Северные кладовые ждут комплексной модернизации

 

Север играет ключевую роль в национальной экономике, в обеспечении безопасности и геополитических интересов России в настоящем и будущем. При этом значение Севера материализуется трудом людей, тех, кто открывал и осваивает эти территории, добывает и перерабатывает природные ресурсы.

На протяжении многих лет органы государственной власти северных и арктических регионов неоднократно поднимают вопрос о необходимости усиления роли государства в регулировании экономики Севера, принятия комплекса мер в бюджетно-налоговых отношениях, промышленной и инновационной политике, природопользовании, социальной политике, системе государственной поддержки районов Севера с учетом специфических условий Севера, особенностей функционирования его экономики и социальной сферы в рыночных условиях и на создание товаропроизводителям Севера равных условий хозяйствования с другими регионами страны.

Стремление к унификации федерального законодательства в целях обеспечения единообразия правового регулирования не учитывает различных условий жизнедеятельности северян. Это привело к принятию многих законодательных актов, не учитывающих северную специфику, и к исключению из законодательства ряда действовавших, проверенных временем норм. Более того, принятые без должного учета территориальной специфики федеральные законы, регулирующие вопросы федеративных отношений, местного самоуправления, разграничения полномочий между уровнями публичной власти, в значительной степени изменили саму основу законодательства. Вследствие этого произошло ухудшение правового положения многих категорий граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Еще в сентябре 2008 года президентом России Д.А. Медведевым были утверждены Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Главное в них то, что Арктическая зона не рассматривается как сырьевой придаток России. Документом четко определены стратегические приоритеты, цели и задачи в сферах экономики и решения социальных вопросов, науки, информационных технологий и связи, экологии, военной безопасности, международного сотрудничества. Таким образом, речь идет о комплексном развитии Арктической зоны России.

И вроде бы «вечные ледовые подвижки» стали совершаться: приоритетной становится реализация крупных инвестиционных проектов, прежде всего инфраструктурного характера, как основы развития производства и создания новых рабочих мест. Сегодня принята Стратегия социального и экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года, действуют федеральные законы, направленные на совершенствование регулирования отношений в недропользовании, рыболовстве, лесном хозяйстве.

Однако… Предстоит решить немалое количество вопросов в законодательном плане. Прежде всего, хотел бы остановиться на следующих, на наш взгляд, основополагающих, решение которых требуется уже давно и незамедлительно.

О РАЙОНИРОВАНИИ

Сложившаяся система государственной поддержки северных территорий вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями. Недостаточно учитывает изменения в экономике, не отражает всего разнообразия особенностей природно-климатических условий северных регионов, продолжает сохранять многие черты старой административно-командной модели, в том числе и в самом определении объекта поддержки – «районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности», «районы Севера с ограниченными сроками завоза грузов», «районы проживания коренных малочисленных народов Севера», «другие районы Севера». В настоящее время территория Севера условно делится на две зоны: районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. При этом отнесение конкретной территории к той или иной зоне не нашло отражения на уровне федерального законодательства.

Между тем, во взаимозависимости от вопроса районирования должно находиться решение таких вопросов, как заработная плата на Севере, в районах Арктики, трудовые пенсии, заработанные на Севере, налоговые льготы для предприятий, другие финансовые преференции для экономики Севера, привлечение и закрепление трудовых ресурсов и т. д.

Таким образом, с учетом того, что за последние десять - пятнадцать лет экономика России все более зависит от развития северных территорий, необходимость принятия данного закона становится краеугольной. Сегодня северные регионы, за редким исключением, влачат нищенское существование, не имеют уверенности в завтрашнем дне, что проявляется в повышенном миграционном оттоке населения. Глобальные проблемы северных территорий, как правило, связаны с зависимостью от одной-двух сырьевых отраслей, запущенным состоянием всей социальной инфраструктуры.

Мы предлагаем разработать специальное постановление правительства РФ по установлению в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях повышенных размеров районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников по четырем зонам. Установить выплату процентной надбавки к заработной плате с первого дня работы в полном объеме всем работникам, включая тех, кто не имеет стажа проживания в указанных районах.

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Со времен последней реформы субъектами права законодательной инициативы было внесено более 100 проектов федеральных законов, большинство из которых направлено на возвращение северянам того уровня пенсионных прав, который был у них до 2002 года.

Республика Саха (Якутия) является дотационным субъектом и не имеет возможности за счет собственных средств возмещать гарантии неработающим пенсионерам, связанные с выездом к новому месту жительства. Неработающим пенсионерам, выехавшим из районов Крайнего Севера после 1 января 2005 года, компенсация расходов не производится. В последнее время участились обращения неработающих пенсионеров в суд с исками к казне РФ как главному распорядителю бюджетных средств о взыскании расходов по выезду из районов Крайнего Севера. Постановлениями судов иски удовлетворяются.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Высокие издержки северного производства, не обеспеченные соответствующими компенсационными механизмами, приводят к тяжелому финансовому положению предприятий. В условиях кризиса весьма актуальным становится вопрос дифференциации налоговых платежей в отношении горнодобывающих предприятий. Налогообложение в этой сфере должно носить стимулирующий характер. Считаем, что «налоговые каникулы» должны быть сохранены в проекте генеральной схемы развития нефтяной отрасли в районах Севера. Если помните, в целях стимулирования добычи в новых районах и компенсации повышенных затрат недропользователей по целому ряду участков недр, расположенных в Арктической зоне, на континентальном шельфе, в ряде других северных регионов, действовала нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на начальной стадии разработки месторождений. Нами предложено пересмотреть ряд положений налоговой политики: изменения в Налоговом кодексе в части установления нулевой ставки налога на добавленную стоимость в алмазогранильной отрасли на операции по реализации субъектами добычи алмазного сырья на внутреннем рынке и ряд других положений.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Давно назрел вопрос разработки законодательной базы по привлечению инвестиций, созданию новых форм финансирования инвестиционных проектов, новых вариантов налоговых льгот для развития предприятий в районах Крайнего Севера. Необходимо принять федеральные законы «О государственно-частном партнерстве в РФ», который позволил бы создать эффективный инструмент привлечения частных инвестиций для реализации крупных проектов, «Об инвестициях в Арктической зоне РФ». Кроме того, в целях повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной деятельности, на наш взгляд, необходимо разработать проект федеральной инвестиционной программы как долгосрочного программного документа. В качестве главной цели программы рассматривать достижение баланса инвестиционных ресурсов, который сможет обеспечить параметры устойчивого развития регионов Дальнего Востока.

Для формирования источников реализации такой программы аккумулировать финансовые ресурсы в консолидированный Бюджет развития. Он должен включать в себя всю совокупность инвестиционных ресурсов, имеющихся в распоряжении федеральных органов власти, в том числе средства федерального бюджета, направляемые на инвестиционные цели, средства внебюджетных фондов, целевые средства, привлекаемые заемные средства.

 Правительством Республики Саха (Якутия) разработан и предложен целостный блок необходимых мер в инвестиционной политике.

ВОПРОСЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Уровень и качество их жизни остаются более низкими, чем в других регионах страны. Прежде всего, это связано с несовершенством положений действующего законодательства. Нуждается в корректировке система гарантий и компенсаций, установленная Законом РФ 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в том числе в части восстановления ряда гарантий и компенсаций, действовавших до принятия Федерального закона № 122 и закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Много нерешенных проблем остается в вопросах обеспечения самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, медицинского и бытового обслуживания.

Необходимо провести модернизацию норм действующего законодательства.

1. Особую остроту для коренных малочисленных народов Севера в последнее время приобрел Федеральный закон «О рыболовстве и сохранений водных биологических ресурсов».

2. Необходимо внести изменения в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом обеспечения приоритетного доступа малочисленных народов, их общин и иных объединений к охотничьим угодьям и охотничьим животным. Кроме того, принять решение по предоставлению охотничьих угодий охотпользователям, оформившим долгосрочные лицензии на пользование животным миром до вступления Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на бесплатной основе.

3. Включить в проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О недрах» в части особенностей недропользования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов с учетом принципа свободного, предварительного и информированного согласия этих народов при изъятии к использованию этих земель, провозглашенного Декларацией ООН «О правах коренных народов».

4. Внести в проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части предоставления в безвозмездное долгосрочное пользование землями различных категорий лицам, относящимся к малочисленным народам, их общинам и иным объединениям малочисленных народов и в части регулирования механизмов реализации приоритетного права малочисленных народов на использование возобновляемых природных ресурсов и территорий (акваторий) для их добычи.

5. Внести проект Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» в части особенностей использования лесов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

6.     Внести изменения в п. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ в части дополнения перечня лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в безвозмездное срочное пользование лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и общинами таких народов.

7. Разработать и принять Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» в части обязательного определения допустимости реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в целях предупреждения неблагоприятных воздействий этой деятельности на исконную среду обитания, традиционное природопользование, традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслов коренных малочисленных народов и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объектов экологической экспертизы.

 



← Назад в раздел