рубежом такие перевозки уже имеют сложившийся рынок и интенсивно развиваются.

Особенности географического положения России, масштаб ее территории диктуют необходимость комбинированного использования преимуществ каждого из видов транспорта транспортного комплекса Российской Федерации для выполнения основной задачи – транспортного обеспечения потребностей экономики и нужд населения в передвижении.

Расширение сети маршрутов прямого смешанного сообщения в значительной мере способствует результативности выполнения долгосрочных программ развития транспорта и транспортной инфраструктуры, в том числе:

– обеспечение доступности и качества транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами;

– рост подвижности населения в 2,2 раза - до 13,2 тыс. км на 1 человека в год;

– снижение удельных транспортных издержек в цене конечной продукции на 30%;

– увеличение коммерческой скорости продвижения товаров.

В рамках решения обозначенной проблемы Министерством транспорта Российской Федерации продолжается работа над проектом Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», в настоящее время законопроект внесен в Правительство Российской Федерации.

Будет укреплена сеть круглогодичных и сезонных автомобильных дорог Зеленый Мыс - Билибино - Певек, Эгвекинот - Мыс Шмидта - Певек, Надым - Салехард и других. Ввиду значительных расстояний между северными поселениями особую важность имеет оказание технических и других услуг участникам дорожного движения в АЗРФ. При содействии государства будут также созданы предприятия дорожного сервиса в Арктике.

В прогнозный период Арктика станет местом опытных испытаний и внедрения новых видов внедорожного транспорта, новых летательных аппаратов (экранопланов, дирижаблей), судов на воздушной подушке.

 

 

 



← Назад в раздел