Государство должно помогать строителям в решении задач

– Николай Павлович, как вы оцениваете состояние строительной отрасли сегодня? И что, на ваш взгляд, следует предпринять, чтобы повысить темпы, и, самое главное, – качество строительных работ?

– Мы сегодня можем констатировать тот факт, что строительная отрасль прошла свою нижнюю точку падения и медленно начинает подниматься к тем объемам, которых достигла раньше. Хочу сказать, что, безусловно, этот подъем идет в очень сложных условиях. Прежде всего, потому, что нарушена сама система финансирования стройки. Вы знаете, что до сентября 2008 года она была отработана и действовала достаточно эффективно. Это кредиты или инвестиции банков, это инвестиции физических лиц. Обрушение системы привело к тому, что стали писать в прессе и говорить о том, чтобы жилье не покупали, так как завтра квартиры можно будет брать за бесценок. Это сыграло большую роль в оттоке физических лиц. А банки, увидев, что строительство – область повышенного риска, вообще прекратили заниматься выдачей кредитов и его инвестированием. Я уверен, государство должно заботиться о сохранении банковской структуры. Мы помним, что туда были вложены огромные суммы денег. И сегодня банковская структура уже должна решать обратную задачу, то есть выходить на строительные площадки.

– Как выглядят антикризисные меры поддержки строительного комплекса России?

– Я хочу сказать, что есть определенные подвижки в законодательстве, есть подвижки среди банковской структуры. Но это касается крупных девелоперских компаний, крупных застройщиков, где есть эффективная залоговая база. Есть вопросы и по совершенствованию СРО. Уже больше года они работают. Их создание – это революция в стройкомплексе. Первый шаг мы прошли: отобрали тех, кто нужен сегодня. Ушли фирмы-однодневки. Но появились торговля допусками, замороженные средства компенсационных фондов, не до конца продуманная система страхования и др. Все это требует дальнейшего совершенствования института саморегулирования строительной отрасли. К таким «ловкачам» должны приниматься жесткие меры, и необходимо ликвидировать их, как требует наше законодательство. А остальное – все нормально. Ведь в России есть профессионалы своего дела, которые умеют хорошо работать.

– Какую роль в развитии строительной отрасли должны сыграть саморегулируемые организации? Доказали ли они свою эффективность?

– АСР очень активно работала над созданием законодательства по саморегулируемым организациям и его формированием. Перед нами стояли две задачи. Первая - оставить на рынке тех, кто может строить. Раньше было так: заплатил за лицензию, сделал организацию, и все – можно работать. Сейчас этого нет. Самый главный вопрос сегодня – это все виды ответственности, включая имущественные, которые СРО должны взять на себя. И еще подготовка кадров. Для этого есть великолепная база в наших университетах, колледжах. А сегодня на каких-то сомнительных комбинатах за 10 - 15 тысяч в течение 10 дней предлагают переподготовку по любой строительной специальности. И этот вопрос, я считаю, СРО должны взять под свой жесточайший контроль, а также все вопросы, касающиеся качества и безопасности строительства.

– А какова роль государственно-частного партнерства в строительной отрасли?

– Роль государственно-частного партнерства? Когда в марте в городе Ростов-на-Дону была крупная строительная выставка, я поехал на ДСК. Вот там государственно-частное партнерство. Приведу пример – считаем меня за представителя бизнеса, который готовит конструкцию. Регион (государство) выделяет площадку, оборудует ее в инженерном отношении, строит автодороги, освещение. От стоимости квадратного метра это составляет где-то 35 - 40%, и это государство берет на себя. А я же начинаю монтировать дом, то есть захожу уже на подготовленную площадку. Все. Вот это государственно-частное партнерство. Его только надо развивать всеми возможными  способами и путями.

– Приоритеты строительной отрасли сегодня – как они выглядят?

– Один из главных приоритетов – это социальное жилье. Это мое субъективное мнение. Сейчас необходимо решать вопросы учителей, врачей, работников культуры, тех, кто получает бюджетные деньги. В этом плане надо понять одну простую вещь: надежда на ипотеку очень туманна. Чтобы снять все проблемные вопросы, нужно очень много строить.

Второе – мы должны понимать, что у нас большие обязательства перед мировым сообществом в плане проведения Саммита-2012, Олимпиады, Универсиады, чемпионата мира по футболу. При строительстве этих объектов должны применяться самые современные материалы и технологии, чтобы весь мир увидел, что мы можем хорошо строить. А то, что мы можем, в этом я нисколько не сомневаюсь.

– В предыдущие годы очень много говорили о ФЦП «Жилище», или еще ее называли Национальным проектом «Доступное и комфортное жилье». Существует ли сейчас эта программа или в связи с финансовым кризисом прекратила свое существование?

– Мы должны извлечь уроки из кризиса. В докризисное время, несмотря на реализацию государством национального жилищного проекта, строительство порой развивалось стихийно, в основном велась точечная застройка, создающая дискомфорт и поэтому вызывающая раздражение населения. Строители не всегда заботились об экономии, о применении современных энергоэффективных технологий. Нехватка строительных материалов покрывалась за счет экспорта.

Теперь постепенно назревает понимание того, что масштабная реализация не только жилищных, но и любых строительных проектов возможна лишь на основе долгосрочных планов социально-экономического развития. Когда даны ответы на вопросы: не только сколько нужно строить жилья, но и где его строить, на какую категорию граждан оно рассчитано. А это невозможно сделать без принятия программ регионального развития, содержащих прогнозы и по развитию промышленности, в том числе по размещению объектов промышленности строительных материалов, и демографические прогнозы, и многие другие факторы, градостроительные планы развития территорий.

Хочу привести пример: когда Никита Хрущев решал проблему жилья, а он единственный из всех генеральных секретарей ее решил, были закуплены 1100 с лишним домостроительных комбинатов. Их распределили по территории всего СССР. То есть было закуплено то, что делает конструктив для строительства. Были также подготовлены карьеры, построены бетонные заводы и так далее. И тогда построили очень много жилья – это, можно сказать, был национальный проект. Сегодня необходимо разработать схемы долгосрочного финансирования предприятий строительной индустрии на основе механизмов государственно-частного партнерства. Государственная жилищная политика также нуждается в дальнейшем развитии. К сожалению, данные статистики показывают, что огромное число наших граждан не в состоянии приобрести жилье, следовательно, должны быть разработаны новые механизмы решения жилищного вопроса. Это и развитие жилищной кооперации, и социальная ипотека, и полноценное развитие жилищного найма, и служебное жилье. Здесь большая работа предстоит как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Первые шаги в повышении заинтересованности и ответственности региональных властей за реализацию жилищной политики уже сделаны. Теперь для участия в ФЦП «Жилище» регионы должны разработать и защитить свои программы развития жилищного строительства.

– Для реализации национального проекта необходимы новые эффективные строительные технологии и материалы. Какова сейчас ситуация на отечественном рынке стройматериалов?

– Одной из основных проблем строительной индустрии на сегодняшний день является сложившаяся диспропорция среди предприятий отрасли. Появляются производства, оснащенные современным оборудованием и использующие новейшие технологии, что позволяет обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции. Вместе с тем на большинстве предприятий высок уровень физического износа основных фондов, достигающий на некоторых предприятиях 70 - 80 %, при низком техническом уровне оснащения производств и невысокой производительности труда, что делает их и выпускаемую ими продукцию неконкурентоспособными на рынке как по качеству, так и по ценовым параметрам.

– Как, на ваш взгляд, сегодня развивается стройиндустрия в регионах?

– Я думаю, она находится на одинаковом уровне примерно везде. Для того, чтобы начался подъем в строительстве, надо сделать то, о чем я говорил. Захотел, допустим, руководитель компании получить кредит – он должен получить его не под 19 - 20%, а под то, что будет на выходе. Ему должны подготовить площадку, так как компания выиграла строительство объекта по конкурсу. И не должен он платить за энергию, за землю. За это все уже заплатило государство, перечислив деньги региону. Строительные материалы также должны быть подконтрольны. Мы были недавно в Вене, там государство очень четко низшую планку устанавливает и за верхней планкой цены смотрит бдительно. Если, не дай бог, что-то с ней случается, контролирующий орган подключается, и там мало не покажется. Вот если у нас так будет, тогда, думаю, мы можем построить все. Государство должно понимать и помогать строителям в решении этих задач.

Любовь Пустовалова.

 

 



← Назад в раздел