Ответ на вызов времени

Ни для кого не секрет, что уровень и качество жизни в большинстве районов Севера ниже, чем в других регионах страны. В значительной степени такое положение стало следствием свертывания системы государственной поддержки районов Севера, отказа от политики государственного протекционизма в отношении северных регионов. Прежде всего, это выразилось в значительном сокращении федеральных обязательств по возмещению удорожающих факторов систем жизнеобеспечения и снижении уровня социальных гарантий для лиц, работающих и проживающих в северных районах.

Убежден, что, учитывая известные всем особенности экономической деятельности и жизнеобеспечения населения Севера и тем более –  Арктической зоны России, государство не должно, не имеет права отказываться от политики протекционизма в этом регионе. Причем в современных условиях роль этого принципа должна возрастать.

Если раньше только государство с учетом местных особенностей определяло направления и темпы развития северных регионов, то теперь здесь мощно заявил о себе частный капитал, интересы которого не всегда совпадают с задачами комплексного социально-экономического развития территории. В этих условиях именно государство, используя имеющиеся в его распоряжении средства, в том числе законодательство, должно быть определяющей и направляющей силой, гарантом и защитником прав и законных интересов граждан, работающих и проживающих на Севере.

Уже не раз говорилось, что после принятия известного Федерального закона № 122-ФЗ произошло снижение социальной защищенности жителей Севера, были отменены или изменены условия предоставления отдельных северных гарантий и компенсаций. Поэтому в последние годы во многих районах Севера России и в большинстве районов Арктической зоны возникли серьезные проблемы с обеспечением трудовыми ресурсами. За последние два десятилетия из северных районов России уже выехало около трех миллионов человек. Причем уезжают не только пенсионеры и нетрудоспособные граждане. С этим как раз немало проблем, вы их знаете. Уезжают наиболее подготовленные и квалифицированные кадры и молодежь.

Необходимо внести в систему гарантий и компенсаций серьезные коррективы, которые сделали бы работу на Севере привлекательной, а трудозатраты – оправданными с точки зрения компенсации материальных и моральных потерь человека, вызванных экстремальными природно-климатическими условиями этого региона. Причем гарантии и компенсации для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, должны быть не ниже гарантий и компенсаций лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета. Это должно быть определено законом. Кроме того, необходимо законодательно установить систему минимальных стандартов условий трудовой деятельности и уровня жизни граждан, работающих и проживающих (постоянно или временно) на Севере России. Особое внимание должно быть уделено гарантиям и компенсациям для молодежи.

Надо сказать, что совсем недавно, 25 марта, на сайте нашего комитета завершилась интернет-конференция «О проблемах законодательного регулирования и предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». За два месяца ее проведения поступило более 40 материалов, все они опубликованы на сайте. К этому можно еще добавить более 50 обращений, поступивших на интернет-конференцию по вопросам пенсионного обеспечения северян, которую мы проводили осенью прошлого года. Это говорит о высокой степени остроты социальных проблем в северных регионах.

Для создания нормальных условий для жизни и работы на Севере необходима комплексная модернизация социальной инфраструктуры. Как показал анализ, проведенный комитетом, напряженное положение сложилось практически во всех инфраструктурных отраслях северных регионов. Мы смотрели положение дел в здравоохранении, организации лекарственного обеспечения, авиационном и водном транспорте, электроэнергетике, почтовом обслуживании. В июне на заседании круглого стола предполагаем обсудить вопросы развития сети автомобильных дорог в северных районах.

Совершенно очевидно, что неразвитость инфраструктурных отраслей является одним из основных факторов, сдерживающих устойчивое развитие Севера. Главнейшим вопросом мы считаем обеспечение транспортной доступности. Считаем, что для граждан, проживающих в отдаленных районах страны, с наиболее экстремальными природными условиями, должна быть доступна возможность передвигаться по стране, в том числе в ее центральные и южные районы для поездок на отдых, учебу, лечение и т. п.

С прошлого года в федеральном бюджете выделены средства на компенсацию части авиационных тарифов, и в летний период молодежь и пенсионеры из регионов Дальнего Востока могут выехать в центральные и южные районы страны по льготным ценам. Эта практика должна быть продолжена, но считаем, что должна расширяться и география территории, где будет действовать такая компенсация, и она должна стать круглогодичной для жителей северных территорий. Тем более что такой зарубежный опыт для отдаленных территорий есть.

Вопросам развития всех видов транспорта, энергетики, других инфраструктурных отраслей в районах Севера большое внимание уделено в утвержденных в последнее время государственных документах: Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Но, к сожалению, дальше дело продвигается очень медленно, и конкретных планов и программ, направленных на их реализацию, до настоящего времени нет.

Опыт освоения Севера и Арктики свидетельствует о необходимости в первую очередь обеспечивать развитие энергетики применительно к конкретным условиям территории. Я не буду подробно останавливаться на проблемах энергетики и путях их решения. Это отдельная и специальная тема. Но главное, на что должна быть направлена модернизация энергетики, – это ее надежность и доступность для северных поселков и городов.

Считаем, что в энергетике, особенно на Севере, принцип надежности должен быть впереди коммерции, и это необходимо закрепить в законодательстве. Сегодня сложилась система, когда извлечение прибыли любой ценой приводит к авариям и большим человеческим жертвам, как это произошло на Саяно-Шушенской ГЭС.

Как нам представляется, одним из основных направлений модернизации энергетики для районов Севера должен стать переход на максимально возможное использование местных энергетических ресурсов, в том числе нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Эта проблема обсуждается уже много лет, но, кроме отдельных примеров, реальных сдвигов в ее решении нет. Возможно, этот процесс пошел бы быстрее, если бы был разработан и принят Федеральный закон «О малой энергетике», системно регулирующий весь комплекс правоотношений, возникающих в связи с производством и применением автономных энергоустановок.

Практика показывает, что при ограниченности финансовых возможностей государства и местного самоуправления наиболее перспективным и эффективным решением проблемы создания и развития современной социальной и инженерной инфраструктуры является объединение ресурсов и действий государства и частного бизнеса в различных формах государственно-частного партнерства.

Однако до настоящего времени нет четкого представления о том, каким должно быть взаимодействие государства и бизнеса, в каких организационно-правовых формах оно может осуществляться, не разработано правовое определение государственно-частного партнерства. Да и единой политики государства в этой сфере нет. Для сохранения и развития такой важной и нужной формы взаимодействия коммерческих, предпринимательских структур и государства необходимо разработать и принять федеральный закон, регулирующий отношения и обязанности сторон в области государственно-частного партнерства. А поскольку инвестиционная деятельность – это не благотворительность, должны быть разработаны правовые и экономические механизмы стимулирования хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов к участию в социально-экономическом развитии территорий.

Определяющее значение в структуре промышленного производства Крайнего Севера России имеют добывающие отрасли, являющиеся основой экономики, - нефтегазовая, горнодобывающая, рыбопромысловая, лесопромышленная. Им здесь альтернативы нет.

Очевидно, что на значительной части территории Крайнего Севера и Арктики создавать и развивать перерабатывающие предприятия глубокой стадии переработки вряд ли целесообразно. Только транспортная составляющая сделает неконкурентоспособной любую продукцию.

Задача государства состоит в создании, в том числе и законодательным путем, стимулов для модернизации производственно-технологических систем этих отраслей в соответствии с мировыми техническим и технологическим уровнями.

Как уже неоднократно приходилось говорить, чтобы быть конкурентоспособной, северная экономика должна стать наиболее наукоемкой и высокотехнологичной. Суровость природно-климатических условий и как следствие - высокие затраты на производство и жизнеобеспечение населения, огромные расстояния и низкая транспортная обеспеченность, экологическая уязвимость природы Севера – эти факторы являются мощнейшим стимулом для внедрения новейших достижений научно-технического прогресса и человеческой мысли в жизнедеятельность северных территорий. Поэтому создание инновационных технологий для Севера имеет жизненно важное значение.

Реализация стратегии инновационного развития северных регионов в первую очередь зависит от использования кадрового потенциала, его квалификации, профессионализма, компетентности, нацеленности на инновационную деятельность и подготовленности к ней.

Представляется необходимым, чтобы непосредственно в северных регионах, в городах, где сегодня развивается экономика, обеспечивается будущее страны и нужны современно подготовленные специалисты, создавались научно-образовательные комплексы по подготовке кадров для инновационного развития Севера и Арктики. В связи с этим, безусловно, отрадным фактом является создание в Архангельске, Якутске и Красноярске федеральных университетов на базе ведущих вузов регионов.

 



← Назад в раздел