Гарантии прав коренных народов

 

Однако наличие в законодательстве соответствующих льгот и преимуществ для них при существующем в настоящее время принципе самоидентификации приводит к неконтролируемому росту числа лиц, относящих себя к КМНС, а также количества общин одних и тех же членов. Все это вызывает многократное увеличение объема выделяемых данной категории населения квот на вылов водных биоресурсов и количества рыбопромысловых участков для организации рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС.

После принятия норм законодательства, обеспечивающих приоритетный доступ КМНС к пользованию водными биоресурсами, этот рост приобрел взрывной характер. Так, по данным Министерства рыбного хозяйства Камчатского края, число общин КМНС за три последних года в крае увеличилось в десятки раз. Объемы водных биоресурсов, выделяемых КМНС в Дальневосточном регионе с 2005 по 2009 год, возросли в полтора раза. Только в Камчатском крае при численности КМНС около 20 тыс. человек на отдельного представителя данной категории населения в 2010 году приходилось 526 кг водных биоресурсов. А количество заявленных КМНС на 2011 год объемов квот на добычу водных биоресурсов в Камчатском крае и Сахалинской области в десятки раз превышает объемы, выделявшиеся для этих целей в период с 2005 по 2010 год.

Из общего количества рыбопромысловых участков для традиционного рыболовства в Камчатском крае было предусмотрено 242 участка, или 24% от общего количества рыбопромысловых участков в крае. Таким образом, в настоящее время наблюдается значительный рост объемов водных биоресурсов, выделяемых для традиционного рыболовства, в том числе за счет сокращения промышленного рыболовства. Данное явление приняло размах коммерческого промысла, никак не связанного с заявленными целями. При этом большая часть выловленных КМНС биоресурсов идет на продажу, а не для поддержания традиционного образа жизни.

В такой обстановке реализация приоритетных прав КМНС сопровождается злоупотреблениями, в том числе со стороны лиц, не имеющих отношения к КМНС, проживающих в местах с развитой инфраструктурой, где традиционный образ жизни не осуществляется. Число заявок на выделение водных биоресурсов для осуществления традиционного рыболовства значительно превышает фактическое количество лиц, относящихся к КМНС и проживающих на территории традиционного проживания по данным официального статистического учета.

В немалой степени этому способствует наличие в перечне видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р, такого вида традиционной хозяйственной деятельности, как реализация водных биоресурсов.

Динамика роста объемов заявок на получение водных биоресурсов КМНС и причисляющими себя к КМНС лицами диктует необходимость принятия мер по совершенствованию нормативной правовой базы, в том числе и в области рыболовства, поскольку нарушается сама идея обеспечения приоритетного доступа КМНС к водным биоресурсам и рыбопромысловым участкам с целью сохранения их традиционного образа жизни и уникальной культуры.

В связи с этим Росрыболовством неоднократно инициировался вопрос о разработке проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению порядка отнесения граждан Российской Федерации к КМНС, а также о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р в части исключения из перечня видов традиционной хозяйственной деятельности такого вида деятельности, как реализация водных биоресурсов, и пересмотра перечня мест традиционного проживания в сторону уменьшения количества городских округов и населенных пунктов с развитой инфраструктурой, в которых КМНС не осуществляют традиционный образ жизни.



← Назад в раздел