Курсом национального университета

– Чем ДВГУ отличается от других университетов страны? Что определяет его престиж: история, традиции, кадры, НТБ, перспектива?

 

– История Дальневосточного государственного университета начиналась с Восточного института – этого первого и единственного в своем роде учебного заведения на весь огромнейший Дальний Восток. В ту пору, поздравляя своего младшего “собрата” с рождением, ректор Московского университета профессор Тихомиров выразил надежду, что новый вуз страны должен стать не только центром образования и науки, но и формирования имперской политики России по освоению территорий бескрайней тихоокеанской окраины.

ДВГУ очень рельефно отличается от всех вузов России как раз тем, что сохранил уникальное направление - востоковедение, которым практически никто из вузов России, кроме разве что Санкт-Петербургского университета и МГУ, серьезно не занимался, он сумел развить эту научную сферу вширь, глубь и основательность. Именно это было, есть и останется особенностью ДВГУ, отличительной его чертой как от российских, так и иностранных высших школ. Ведь вот посмотрите хотя бы по набору специальностей и специализаций ВПО: по 77 специальностям у нас реализуется 176 специализаций! В университете 14 специальностей физико-математических и естественных наук, 25 специальностей наук гуманитарных и социальных, 14 – экономики и управления да столько же техники и технологий, 6 специальностей культуры, искусства и сферы обслуживания и 6 образования и педагогики. Как видите, в ДВГУ представлены такие специальности, которых нет ни в каких других вузах и на таком уровне, который заслуживает очень высокого уважения не только в нашей стране, но и за ее пределами – целый комплекс биологических наук, физики, химии, математики, науке о Земле. Гуманитарный комплекс, связанный с русской литературой, языком, филологией. По математическим специализациям мы занимаем 1-е место в России. И важный комплекс юридических наук, который в рейтинге юридических специализаций показал очень высокие результаты.

– Я бы хотела, Владимир Иванович, чтобы Вы о структуре ДВГУ немножко шире рассказали читателям региональной “Парламентской газеты на Дальнем Востоке”.

 

– У нас сейчас обучается 39600 учащихся, студентов и аспирантов. А преподавательский состав насчитывает 1444 человека, среди которых 277 профессоров (штатных-143) и 600 доцентов, 312 старших преподавателей, 255 ассистентов. Средний возраст “педагогического звена” - 47 лет. ДВГУ состоит из 24 учебно-научных институтов, имеет 153 кафедры. В разрезе инновационной образовательной программы созданы и эффективно действуют такие научно-образовательные центры, как “Физика Земли”, “Нанофизика и нанотехнология”, “Инновационные технологии и оптоэлектроника”, “Медицинская физика”, “Приморский океанариум”. Есть целая сеть международных центров и институтов, как-то: Институт международного образования, Институт аспирантуры для граждан КНР, Институт политики миграции, Интеграционная система центров международного сотрудничества и академической мобильности. А вот подразделения, которые мы намерены энергично развивать: гуманитарно-технологический парк, высшая экономико-математическая школа…

– Приведенные Вами цифры для потенциальных студентов Дальнего Востока, что песня, из которой поэтических слов не выбросить: ДВГУ, слышала я, в 2006-ом году получил почти миллиардный грант, став победителем правительственного конкурса образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы - Приоритетные национальные проекты “Образование”?

 

– Грант ДВГУ выиграл не какими-то там разовыми действиями, а 10-летней целенаправленной и упорной работой по сохранению и развитию фундаментальной науки. Не случайно же в 2006 году университет стал дипломантом премии Правительства Российской Федерации в области качества. В этом же году он получил медаль Всероссийского выставочного центра за качество дистанционного образования и был награжден Золотой медалью Французской ассоциации содействия промышленности за успехи в области качества образования.

Чтобы показать эту нелегкую результативность, хочу подчеркнуть только одну немаловажную деталь - гранты наш университет выигрывает не впервые! Еще 8 лет назад ДВГУ стал первым вузом России, который участвовал во Всероссийском конкурсе по созданию естественно-научных центров среди 98 лучших российских учебных заведений. Проект “Центр морской биоты” оказался не только лучшим, но удивительно дееспособным – его инвестирует американская сторона и он до сих пор у нас плодотворно работает. Затем победа досталась в конкурсе уже по гуманитарному направлению. В ДВГУ работает Межрегиональный институт общественных наук, созданный совместно с Международным фондом Карнеги.

Все “призы” в виде крупных сумм шли только на развитие приборной базы с обязательным университетским внебюджетным софинансированием – ДВГУ немало зарабатывает по хоздоговорам, научно-технической программе “Развитие потенциала высшей школы”. Здесь объем зарабатываемых средств увеличился в 2006 году в три раза.

Можно еще много рассказывать о научных грантах ДВГУ, которые реализуются в научно-техническую базу. Но дело тут вовсе не в перечислении заслуг, а скорее в целенаправленном и основательном создании того научного ресурса, который, несмотря на тяготы прожитого рыночного периода, преподавательский коллектив ответственно сформировал. Никто ведь наших людей не подгонял и не указывал им: вы, мол, сохраняйте, несмотря ни на что, математику, заботьтесь о физике, потому что это - те самые специальности высоких технологий, которые сделали Россию великой научной и образовательной державой, а мы уж университет поддержим финансово. Классическим университетам приходилось в условиях финансирования по остаточному принципу проявлять изобретательность, ориентируясь лишь на собственный интерес, чувство долга перед будущим и, таким образом, не только сохранить, но и развить научную основу!

– И все-таки, без внимания государства науке не обойтись. Вот состоявшийся конкурс 2006 года образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, в котором ДВГУ вновь победил, разве это не внимание к развитию высшей школы в стране?

 

– Я полагаю, что Министерство образования и науки Российской Федерации приняло мудрое решение: при поддержке Правительства в лице Д. А. Медведева создать и провести такой грандиозный конкурс инновационных проектов, включив в конкурсную комиссию представителей Министерства образования и науки, РАН и крупного бизнеса, взявших на себя смелость и труд определить: кто и чего нынче стоит из высшей школы в разрезе критерия – наука. Ибо качественное образование осуществляется только там, где есть наука. Из 197 участников жесткий отбор прошли только 17, в число которых вошел и ДВГУ. Он представил инновационную образовательную программу “Научно-образовательный ресурсный центр технологий повышения качества жизни на российском Дальнем Востоке”.

Целью программы ДВГУ является создание инновационной научно-образовательной среды, ориентированной на технологии повышения качества жизни на российском Дальнем Востоке. В перспективе это будет способствовать формированию промышленных кластеров и миграции населения в регион. Ведь устойчивый рост качества жизни в ХХI веке невозможен без развития экономики, социальной инфраструктуры, биотехнологий, новых информационных технологий, нанотехнологий. А также без подготовки высококвалифицированных кадров, способных разрабатывать и внедрять эти технологии во все сферы человеческой деятельности.

– ДВГУ выиграл по гранту чуть ли не миллиард. И как им намерены распорядиться?

 

– Общий бюджет составил не миллиард, а 1198 миллионов рублей. Я уже подчеркивал, что ни один проект не обходится без университетского софинансирования. На сей раз вклад ДВГУ составил 342,4 млн. рублей. Потратить их решили следующим образом: основные средства – 856 млн. из федерального бюджета пустить только на закупку самого совершенного оборудования, современнейших приборов, которых нет ни на Дальнем Востоке, ни даже в других университетах страны. Тут мы очень серьезно обдумывали совместно со своими коллегами – учеными из ДВО РАН, чтобы приобрести то, чего нет даже у них, чтобы дополнить общепользуемую приборную базу и эффективно ее эксплуатировать. Половину суммы софинансирования потрачена также на приобретение лабораторного оборудования, а другая часть – модернизацию материально-технической базы и повышение квалификации кадров.

На базе инновационного проекта ДВГУ уже создал 7 новых научно-образовательных центров. Организовано более двух десятков лабораторий для 35 новых специальностей и специализаций. Все они, так или иначе, связаны с высокими технологиями, то есть с теми проблемными узловыми моментами, на которые неоднократно и упорно в последние годы указывал Владимир Путин: “Инновационная экономика – вот наша цель. Если мы не создадим экономику знаний, не уйдем от экспортно-импортной экономики сырьевого направления, то будущего у страны не будет”. Вот мы как раз четко укладываемся в эту государственную концепцию, составляющую как нельзя современную базу для сотрудничества Дальнего Востока со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

– У ДВГУ и без указаний сверху широчайший круг связей!

– Взгляните на карту Тихоокеанского бассейна: флажками означены многие города и страны, где ДВГУ наладил с ведущими университетами стран АТР сотрудничество. Под сенью “востоковедения” наш университет единственный в России, который развивает общеобразовательные программы не просто по договорам с зарубежными коллегами, а на основании совместных с ДВГУ официальных соглашений Министерств иностранных дел и Министерств образования целого ряда стран Азиатско-Тихоокеанский регион. ДВГУ имеет диплом, который признается практически во всем мире: еще в 1991 году был создан российско-американский факультет совместно с Мэрилендским университетом, который признал наш учебный план и диплом ДВГУ. С тех пор выпускаем уникальных двухдипломных специалистов.

Интернационализация образования и “экспорт” этих услуг в страны АТР и США занимает особое место. Более 6000 иностранцев прошли обучение на базе "Русской школы" ДВГУ во Владивостоке. Русский центр, созданный на Аляске 15 лет назад, до сих пор успешно работает. Сейчас подобные центры действуют на базе университетов Республики Корея, Китая, Японии и других стран АТР. К примеру, уже 13 лет филиал ДВГУ функционирует в городе Хакодате. И в прошлом году Японское правительство официально подтвердило его статус в качестве филиала зарубежного университета. Таким образом, ДВГУ стал одним из 3-х официально признанных иностранных университетов, - наряду с двумя вузами из США, - деятельность которого в Японии признана на государственном уровне. Почти 10 лет в Китайской Народной Республике работает программа двух дипломов в Хэйлунцзянском университете и Даляньском университете иностранных языков. При Хэйлунцзянском университете в рамках межправительственного Соглашения КНР и России в памятный год России в Китае открылся российско-китайский Институт аспирантуры. И в этот же год, что очень для дальневосточников престижно, уже у нас во Владивостоке открылся Институт Конфуция – первый во всей России.

– В свой четвертый приезд во Владивосток Президент Владимир Путин с губернатором Сергеем Дарькиным говорили о необходимости создания национальных университетов. Как Вы к такой идее относитесь?

 

– Это абсолютно правильное решение. Обеспечить устойчивое развитие образовательной системы можно за счет интеграции фундаментальной науки, образования и производства. Необходимо совершенствовать научные исследования и систему подготовки кадров. А консолидировать университеты лучше с учетом тех направлений, в которых они сильны. Такая практика в Китае началась в 90-х годах. Уханьский университет, объединивший 5 вузов, стал одним из примеров успешного создания общекитайских национальных университетов. В таком вот консолидированном виде творчески действуют многие университеты Поднебесной. У меня есть такой солидный том, где перечислены все китайские университеты, а в конце его – указание: из каких вузов они созданы. Разумеется, за этим консолидирующем процессом стоит “консолидация” бюджета, который у многих там составляет не менее 300 млн. долларов США. Как я знаю, нет ни одного российского вуза, который бы обладал такими деньгами.

Конечно же, России, если мы хотим сохранить свои приоритеты и развиться на уровне мировой науки и образования, неизбежно надо и думать, и действовать в направлении усиления консолидации высших учебных школ страны.

Валентина Братчикова.г. Владивосток  

 

 



← Назад в раздел